ehjr
проект по русскому языку (1 класс) на тему

Урок по ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка ( УМК «Перспективная начальная школа» )

по теме «Слова – признаки»

автор Кувшинова Наталья Павловна

МБОУ «Большеподберезинская СОШ»

Пояснительная записка

На изучение данной темы отводится 1 час,  осуществляется связь с предшествующим материалом «Слова- предметы» и  «Слова- действия».

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала. Урок открытия новых знаний. В ходе урока реализуется системно – деятельностный подход.

Актуальность.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено ФГОС НОО   как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Мы, учителя, должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение.   Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией: умение добывать информацию; осмысливать ее и преобразовывать; извлекать из нее необходимые знания; применять их для получения новых знаний. Информационная культура личности - это одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в современном обществе.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о словах-признаках, ознакомления со схематическим изображением слов-признаков; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Образовательные ресурсы: карточки со схемами слов для составления предложений, презентация

Планируемые результаты.

Предметные:

- научатся:  распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; использовать   тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; употреблять в речи слова-признаки.

Метапредметные:

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные –  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

регулятивные –  принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развивать интерес к русскому языку

 

№ п\п

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Содержание материала

Формирование УУД

1.

Самоопределение к          деятельности. Организационный момент

Подготовка класса к работе.     Включение в деловой ритм           

Фронтальная

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

Личностные : самоопределение;регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 1-5,6

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Фронтальная

Продолжаем путешествовать в Волшебный лес!  

1.Игра «Соотнеси» На какие две группы распределите слова? (Слова-предметы и слова-действия) Распределите их в две группы и запишите.

Кот, собака, скрипит, солнце, лает, бычок, мяукает, мычит, доска, светит.

Фронтальная проверка задания.

Прочитайте слова-предметы, слова-действия.

кот

скрипит

собака

лает

солнце

мяукает

бычок

мычит

доска

светит

2.Учитель поочередно показывает слайды с рисунками

У. Соотнесите слово – предмет и слово  - действие. Составьте предложение по иллюстрации на слайде по схеме слово – предмет + слово действие.

После того, как ученик скажет составленное предложение, остальные учащиеся  выкладывают на партах схему этого предложения) аналогично с другими слайдами. Для проверки слайд 5. На слайде 6 дети сосоавляя схему встречают проблему. Есть слово, которое не знаем как подчеркивать.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, знако –символическое моделирование

3

Выявление места и причины затруднения

Слайд 7

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.        Проходит динамическая пауза         

Фронтальная

3.Попробуйте узнать, о каком животном этот текст.

 У этого зверя шерсть …, мордочка …. Он умеет ловить мышей.

– О ком текст? Почему ответы разные?

Значит, есть еще в русском языке другие слова! Как они выделяются? У. А что вы можете сказать Маше и Мише, о том  какие еще есть слова, кроме слов – предметов и слов – действий? Как их обозначаем?

– А сейчас я впишу в текст слова.

 У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая. Он хитрый и ловкий. Он умеет ловить мышей. (Лиса.)

– Какие слова помогли отгадать зверя?

– На какие вопросы они отвечают?

– Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-признаков, то можно узнать его, даже не видя.

– О ком это?

 Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый. (Заяц.)

– Какие слова помогли узнать?

  1. 4.Игра  А сейчас поиграем. Если я назову признак, который относится к зайцу, то вы подпрыгиваете, если к лисе – приседаете. (Проводится игра.)

Косой, рыжая, белый, хитрая, длинноухий, ловкая, осторожная.

Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4

Построение проекта выхода из затруднения

Учебник

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Фронтальная

5. У. читает интригу урока

У. На прошлом уроке мы возвращали животным способность двигаться, а на этом уроке – надо вернуть животным признаки.

- Что нам в этом поможет? (учебник, тетрадь, наши знания)

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради. построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:прогнозирование

5

Реализация построенного проекта

Учебник, Слайд 7,  карточки - схемы

Работа по с. 15 учебника

У. читает интригу

  - А теперь, - сказал Ворон, - надо вернуть животным признак.

Д. (читают по цепочке слова – названия признаков)

У. (чертит на доске прямоугольник) Слова – названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначаются так: (на доске учитель изображает волнистую линию)

(если класс сильный эти сведения дети читают в учебнике и сообщают одноклассникам)

У. Обратите внимание на лису. Она  (какая?) рыжая. Заяц (какой?) маленький.

У. Вернитесь к списку (учебник стр. 15) из шести животных. Начиная с медведя, примеряйте к ним указанные слова – названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Дочитайте  список слов – названий признаков до конца. Ничего не пропускайте. Потом выберите из списка слова, чтобы рассказать о дятле, еже и других животных. (работа идет по цепочке, перечитывание слов с целью отработки навыка чтения)

Работа с карточками. Дети составляют предложение используя слово - признак

Д. (выкладывают на своей парте карточки  в соответствии с последовательностью слов в предложении: слово – действие + слово – признак + слово – действие.

У. Подчеркиваем волнистой линией. Представим, что на море у нас тихая безветренная погода, а не шторм, поэтому волны у нас маленькие

Регулятивные : планирование, прогнозирование;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде

Учебник с.16

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

индивидульная

Работа по расшифровке схем упр 5  с.16 учебник.

Помнишь названия 6 животных (тренировка памяти). Сначала устно, а потом письменно расшифруй схемы, используя слова – признаки на предыдущей странице У. Подчеркиваем волнистой линией. Представим, что на море у нас тихая безветренная погода, а не шторм, поэтому волны у нас маленькие

Регулятивные : контроль,;познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тетрадь для самостоятельных работ

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Индивидуальная

  1. Упр. 1Начерти схемы к предложениям про лису и птичку. Есть подсказка. Проверка по эталону на доске.

осуществление действий согласно инструкции и установке учителя, самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД: стремление к самостоятельному приобретению новых знаний и умений.

Дополнительное задание: придумайте слово-название предмета для каждого слова-названия признака.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Тетрадь для самостоятельных работ

Решают типовые задания

Работа в парах по вариантам, взамопроверка

7.Упр.3  В стихотворениях найди слова – признаки и подчеркни их

 По каким признакам в природе можно догадаться о том, что наступила весна? Все ли слова вам понятны?

выполняют задания, сильные оказывают помощь слабым по просьбе самих учащихся)

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные : самоопределение

9

Рефлексия деятельности (итог урока)

фронтальная

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

фронтальная

8.Игра с мячом. Учитель называет разные слова (предмет, признак, действие) и бросает мячик любому ученику, ребенок должен, возвращая мячик, задать вопрос к данному слову. Например: учитель – кто?, синее – какое?

У. А что вы можете сказать Маше и Мише, о том  какие еще есть слова, кроме слов – предметов и слов – действий? Как их обозначаем? Возвращаемся к слайду 6.

9.Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает  дерево соответствующими листочками.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные: смыслообразование

 

Литература:

1. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа.\ И. М. Улановская.  Издательство «Просвещение» Москва.2016

2. Развитие речи на уроках литературного чтения и русского языка в соответствии с ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа" Режим доступа  - http://www.uchportal.ru/            (Дата обращения: 19.10.2016)

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.