конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка 2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_kl.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Урок русского языка
2 класс
Тема: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов:
Фоменко Т. А.
с. Красногвардейское
2016 г.
Тема урока: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Цели деятельности учителя: учить подбирать родственные слова на более высоком уровне; формировать умение работать со словарем происхождения слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся дифференцировать различные формы слова; классифицировать родственные слова; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, карточки, наглядные пособия.
Ход урока:
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их. Тихо садитесь.
- Скажите девиз нашего урока:
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Актуализация опорных знаний.
Чистописание.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Подчеркните трудности письма.
- Выпишите строчку чистописания.
III. Выявление места и причины затруднений.
– Какое слово «лишнее»? (Ягодка.)
- Почему? (Это родственное слово.)
- Выделите корень в словах.
- Какие слова являются формой одного и того же слова?
- Выделите в них окончания.
- Молодцы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа в парах. (Слайд 1)
- Прочитайте данные слова. Посовещайтесь с соседом по парте.
- Разделите их на две группы: родственные слова и формы одного и того слова. (Слайд 2)
( У доски один сосед запишет родственные слова, а другой формы одного и того же слова.)
- Выделите корень у родственных слов и окончания у форм одного и того же слова.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Родственные слова и формы слова»)
- Какую цель поставим перед собой? (Закрепить умение различать формы слова и родственные слова.)
(Слайд 3)
V. Реализация построенного проекта.
(Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Работа по учебнику с. 160
- – Сравните слова в упражнении 128: волк, волчонок, волчий, волчок. Являются ли они все родственными? Прочитайте диалог Маши и Миши. Кто из них прав? (Слово «волчок» является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку.)
– Как вы думаете, как это слово должно быть записано в толковом словаре: один раз или два раза? (Волчок – это фольклорное название волка, и в толковом словаре этого слова в таком значении обнаружить не удастся.)
- Запишите эти слова. Выделите корень.
- Что вы заметили в корнях слов? (Чередование согласных звуков к и ч.)
- В слове волчий подчеркните мягкие согласные звуки.
Физминутка
VI. Включение в систему знаний, повторение.
Самостоятельная работа.
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
– Спешили все слова к нему… Какие? Разгадайте. Запишите их. Выделите корень.
Взаимопроверка.
Работа в группах.
1 группа
Найдите в тексте родственные слова. Запишите их. Выделите корень.
Наступила зима. Идёт мокрый снег. Ребята играют в снежки и лепят снеговика.
2 группа
Определите: являются ли данные слова родственными?
Белка-белки
Кружка-кружки
Замок-замки
Запишите первые два слова. Подчеркните мягкие согласные звуки.
3 группа
Прочитай стихотворение Е. Трутневой:
Звёзды
Звёзды то роятся, будто пчёлы,
То горят как будто светляки…
Слышно, как слетают с ветки голой
Самые последние листики.
Не листик ли вспыхнул улетая,
Золотом блеснул и вдруг исчез?
Звёздочка упала золотая,
Закатилась в тёмный тихий лес.
- Найдите в тексте родственные слова и изменения одного и того же слова. Запишите их в два столбика.
Слайд 4
VII. Итог урока. Рефлексия.
- В начале урока мы определили, чем будем заниматься на уроке.
- Поднимите руку, кто умеет различать родственные слова и формы слова?
- Какое задание вам понравилось больше всего? Чем?
- Какое задание показалось особенно трудным?
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Ребята, поднимите руку, кому сегодня понравился урок? Кто доволен собой, и считает, что хорошо работал на уроке?
(Объявить оценки.)
- Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было интересно с вами работать.
Домашнее задание. Т. с. 52 № 66
1 группа
Найдите в тексте родственные слова. Запишите их. Выделите корень.
Наступила зима. Идёт мокрый снег. Ребята играют в снежки и лепят снеговика.
2 группа
Определите: являются ли данные слова родственными?
Белка-белки
Кружка-кружки
Замок-замки
Запишите первые два слова. Подчеркните мягкие согласные звуки.
3 группа
Прочитай стихотворение Е. Трутневой:
Звёзды
Звёзды то роятся, будто пчёлы,
То горят как будто светляки…
Слышно, как слетают с ветки голой
Самые последние листики.
Не листик ли вспыхнул улетая,
Золотом блеснул и вдруг исчез?
Звёздочка упала золотая,
Закатилась в тёмный тихий лес.
- Найдите в тексте родственные слова и изменения одного и того же слова. Запишите их в два столбика.
ок ник ной очек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"
Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».
Конспект данного урока предназначен для обучающихся воспитанников коррекционной школы VII вида. Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; позна...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ
Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"
Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" построен по технологии деятельностного метода обучения. Работа на уроке направлена на формирование предметных и ме...
презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Состав слова.Распознавание частей слова"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательн...