Рабочая программа русский язык 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Сумерина Елена Геннадьевна

Рабочая программа русский язык 3 класс "Школа России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

Русский язык 3 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип/форма урока

Деятельность учащихся на уроке

Формы, виды контроля на уроке

Примечание

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

ФО

Наша речь и наш язык.

1

Урок рефлексии

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. С. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

ФО

Текст. Предложение.

Словосочетание (16 ч)

Текст.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

ФО

Типы текстов.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

ФО

Предложение.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины.

1

Урок общеметодологической  направленности

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

ФО

Виды предложений по цели высказывания.

1

Урок открытия нового знания.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

ПР

Виды предложений по интонации.

1

Урок открытия нового знания.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

ФО

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

Урок рефлексии

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

ФО

Предложения с обращением.

Развитие речи.

Составление рассказа по рисунку.

1

Урок общеметодологической  направленности

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения.

РР

Главные и второстепенные члены предложения. Состав предложения.

1

Урок общеметодологической  направленности

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

ФО

Контрольный диктант № 1 (входной)

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

Работа над ошибками.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

СД

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять  нераспространённое  предложение второстепенными членами.

СР

Простое и сложное предложения.

1

Урок открытия нового знания.

Различать простые и сложные предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

ФО

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

1

Урок открытия нового знания.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

ФО

Словосочетание.

1

Урок открытия нового знания.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

СД

Словосочетание.

1

Урок открытия нового знания.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

ФО

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова  «Золотая осень».

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

РР

Слово в языке и речи (19 ч)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

ФО

Синонимы и антонимы.

1

Урок общеметодологической  направленности

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

ФО

Омонимы.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

ПР

Слово и словосочетание.

1

Урок открытия нового знания.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

ФО

Фразеологизмы.

1

Урок открытия нового знания.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

ФО

Развитие речи.

Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

Урок общеметодологической  направленности

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

РР

Части речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

ФО

Контрольное списывание № 1

1

Урок развивающего контроля

Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КС

Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.

1

Урок рефлексии

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

ФО

Имя числительное.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных.

ФО

Имя числительное.

1

Урок общеметодологической  направленности

Приводить примеры слов - имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

ПР

Однокоренные слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова- синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

ФО

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса». «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

ФО

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять  наличие  в  слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать  алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать  несколько  проверочных  слов  с заданной орфограммой.

Объяснять,  доказывать  правильность  написания  слова  с  изученными  орфограммами.

ПР

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Тест

Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

ФО

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

1

Урок общеметодологической  направленности

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

РР

Контрольный диктант № 2 по теме: «Слово в языке и речи»

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

Проект «Рассказ о слове».

1

Урок рефлексии

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Проект

Состав слова (15 ч)

Корень слова. Однокоренные

слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

ФО

Корень слова. Однокоренные

слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать однокоренные слова и синонимы.однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

СД

Чередование согласных в корне. Сложные слова.

1

Урок открытия нового знания.

Работать со страничкой для любознательных:

наблюдать  за  чередованием  звуков  в  корне

слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать  сложные  слова,  находить  в  них

корни.

ФО

Формы слова. Окончание.

1

Урок открытия нового знания.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

ФО

Формы слова. Окончание.

1

Урок общеметодологической  направленности

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

ФО

Приставка.

1

Урок открытия нового знания.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

ФО

Приставка.

1

Урок общеметодологической  направленности

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

ПР

Приставка.

1

Урок общеметодологической  направленности

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

ФО

Суффикс.

1

Урок открытия нового знания.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

ФО

Развитие речи.

Сочинение по репродукции

картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

Урок общеметодологической  направленности

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

РР

Суффикс.

1

Урок общеметодологической  направленности

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

ФО

Основа слова.

1

Урок открытия нового знания.

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

ФО

Обобщение знаний о составе слова.

1

Урок рефлексии

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

ФО

Развитие речи.

Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.

1

Урок общеметодологической  направленности

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

РР

Проект «Семья слов».

1

Урок рефлексии

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Проект

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

ФО

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

ФО

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

ФО

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Урок рефлексии

Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

ПР

Контрольное списывание № 2

1

Урок развивающего контроля

Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КС

Работа над ошибками.  Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

ФО

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

СД

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

ПР

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

Урок рефлексии

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

ФО

Контрольный диктант №3 по теме: «Правописание корней слов».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Урок открытия нового знания.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

ФО

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

ФО

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

СД

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Урок общеметодологической  направленности

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

ФО

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Урок рефлексии

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

ПР

Развитие речи.

Составление текста по

репродукции картины

В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

РР

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Урок открытия нового знания.

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

ФО

Правописание суффиксов и приставок.

1

Урок открытия нового знания.

Группировать слова по типу орфограммы по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

ФО

Правописание суффиксов

и приставок.

1

Урок общеметодологической  направленности

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок.

ФО

Правописание суффиксов

и приставок.

1

Урок общеметодологической  направленности

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какимибуквами они обозначаются на письме.

ФО

Правописание суффиксов

и приставок.

1

Урок общеметодологической  направленности

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Тест

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание частей слова».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

Работа над ошибками. Правописание суффиксов

и приставок.

1

Урок рефлексии

Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

ФО

Правописание приставок

и предлогов.

1

Урок общеметодологической  направленности

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

ФО

Правописание приставок

и предлогов.

1

Урок рефлексии

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

ФО

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Урок открытия нового знания.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

ФО

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Урок общеметодологической  направленности

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

ФО

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Урок общеметодологической  направленности

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

ФО

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Урок рефлексии

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

ПР

Части речи (74 ч)

Части речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

ФО

Имя существительное как часть речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

СД

Начальная форма имени существительного.

1

Урок открытия нового знания.

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

ФО

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Урок открытия нового знания.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

ФО

Устаревшие слова.

1

Урок открытия нового знания.

Находить устаревшие слова - имена существительные.

ФО

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Урок общеметодологической  направленности

Письменно излагать содержание текста- образца по самостоятельно составленному плану.

РР

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

ФО

Проект «Тайна имени».

1

Урок рефлексии

Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Проект

Число имён существительных.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

ФО

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи.

Письмо по памяти.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

РР

Контрольное списывание № 3

1

Урок развивающего контроля

Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КС

Работа над ошибками.  

Род имён существительных.

1

Урок открытия нового знания.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

ФО

Род имён существительных.

1

Урок открытия нового знания.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

ФО

Род имён существительных.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные

по роду и обосновывать правильность опре-

деления рода.

ФО

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

Урок открытия нового знания.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

ПР

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

Урок общеметодологической  направленности

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

ФО

Контрольный диктант № 5 по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

1

Урок общеметодологической  направленности

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

РР

100

Изменение имён существительных по падежам.

1

Урок открытия нового знания.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника .Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

ФО

101

Неизменяемые имена существительные.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать неизменяемые имена существительные.

ФО

102

Развитие речи.

Сочинение по репродукции

картины И.Я. Билибина

«Иван- царевич и лягушка-квакушка».

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

РР

103

Именительный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу.

ФО

104

Родительный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

СД

105

Дательный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

ФО

106

Винительный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).

ФО

107

Творительный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

ФО

108

Предложный падеж.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

ФО

109

Развитие речи.

Изложение текста повествовательного типа.

1

Урок общеметодологической  направленности

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.Проверять письменную работу (сочинение).

РР

110

Обобщение знаний об имени

существительном.

Морфологический разбор имени существительного.

1

Урок рефлексии

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

ФО

111

Проект «Зимняя страничка».

1

Урок рефлексии

Подбирать слова - имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Проект

112

Контрольный диктант № 6 по теме: «Имя существительное».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

113

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как

часть речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных.Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

ФО

114

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Урок общеметодологической  направленности

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

ПР

115

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

ФО

116

Развитие речи.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

Урок общеметодологической  направленности

Находить изобразительно выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

ФО

117

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1

Урок открытия нового знания.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

ФО

118

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

ФО

119

Родовые окончания имён прилагательных.

1

Урок открытия нового знания.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

ФО

120

Изменение имён прилагательных по числам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

ФО

121

Изменение имён прилагательных по числам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

ФО

122

Развитие речи.

Сочинение по репродукции

картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

РР

123

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Урок открытия нового знания.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

ФО

124

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять начальную форму имени прилагательного.

ПР

125

Начальная форма имени прилагательного.

1

Урок открытия нового знания.

Определять начальную форму имени прилагательного.

СД

126

Контрольный диктант № 7 по теме: «Имя прилагательное».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

127

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

РР

128

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Урок рефлексии

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

ФО

129

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Урок рефлексии

Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

ФО

130

Проект «Имена прилагательные

в загадках».

1

Урок рефлексии

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Проект

131

Личные местоимения первого, второго, третьего лица.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять лицо личных местоимений. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

ФО

132

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять число личных местоимений. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

ФО

133

Род местоимений третьего лица единственного числа.

1

Урок открытия нового знания.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

ПР

134

Морфологический разбор местоимения.

1

Урок рефлексии

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

ФО

135

Роль местоимений в предложении.

Развитие речи.

Составление письма.

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

ФО

136

Глагол как часть речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

СД

137

Глагол как часть речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

ФО

138

Развитие речи.

Составление текста

по сюжетным картинкам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

РР

139

Значение и употребление в речи глаголов.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

ФО

140

Начальная (неопределённая) форма глагола.

1

Урок открытия нового знания.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

ФО

141

Начальная (неопределённая)  форма глагола.

1

Урок общеметодологической  направленности

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

ФО

142

Число глаголов.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

ФО

143

Изменение глаголов по числам. Развитие речи.

Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

РР

144

Изменение глаголов по временам.

1

Урок открытия нового знания.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

ФО

145

Изменение глаголов по временам.

1

Урок открытия нового знания.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

ФО

146

Изменение глаголов по временам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

ФО

147

Изменение глаголов по временам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

ПР

148

Контрольный диктант № 8 по теме: «Глагол».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

149

Работа над ошибками.

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Урок открытия нового знания.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

ФО

 150

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

Урок общеметодологической  направленности

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

ФО

151

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Урок общеметодологической  направленности

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

ФО

152

Развитие речи.

Составление предложений

и текста.

1

Урок общеметодологической  направленности

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

РР

153

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

Урок рефлексии

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

СД

154

Развитие речи.

Конференция на тему

«Части речи в русском языке».

1

Урок рефлексии

Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

ФО

155

Повторение(15 ч)

Части речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять  по изученным признакам  слова

различных частей речи. Классифицировать

слова по частям речи (имя существительное,

имя прилагательное, глагол, местоимение, имя

числительное). Подбирать  примеры слов изученных частей речи.

ФО

156

Части речи.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять  по изученным признакам  слова

различных частей речи. Классифицировать

слова по частям речи. Применить свои знания для выполнения заданий.

ФО

157

Развитие речи.

Изложение текста повествовательного типа.

1

Урок общеметодологической  направленности

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок,  самостоятельно  составлять  план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

РР

158

Обобщение знаний о составе слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

ФО

159

Обобщение знаний о составе слова.

1

Урок рефлексии

Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

ФО

160

Правописание значимых частей слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности.

СД

161

Контрольный диктант №9 по теме: «Правописание значимых частей слова».

1

Урок развивающего контроля

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

КД

162

Работа над ошибками.

Правописание значимых частей слова.

1

Урок рефлексии

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

ФО

163

Правописание значимых частей слова.

1

Урок общеметодологической  направленности

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

ФО

164

Правописание значимых частей слова.

Развитие речи.

Письмо по памяти.

1

Урок общеметодологической  направленности

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

РР

165

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать простые и сложные предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

ФО

166

Словосочетание.

1

Урок общеметодологической  направленности

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

ПР

167

Словосочетание.

1

Урок рефлексии

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

ФО

168

Текст.

1

Урок общеметодологической  направленности

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

ФО

169

Правописание значимых частей слова

1

Урок рефлексии

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

ФО

170

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык.1 класс. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции ду...

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России...

Рабочая программа "Русский язык" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе при...

Рабочая программа русский язык 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа русскому языку. Школа России

Рабочая программа русскому языку включает два блока: Блок «Русский язык. Обучение письму» и Блок «Русский язык»...

Рабочая программа русский язык Школа России 1 - 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4  класс УМК "Школа России" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по классам, контрольно-измерительные материалы п...

Рабочая программа Русский язык Школа России 4 класс 2020-2021 уч.год

Рабочая программа курса «Русский язык» для 4 класса  разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с основной общеобразовательной программ...