конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фоменко Татьяна Андреевна

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_kl.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Урок русского языка

2 класс

Тема: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов:

Фоменко Т. А.

с. Красногвардейское

2016 г.

Тема урока: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». 

Цели деятельности учителя: учить подбирать родственные слова на более высоком уровне; формировать умение работать со словарем происхождения слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся дифференцировать различные формы слова; классифицировать родственные слова; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, карточки, наглядные пособия.

Ход урока:

I.Организационный момент. Мотивация  к учебной деятельности.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их. Тихо садитесь.

- Скажите девиз нашего урока:

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

II.  Актуализация опорных знаний. 

Чистописание.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Подчеркните трудности письма.

- Выпишите строчку чистописания.

III. Выявление места и причины затруднений.

– Какое слово «лишнее»? (Ягодка.) 

- Почему? (Это родственное слово.)

- Выделите корень в  словах.

-  Какие слова являются формой одного и того же слова?

-  Выделите в них окончания.

- Молодцы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в парах. (Слайд 1)

- Прочитайте данные слова. Посовещайтесь с соседом по парте.

- Разделите их на две группы: родственные слова и формы одного и того слова. (Слайд 2)

( У доски один сосед запишет родственные слова, а другой  формы одного и того же слова.)

- Выделите корень у родственных слов и окончания у форм одного и того же слова.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Родственные слова и формы слова»)

- Какую цель поставим перед собой? (Закрепить умение различать формы слова и родственные слова.)

(Слайд 3)

V. Реализация построенного проекта.

 (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

Работа по учебнику с. 160

  • – Сравните слова в упражнении 128: волк, волчонок, волчий, волчок. Являются ли они все родственными? Прочитайте диалог Маши и Миши. Кто из них прав? (Слово «волчок» является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку.)

– Как вы думаете, как это слово должно быть записано в толковом словаре: один раз или два раза? (Волчок – это фольклорное название волка, и в толковом словаре этого слова в таком значении обнаружить не удастся.)

- Запишите эти слова. Выделите корень.

- Что вы заметили в корнях слов? (Чередование согласных звуков к и ч.)

- В слове волчий подчеркните мягкие согласные звуки.

Физминутка

VI. Включение в систему знаний, повторение.

Самостоятельная работа.

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

– Спешили все слова к нему… Какие? Разгадайте. Запишите их. Выделите корень.

        Взаимопроверка.

Работа в группах.

1 группа

Найдите в тексте родственные слова. Запишите их. Выделите корень.

Наступила зима. Идёт мокрый снег. Ребята играют в снежки и лепят снеговика.

2 группа

Определите: являются ли данные слова родственными?

Белка-белки

Кружка-кружки

Замок-замки

Запишите первые два слова. Подчеркните мягкие согласные звуки.

3 группа

Прочитай стихотворение Е. Трутневой:

Звёзды

Звёзды то роятся, будто пчёлы,

То горят как будто светляки…

Слышно, как слетают с ветки голой

Самые последние листики.

Не листик ли вспыхнул улетая,

Золотом блеснул и вдруг исчез?

Звёздочка упала золотая,

Закатилась в тёмный тихий лес.

- Найдите в тексте родственные слова и изменения одного и того же слова. Запишите их в два столбика.

Слайд 4

VII. Итог урока. Рефлексия. 

- В начале урока мы определили, чем  будем заниматься на уроке.

- Поднимите руку, кто умеет различать родственные слова и формы слова?

- Какое задание вам понравилось больше всего? Чем?

- Какое задание показалось особенно трудным?

- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Ребята, поднимите руку, кому сегодня понравился урок? Кто доволен собой, и считает, что хорошо работал на уроке?

(Объявить оценки.)

- Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было интересно с вами работать.

Домашнее задание. Т. с. 52 № 66

1 группа

Найдите в тексте родственные слова. Запишите их. Выделите корень.

Наступила зима. Идёт мокрый снег. Ребята играют в снежки и лепят снеговика.

2 группа

Определите: являются ли данные слова родственными?

Белка-белки

Кружка-кружки

Замок-замки

Запишите первые два слова. Подчеркните мягкие согласные звуки.

3 группа

Прочитай стихотворение Е. Трутневой:

Звёзды

Звёзды то роятся, будто пчёлы,

То горят как будто светляки…

Слышно, как слетают с ветки голой

Самые последние листики.

Не листик ли вспыхнул улетая,

Золотом блеснул и вдруг исчез?

Звёздочка упала золотая,

Закатилась в тёмный тихий лес.

- Найдите в тексте родственные слова и изменения одного и того же слова. Запишите их в два столбика.

ок  ник ной  очек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».

Конспект данного урока предназначен для обучающихся воспитанников коррекционной школы VII вида. Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; позна...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"

Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" построен по технологии деятельностного метода обучения. Работа на уроке направлена на формирование предметных и ме...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Состав слова.Распознавание частей слова"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о значимых частях слова, их роли в словах;  развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове; выполнять словообразовательн...