Зачетная тетрадь по русскому языку
тест по русскому языку (4 класс) на тему

Горбенко Татьяна Алексеевна

Зачетная тетрадь по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________________________

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Вариант 3

  1. Записать глаголы-исключения, которые относятся к I спряжению.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. От данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы во 2-м лице единственного числа. В скобках цифрой указать спряжение.

ловить -        (        )   торопить -        

готовить —        (        )   пахать —        

утонуть -        (        )    плакать -        

укрыть —         (        )    носить —        

лопнуть -        (        )   варить -        

узнать -        (        )   опустить -        

3.        Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Кто вперед смотр        т, тот далеко вид        т.

За двумя зайцами погон        шься, ни одного не пойма        шь.

Воду в решете не удерж        шь.

Конь вырвется - догон        шь, а слова сказанного не ворот        шь.

Не посмотр        шь - не у вид        шь, не расспрос        шь - не найд        шь.

За малым погон        шься, больше потеря        шь.

Слова не сдерж        шь - честь потеря        шь.

4.        Глаголы в неопределенной форме заменить глаголами 3-го лица множественного числа.

школу строить - строят

доски строгать -        

брёвна пилить -        

крышу крыть - .        

полы красить -        

канавы рыть -        

воду проводить -        

стёкла стеклить -        .        

5. Данные глаголы поставить в неопределенную форму.

остерегаюсь -         стремлюсь -        

печалюсь —        тревожусь -        

стараюсь -         тороплюсь -        

нахожусь -         учусь -        

увлекаюсь -         берегусь - _________________

моюсь -        . одеваюсь -_______________


6.        Вставить пропущенные буквы. Указать в скобках спряжение. Глаголы должны стоять в единственном числе.

Заверт…т (__), терп…т (        ), кле…т (___), зазелене…т (__),стел…шь (__),

удивля…тся (__), собира…т (        _), набега…т (        __), постел…шь (__), выдерж…шь (__), темне…т (__), ла…т(        ), бре…шь (__), напиш…т(_), обид…т(__), гон…т(__),  разруша…шь (__), се…т (__).

7.        От данных глаголов с помощью приставок образовать глаголы будущего времени. Выделить окончания.

2-ел. ед.ч.        3-е л. ед.ч.        3-е л. мн.ч.

слышу                 __________                   

бегу                                   

играю                         .        

сею                                   

8.        От данных имен существительных образовать глаголы неопределенной формы.

зелень-        ________                   ошибка-        

крик -___________________                 печаль - _________________________

бег - ____________________                 клей — _________________________

сад -           ненависть -        

смотр -        

9.* К глаголу «воевать» подобрать и записать синонимы.

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия ____________________________

Предложение. Части речи.

1 вариант

  1. Разобрать слова по составу.
    Земля, ястребок, зёрнышко, полевой, искупал, попутный.
  2. Дописать слова, употребляя их в нужном падеже, в скобках указать падеж.

Весело пробираться по узк…  дорожк…(___п.) между двумя стенами высок…        рж…        (___п.). Лошадь бежит ленив… рысь…(__п.). Осины лениво лепечут над вами. Длин… висяч…(___п.)

ветк… берез едва шевелятся. Могуч… дуб (___п.) стоит, как боец, возле красив… липы (__п.).

(По И.С. Тургеневу)

  1. Составить и записать два предложения. Одно - состоит только из главных членов, другое - из главных и второстепенных.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        Вставить пропущенные буквы. Определить и надписать падеж имен существительных. Выделить окончания имен прилагательных.

Ранн…м утр…м ты идеш…в соседн…рощу. Сто…т  р…ды бел… б…рез. Скво…ь л... сточ…ки на тр…ве играют з…л…тые лучи утрен…  со…нца. В ч…ще кустов и д..рев…ев расп…вают птицы. Звуки их ч…дес…ных песен разносятся по всей окрес..ности. В к…нце рощи ст        …ит пень.

5.        Сделать фонетический разбор.

календарь - [        _]

к-[__]-        

а-[__]-        

д-[_]-        :        

a-[_J-        

p-L-J-        .        

ь-[__]-        

        с,      б..        зв.

6.        Разобрать данное предложение по членам предложения и частям
речи.

Луна освещает высокую стройную ель на лесной поляне.

7.        Напиши по памяти словарные слова, обозначающие названия
растений.

8. В данном предложении подчеркнуть все изученные орфограм-
мы. Сделать морфологический разбор имени существительно-
го (по выбору).

Налетел яростный ветер, и зашумели верхушки деревьев.

9. Составить 2 предложения на тему «На улице», используя в нем
глаголы с частицей
НЕ.

  1. Разобрать слова по составу.
    Угнал, посадка, нарядный, чистота, вредные, запылает.
  2. Определить границы предложений, поставить нужные знаки
    препинания, подчеркнуть слова, которые надо писать с заглав-
    ной буквы.

Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые
пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в
лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосино-
вики

3.        Записать повествовательное, вопросительное, побудительное
предложение с сочетанием
«свежий воздух».

4.        Вставить пропущенные буквы. Определить и надписать падеж
имен существительных. Выделить окончания имен прилага-
тельных.

Ст        ял и з        л        тые, светлые сентябрьские дни. Курлыкали жу-

р        вли, выстраивая свои треугол        ники. Гуси строгими кор        бля-

ми торжественно л        тели, отрывисто перег        вариваясь. Леб        ди

л        тели так высоко, что тол        ко по серебру их грудей в чистом?воз-
дух        можно было
д   г   даться о них. Ч        йки вились у самой в   ды

на св        их гнутых крыл        ях.

(По М. Пришвину)

5.        Сделать фонетический разбор.

февраль - [            '   •        ]
р-[—]-        

a-[__J-        

"-[_]-        

b"[_J-        .

________ ^ ■ t _____________ б ■ i        3B ■

6.        Разобрать данное предложение по членам предложения и по час-
тям речи.

Стрижи и ласточки с веселым криком ловили в воздухе крылатую
добычу.

7.        Напиши по памяти словарные слова, обозначающие названия
животных.

8. В данном предложении подчеркнуть все изученные орфограм-
мы. Сделать морфологический разбор имени прилагательного
(по выбору).

Яркий луч солнца осветил окрестный луг, речку и дальнюю рощу.

9. Составить 2 предложения о весне, используя в нем глаголы в
будущем времени.

  1. Разобрать слова по составу.
    Классный, подруга, постучал, звездочка, тропинка.
  2. Определить границы предложений, поставить нужные знаки
    препинания, подчеркнуть слова, которые надо писать с заглав-
    ной буквы.

Хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору весна чувствуется еще
только в воздухе солнце так и слепит глаза небо уже голубеет по нему
плывут легкие белые облака как льдинки в весенний разлив небесный
ледоход уже тронулся а земля все еще покрыта льдом и снегом.

(По Г. Скребицкому)

3.        Выписать сначала главные члены предложения, а затем пары
слов с вопросами.

На дальнем горизонте показались багряные отблески зари.

4. Вставить пропущенные буквы. Определить и надписать падеж имен
существительных. Выделить окончания имен прилагательных.

Лес ст        ял тихий и х        лодн        . Со   нце не пр        б        валось

скво        ь густые ве        ки д        рев        ев. Лучи его падали косо. Тол        ко

мален        кий лучик пр        брался среди ств        лов у дорог        , упал к

к        рням м        л        дой ёлки. Дер        вце сразу словно вспыхнуло. Ствол

его у корня над снегом стал рыж        м. Около него мне зах        телось

погрет        ся, как у к        стра.

(По И.Емельянову)

5.        Сделать фонетический разбор.

метель - [        ]

"-[_]-        

e-[_J-        __        

т-[__]-        

e-[_J-        

n-[__J-        

b"[__J-        

        _с,        б.,        зв.

6.        Разобрать данное предложение по членам предложения и по
частям речи.

К дальнему лесу вела узкая тропинка.

7.        Напиши по памяти словарные слова на тему «Школа».

8. В данном предложении подчеркнуть все изученные орфограм-
мы. Сделать морфологический разбор глагола.

На гладких молодых листочках берез блестят чудесные росинки.

9. Проспрягать глаголы «помогать», «готовить» в настоящем
времени. Выделить их окончания.

1 -е лицо                

2-е лицо                

3-е лицо                

Тексты для контрольного списывания

1.        Кукушка сидела на березе среди рощи. Вокруг нее то и дело
мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями.
Выстраивали уютные уголки. Приносили перышки, мох и траву.
Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Пти-
цы заботились о них. Они спешили - вили, строили, лепили.

А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезд вить,
ни птенцов воспитывать. Она следила за птицами. В чьем дупле
лучше снести ей яйцо?

(По В. Бианки, 70 слов)

2.        Падает с дерева кленовый лист.Он похож на красную гусиную
лапку. Лист тихо опустился на воду.

Я стою на берегу горного озера. От косых лучей осеннего сол-
нца вода стала прозрачная. Виден каждый камешек на дне.

Люблю смотреть на тихую водную гладь. Кажется,что листья
падают на нее сверху и снизу. А на прозрачной границе между
водой и небом они встречаются и замирают.

(По Э. Шиму, 62 слова)

3.        Пруд был маленький. Весь зарос травой и тиной. Жили в нем
ленивые хвостатые тритоны, карасики и улитки. Житье у них было
скучное.

Однажды в пруду поселился рак. Все обитатели водоема собра-
лись на него посмотреть. Он от кончиков усов до кончиков хвоста
был одет в черный панцирь. Гладкие латы охватывали его грудь и
спину. Длинные прямые усы торчали вперед. Две клешни напо-
минали две зубастые пасти.

(По В. Бианки, 64 слова)

4.        Июль - середина лета. Лес стоит зеленым. Поля и луга сильно
посветлели. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хо-
роша нива. Видны шапки дубов и берез, острые кроны елей.

Подсохли, побурели высокие стебли луговых злаков. В траве
слышны трели кузнечиков. В лесу появляется желтый цвет. Мож-
но уже встретить первые опавшие листья. Раньше всех опадают

листья у березы, липы,осины. Цветов в лесу мало. Тишина. Выве-
лись птенцы, опустели гнезда.

(По В. Петрову, 66 слов)

5.        Летом шлепать по лужам во время теплого дождя всегда весе-
ло! Пахнет дождем, мокрой землей, травой. Воздух чистый.

Но вот дождь закончился. На небе появились голубые просве-
ты. Но крупные капли ещё падают и падают.

Через все небо раскинулась дуга разных цветов. Она похожа
на огромные ворота. Кто их построил так быстро и красиво? Луч
солнца и дождевые капли.

Ведь радуга - это и есть солнечный луч. Он проходит через дож-
девые капли и раскрашивает их в разные цвета.

(По М. Гумилевой, 75 слов)

6.        Как прекрасен летний вечер у моря! По небу бродят пышные
обрывки туч. Между ними ласково синеют голубые клочки неба.
Появляются золотые крапинки звезд.

А вот и луна взошла. Ее диск велик и красен. Облака становятся
прозрачней и светлей. От них на землю падают теплые и густые
тени.

В черной степной дали иногда вспыхивают маленькие голубые
огоньки. Они появляются и гаснут. Это очень странные голубые
искорки огня. Все кажется началом чудной сказки.

(По М. Горькому, 73 слова)

7.        Как прекрасна золотая осень! Погода еще сухая и теплая. Лес
одет в яркие золотистые цвета.

Вот на зеленой лужайке стоит стройная берёзка. Ее коричнева-
тая крона скрывает ветви и белый ствол. Недалеко находится груп-
па молодых деревьев с красными и желтыми листочками. Меж-
ду ними виден побуревший репейник.

Спокойно и тихо. Природа словно вздремнула. Небо чистое.
Воздух прозрачен и прохладен. Солнце светит, но уже почти не
греет. Легкие меловые облака чуть-чуть приметны.

Красота осенней природы вызывает чувство бодрости, восхи-
щения, радостное настроение.

(По Н. Краснову, 80 слов)

8.        Прекрасный июльский день. Светлое солнце приветливо и ве-
село смотрит на землю- Небо покрыто множеством круглых вы-
соких облаков. Они подобны островам среди бесконечной реки.
Облака легки и лазурны. Они все пронизаны светом и теплом. Кое-
где тянутся вертикальные голубоватые полосы. Это идет едва за-
метный дождь.

По обеим сторонам тянутся поля поспевшей ржи. Прекрасны
золотые отливы спелых колосьев. Какое богатство! И создано оно
трудом человека.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью. Лето - чудесное вре-
мя года!

(По И. Тургеневу, 74 слова)

9.        Цветет березка в мае. Тогда листочки на ней еще маленькие. А
на концах веток появляются золотые сережки. В середине лета
их почти не видать. Листья погрубели, потемнели. Спрятались за
ними сережки. Зреют в них семена.

А вот посмотрите! Полетели из берез крошечные самолетики.
Но это не семена. Это пустые чешуйки падают.

Семена у березы другие. Они маленькие и похожи на бабочек.
Эти бабочки легче самолетиков.

Дунет ветер, качнет березу. Метелью закружат бабочки с про-
зрачными крыльями.

(По Э. Шиму, 77 слов)

10.        _ Вот и кончились занятия в начальной школе. Сколько забот и
волнений осталось позади! Высказаны школьникам добрые сло-
ва и пожелания. Тридцать детских душ и тридцать ещё только на-
чатых судеб. Как сложится их дальнейшая жизнь? Успешно ли за-
кончат они старшие классы? Ведь они совсем ещё не знают жиз-
ни. Как хочется уберечь их от непогоды и бурь!

Первая учительница отдавала им тепло своего сердца. Учила
уважать людей. Она старалась добросовестно выполнить перед
воспитанниками свой долг. Счастья вам, малыши!

(78 слов)

11.        Ехали рядом. Лошади по колено брели в траве. Казарма и ко-
нюшня остались далеко позади. Впереди таинственно безмолв-

ствовала степь. Солнце томилось в зените. От жаркой травы
стлался тягучий густой аромат.        |

Кругом раскинулся зелёный необъятный простор. Травы зе-
ленели густо и темно.        (

Казаки ехали молча. На душе было спокойно и радостно. Степь
давила тишиной и мудрым величием.

Из-под ног взвился стрепет. Он искрился на солнце белым пе-
ром. С юга поплыл ветерок. Скромна и красива степь!

(По М. Шолохову, 73 слова)

12.        Повадился медведь на овсяное поле. Каждую ночь приходил.
Да не столько съест овса, сколько помнёт его и потопчет. Поле
было в лесу. Охотник сделал себе укрытие и с вечера засел в
засаду.

Вот смерклось. Пошли по лесу шелесты и шорохи. Наконец
взошла луна, и охотник увидел медведя. Тут сучком треснул, там
в овсе зашелестел. Прямо под охотником улёгся, колосья лапа-
ми загребал и запихивал себе в пасть. Сладкое овсяное молочко
сосал. Чавкал от удовольствия.

Не смог охотник причинить вред мишке.

( По В. Бианки, 79 слов)

13.        Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из
разбитых скорлупок выпали голые и слепенькие птенчики. Толь-
ко одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек це-
лым. Я решил спасти птенца. Но как это сделать?

Недалеко было гнездо пеночки. Она только что отложила своё
четвёртое яичко. Я положил яйцо каменки и стал наблюдать. Че-
рез несколько дней вылупился голый птенчик. Пеночка добросо-
вестно кормила его. Она приносила в клюве то гусеницу, то чер-
вячка и отправляла их в рот маленькой каменке. Я был счастлив,
что
Спас птенца.

(По В. Бианки, 83 слова)

14.        В вольер часто заплывали ужи из бухты. Дельфины ими очень
заинтересовались. Однажды один из них подплыл к ужу и толк-
нул его кончиком носа. Уж как зашипел, завертелся, завился.
Потом вплёлся в стальные кольца и повис над водой.


Висит уж, раскачивается, головой машет. Долго дельфин вер-
телся около него. Все пытался с ним поиграть. А уж на него все
шипел. Так и не поиграли!

(По С. Сахарнову, 66 слов)



Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________________________

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Вариант 1

1.        Закончить предложение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по ___________________

2.        Глаголы в скобках поставить в 1-м лице множественного числа. Выделить окончания глаголов.

топором (колоть) - колем

ножом (резать) -        

пилой (пилить) -        

щёткой (чистить) -        

лопатой (копать) -        

краской (красить) -        

сеялкой (сеять) -        

3.        В данных пословицах дописать в глаголах окончание.

Труд корм        , а лень порт        .

Мир стро        , а война разруша        .

Лето собира        , а зима поеда        .

Горьким леч        , а сладким калеч        .

Кто поздно се        т, тот редко ве        т.

сыплет - _________________________
строит - _________________________

дышит —        _____________________

слышит - _______________________
слушает — _____________________

колет - _________________________

увидит - ________________________
знает - _________________________

4.        Записать данные глаголы во множественном числе. Выделить окончания.

тащит -        _________________

решает - ______________________

шепчет - ______________________

блестит - _____________________

пишет - ______________________

обижает - ____________________

зависит -_____________________

стережёт - ____________________

5.        От данных глаголов неопределенной формы образовать глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени.

шептать - шепчешь, шепчет

мелькать - __________________________________________________

дремать - ____________________________________________________________

лечить - _____________________________________________________________

искать  - _____________________________________________________________

копать - _____________________________________________________________

сеять  - ______________________________________________________________

стонать - ____________________________________________________________

полоть - _____________________________________________________________

6.        Вставить пропущенные буквы. Указать в скобках спряжение. Глаголы должны стоять в единственном числе.

Отвеча__шь (__), гон__шь (__), слыш__т (__), завис__т (__), бре__т (__), прос__шься (__), хлопа__т (__), свет__т (__), купаеш__ся (__), чувству__шь (__), помож__т (__), встан__шь (__), пожелте__т (__), пляш__т (__), рису__т (__).

7.        От данных глаголов с помощью приставок образовать глаголы будущего времени. Выделить окончания.

2-е л. ед.ч.                   3-е л. ед.ч.        3-е л. мн.ч.

готовлю ________________________________________________________________________

пишу      ________________________________________________________________________

учу         _________________________________________________________________________

строю    _________________________________________________________________________

8.        К данным глаголам подобрать и записать антонимы.

опускаешь -                высохнешь - ________________________

ненавидишь -                вспомнишь - ________________________

сядешь -                найдешь -        __

хвалишь -                создаёшь - __________________________

9.* С глаголами «дремать», «купаться» составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия ________________________________________

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Вариант 2

1. Дописать.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на _______________________

К I спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на _________________________

2.        От данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы 3-го лица единственного и множественного числа. В скобках цифрой указать спряжение.

сеять - сеет, сеют (        )

строить -        

веять -        .             

клеить —        

лаять —        

чистить —        

чуять —        

красить—        

реять —        

верить -             '        

блеять -        

3.        Данные пословицы дополнить глаголами, противоположными по смыслу.

Ласточка день начинает, а соловей        .

Мир строит, а война        _____

Дождик вымочит, а солнышко        .

От радости смеются, от горя        .

Смелый наступает, а трус        .

4.0т данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы 2-го и 3-го лица настоящего времени.

пахать — пашешь, пашет

сеять -         

полоть —        

косить -        

веять -         __________________________________________

5.        Вставить в глаголы или -ть.

Надо труди…..ся. Он труди….ся. Нельзя лени….ся. Все уча….ся. Пора учи…..ся. Он не лечи….ся. Надо лечи….ся. Идем купа…..ся. Хотим ката…..ся. Он не торопи….ся. Надо торопи….ся. Весна приближае…ся. Можно простуди….ся.


6.        Подобрать подходящие глаголы I спряжения в 3-м лице множественного числа, а глаголы II спряжения - во 2-м лице множественного числа.

лопатой        ,   карандашом        ,

ручкой        ,  шприцем        ,

ножом        ,  солью        ,

машиной        ,   под дождем

7.        Вставить пропущенные буквы. В скобках указать спряжение.

Выдерж…м, мелька…м, почу …м, куса….м, устел….м, мысл….м, задыш….м, пачка…м, пойма…м, сбре…м, озябн….м, стел….м, точ….м, ласка…..м, затян….м, пове….м, стерп….м, молот….м,

 леч…м, слома….м, окружа….м, вытерп…..м, наскоч….м

8.        От данных имен прилагательных образовать глаголы неопределенной формы.

белый - __           веселый -        

черный —                нервный -                

дешёвый —                   сухой -        

ласковый -           нарядный -        

сердитый -           зимний -        

9. Подчеркнуть словосочетания с глаголами в неопределенной форме.

Жаркая печь, печь пироги, стеречь коз, обходить стороной, помочь другу, полз по траве, готовить обед, радостно зашумели.


Фамилия ________________________________________

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Вариант 3

  1. Записать глаголы-исключения, которые относятся к I спряжению.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. От данных глаголов в неопределенной форме образовать глаголы во 2-м лице единственного числа. В скобках цифрой указать спряжение.

ловить -        (        )   торопить -        

готовить —        (        )   пахать —        

утонуть -        (        )    плакать -        

укрыть —         (        )    носить —        

лопнуть -        (        )   варить -        

узнать -        (        )   опустить -        

3.        Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Кто вперед смотр        т, тот далеко вид        т.

За двумя зайцами погон        шься, ни одного не пойма        шь.

Воду в решете не удерж        шь.

Конь вырвется - догон        шь, а слова сказанного не ворот        шь.

Не посмотр        шь - не у вид        шь, не расспрос        шь - не найд        шь.

За малым погон        шься, больше потеря        шь.

Слова не сдерж        шь - честь потеря        шь.

4.        Глаголы в неопределенной форме заменить глаголами 3-го лица множественного числа.

школу строить - строят

доски строгать -        

брёвна пилить -        

крышу крыть - .        

полы красить -        

канавы рыть -        

воду проводить -        

стёкла стеклить -        .        

5. Данные глаголы поставить в неопределенную форму.

остерегаюсь -         стремлюсь -        

печалюсь —        тревожусь -        

стараюсь -         тороплюсь -        

нахожусь -         учусь -        

увлекаюсь -         берегусь - _________________

моюсь -        . одеваюсь -_______________


6.        Вставить пропущенные буквы. Указать в скобках спряжение. Глаголы должны стоять в единственном числе.

Заверт…т (        __), терп…т (        ), клее…т (___), зазелене…т (__),стел…шь (__), удивляя…тся (        ), собира…т (        ), набега…т (        ), постел…шь (__), выдерж…шь (        ), темнее…т (__), ла…т(        ), бре…шь (__), напиш…т(__), обид…т(__), гон…т(__),      разруша…шь (_), се…т (        ).

7.        От данных глаголов с помощью приставок образовать глаголы будущего времени. Выделить окончания.

2-ел. ед.ч.        3-е л. ед.ч.        3-е л. мн.ч.

слышу                 __________                   

бегу                                   

играю                         .        

сею                                   

8.        От данных имен существительных образовать глаголы неопределенной формы.

зелень-        ________                   ошибка-        

крик -          печаль - _________________________

бег -          клей — _________________________

сад -           ненависть -        

смотр -        

9.* К глаголу «воевать» подобрать и записать синонимы.

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова          Фамилия________________________

1.        Определить правильный порядок букв в алфавите.

а) ж, д, и, и, к, л;        б)д, ж, и, й, к, л;             в) ж, д, й, и, л, к.

2.        Заполнить схему:

—буквы:        

гласные         

—звуки:        

3.        Определить, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

яблоко-        б.,        зв.       окунь-        б.,        зв.

съехал —        б.,        зв.       рябина—        б.,_        зв.

океаны -        б.,        зв.       дальняя -        б.,        зв.

4.        Какая часть слова может изменяться?        

Для чего она служит?        '

5.Написать слова по схемам.

;;

6. Разобрать по составу: выдумка, заморский, посолил, вишневый

7.        Вставить пропущенные гласные, выделить корни. Поставить ударение.

Пас, п        сти, п        стух, вып        сы.

Гость, г        стил, уг        стил, г        стиница.

Ночь, н        мной, н        чевал, н        члег.

Жаль, ж        лел, пож        лел, сож        ление.

8.        От данных корней образовать существительное, прилагательное, глагол. Выделить корень в словах.

Сад -         

Жар -        

Свет -        


Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова          Фамилия________________________

1.        Определить правильный порядок букв в алфавите.

а)        ш, щ, ъ, ь, э, ю;          б)        ш, щ, э, ю, ъ, ь;            в)        ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю.

2.        Заполнить схему:

                 звонкие:______________        

Согласные парные

глухие:          

                                   всегда мягкие:        

Согласные

  всегда твердые:        

3.        Определить, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

оперение —        б.,        зв.        уголь —        б.,        зв.

подъезд -        б.,        зв.        яблонька -        б.,        зв.

линейка -        б.,        зв.        осенняя -        б.,        зв.

4.        Бывают ли слова без окончаний? Привести три примера.

___________________________________________________________________________

5.        Написать слова по схемам.

6.        Разобрать по составу: земляничный, раскрасил, работник, перевозка

7.        Вставить пропущенные гласные, выделить корни. Поставить ударение.

Дрожь, др        жал, др        жащий, задр        жал.

Торг, т        рговал, т        рговля, т        рговый.

Толк, т        лковый, т        л ковал, раст        лковал.

Подн        с, н        сить, н        силки, н        сильщик.

8.        От данных корней образовать существительное, прилагательное, глагол. Выделить корень в словах.

Вид -        

Корм -        

Гость -         


Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова          Фамилия________________________

1.        Указать правильное утверждение:

Ударных гласных в слове может быть:

а)1;        6)2;        в) 3.

2.        В русском языке десять гласных букв и шесть звуков. Написать их:

буквы:        ,        ,        ,        ,        ,        ,        ,        ,        ,        .

звуки:         ,        ,        ,        ,        ,        .

  1. Написать, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков

4. Написать четыре слова, в которых букв больше, чем звуков.______________________________________________________________________________

5.  Без какой части слово не может существовать?___________________________

6. Дописать в словосочетания подходящие по смыслу приставки:

        резать арбуз                бежать на площадку

        писать в тетрадь                лететь к деревне

        ехать из города                лить водой

        дрожать от страха                болеть гриппом

        красить забор                жалеть сестру

7.Прочитать слова. Выделить приставку, если она есть.

         Поездка, полоса, колено, попрыгунья, полез. Собрать, соленый, сонный, составить,  сосновый.

  1. Вставить пропущенные гласные, выделить корни. Поставить ударение.

Скр…п,  скр…пел,  скр…пучий,  заскр…пел.

Цв…т,  цв…тник,  расцв…тает,  цв…сти.

Ед…ница,  ед…ный,  соед…нил,  объед…нил.

В…д,  ув…дал, в…днелся,  св…дание,  до св…дания.

Св…т,  св…тил,  рассв…тает,  св…тлица.

10.        Разобрать по составу:

пожарный, гористый, примерка, переносица




Предварительный просмотр:

Местоимение                                          Фамилия ____________________________

1.        Какие местоимения спрятаны в данных словах? Подчеркнуть.

Яблоня, вагон, мышь, тыква.

2.        Вписать предлоги.

Поговорить        мной, встретиться        тобой, говорить        мне,

подойти         тебе, отошёл         неё, находился         ней,

надеюсь         тебя.

3. Составить и записать с каждым местоимением словосочетание.

Ими, ними, ей, ней, ею, нею, их, них. ________________________________________    

____________________________________________________________________________

4. Прочитать отрывок из стихотворения, подчеркнуть местоимения. Какие местоимения отсутствуют в этих строчках? Записать их.

Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна,
Вместе - дружная семья.
В каждом МЫ —
Сто тысяч Я.

(Р. Рождественский) _________________________________________________

5.        Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Валя встала у ворот крепости. Огромный пёс несся прямо на ________________ . Вот совсем близко         ____________клыкастая пасть. Валя бросила в ________сковороду, потом совок.

(По Н. Артюховой).

6.        Прочитать отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Местоимения, данные в скобках, употребить в нужной форме.

Приплыла к (он)        рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

   Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед (он)        изба со светёлкой...

Перед (она)        усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

На (он).        прикрикнула старуха,

На конюшню служить его послала.

«Как ты смеешь, старик, спорить со (я)        ,

Со (я)        , дворянкой столбовою?»

7. Составить и записать вопросительное и восклицательное предложения, употребив в них местоимения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                      Фамилия. ______________________________

Глагол. Неопределённая форма. Изменение по временам.

Вариант 1

1. Дописать предложение.

Глагол - это часть        . которая обозначает____________________         и отвечает на вопросы_________________________________________________________________

2. Образовать от данных существительных глаголы трех времен.

п.в.        н.в.                                                 б.в

крик -      _______________      ____________________            _______________________
зелень - ________________     ____________________             ________________________
рассказ -________________    ____________________             ________________________
след -   _________________    _____________________           _________________________
говор - _________________    _____________________           _________________________

3. Данные глаголы записать в неопределенной форме.

несёт-                мстит-    _______________________________

плетёт -                знакомят-__________________

бредёт -                завтракает- ___________________________

молчит -                пахнешь - ____________________________

радует -           разгребёт -___________________________

4. Проспрягать глаголы «сидеть», «везти»

ед.ч.        мн.ч.

1-е л.                          _________________________________

2-е л.                                __________________

3-е л.                         __        __________________

5. Данные глаголы поставить во 2-е лицо единственного числа.

несу -         стою -         кричу -        

пряду -         говорю -         веду -        

сижу -         пеку -         велю -        

     молчу -         плету -         дрожу -        

6.        Поставить данные глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа.

ед.ч.        мн.ч.

стою .                            _____                

сижу                             

лежу                                               

сплю        ____                _________________        

несу                               _________________________

веду        ___________________________              ___________________________

пою                

пеку                        

7.        Определить спряжение данных глаголов.

Знают (__        ), плывут (        ), звенят (        ), сверкают (        ),щебечет (        ),

копает (___),желает(  ), строит (_        ), любят (        ), беседуют (        ), гремят (__), летят (        ).

8.        Подчеркнуть глаголы, в скобках указать лицо и число глаголов.

Слово скажешь (        л.,        ч.), как узлом завяжешь _____________________

Дружба правдой крепнет.        

Цыплят по осени считают.        

Поспешишь - людей насмешишь.        

Книги читаю - мир открываю.        

У тигра мяса не выпросишь.        

Одна пчела много мёду не принесет.        

Спустя лето по малину не ходят.        

9.        Написать глаголы в неопределенной форме,
зажгу - зажечь

пересекли -         течёт -        

острил -                 стережёт -        

извлеку -         бережёт -                

запрягает —         лежит -        

испеку -         стригут -        

                      Фамилия. ______________________________

Глагол. Неопределённая форма. Изменение по временам.

Вариант 2

  1. Как изменяется глагол?

_______________________________________________________________________________

2. Подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы.

            на концерт,              котенка,

        о Москве,           птиц,

         ягоды,                  гвоздь,

         подруге,                обед,

___________________книгу,            _____________________        огород,                

3. Данные глаголы записать в неопределенной форме
щебечет -                .   сверкает -        

стрекочет -           трепещет -_________________

звенит —        ___   хохочет - _______________________

трещит -        .           считает - _____________________________

гремит -           бормочет-

4. Указать время, число, спряжение данных глаголов.

дети брызгались - ( _________ вр, ______ ч., __________ спр.)
ученик успевает - ( _________ вр, ______ ч., __________ спр.)
лиса охотилась - (_________ вр, ______ ч., __________ спр.)
косилка срезает - (________ вр, ______ ч., __________ спр.)

5. От данных глаголов образовать глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени единственного числа.

н.в.        п.в.        б.в.

звенеть                

греметь        

сверкать                             

решать                     _________

кричать                                    

6. Проспрягать глаголы «кричать», «носить»

                   ед.ч.                                       мн.ч.

1-е л.                                     ___________________

2-е л.                                            ________________

3-е л.                 ______________      _____________     ____________________

7. Поставить данные глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа.

ед.ч.        мн.ч.

дрожать                      

говорить__________________         _______________________________

петь                     

жужжать                      

вести                

ползти                              

сторожить                     

гореть                           

нести                  __________________________________

8. В скобках указать лицо и число данных глаголов. Подобрать к ним синонимы и написать их в том же лице и числе.

улыбаемся (        л.,        ч.) - _______________________        

торопитесь (        л.,        ч.) -        

шагаешь (        л.,        ч.) -        

сохраняю (        п.,        ч.) -        

скрываем (        л.,        ч.) -        

смотрите (        л.,        ч.) -  ______________________________

сердишь (        л.,        ч.) -___________________

барабанят (        л.,        ч.) -____________________________

9. Написать глаголы в неопределенной форме.

протекает - протечь        остриг -        ______________

напекла -         завлёк - ______________________

зажёг -        течёт - _______________________

бережёт -         привлёк - _______________________

прилёг -        . пресёк - _________________________

                      Фамилия. ______________________________

Глагол. Неопределённая форма. Изменение по временам.

Вариант 3

  1. Каким членом предложения может быть глагол?

______________________________________________________________________

2.        Из данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть.

Белый, белизна, побелка, белить.

Молодёжь, молодой, молодость.

Краска, красить, красный, покраска.

Смешной, смеется, смех, насмешка.

Награда, наградить, вознаграждение, награждать.

3.        Определить спряжение глаголов.

хлопотать-(        спр.)        стирать-(        спр.)

шуметь - (        спр.)        закричать - (        спр.)

бояться - (        спр.)        лететь - (        спр.)

сверкать - (        спр.)        спешить - (_        спр.)

4.        От данных существительных образовать глаголы неопределенной формы.

сияние -         деление -        __

решение —                понимание - _______________________

трепет -                учение - ___________________________

вычитание-                обещание - ________________________

сложение -                сверкание - _______________________

5. Проспрягать глаголы «следить», «дрожать».

ед.ч.        мн.ч.

1-е л.                                        ______________

2-е л.        ___________   ______________    ______________   ______________

3 – е л.    ___________    ______________    ______________   ______________

6.        От данных глаголов неопределенной формы образовать глаголы 2-го лица ед. числа.

брать -        ;        лежать —        

решить -        :        кричать -        ___________

ждать -        гудеть -        _______

звать -         блестеть —        

дрожать -         следить -        

идти -         сидеть -        

7.        Определить спряжение данных глаголов.

Гремят (        спр.), блестят (___спр.), стерегут (        спр.), кормит (        спр.),

пашет (__спр.), молотит(__        спр.), полет (__спр.), рисуют (        спр.), ползает (__спр.), жужжат(        _спр.), чувствуют (        спр.), слышат(        спр.).

8.        Заменить единственное число глаголов множественным,
соловей поёт - поют

жаворонок звенит -_________________

иволга свистит — __________________

сорока трещит - ____________________

дятел стучит - ______________________

сова кричит — _____________________

комар пищит  - _____________________

9.        Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, в скобках указать время, число.

Поб…л ел и п…ля и пригорки. Тонким льдом п…крылась река, уснула, как в ска…ке. Ходит з…ма по г…рам, по д…линам, п…оглядывает по ст…р…нам. Зайцу белую шубку

П…д…рила, теперь его никто не заметит. А л…се - ярко-рыж.. тёпл… плат…е оставила. Пов…дет л…са в стор…ну пуш…стым хв…стом — будто искры рассыплет по снегу.

(По Г. Скребицкому)



Предварительный просмотр:

Фамилия ____________________________

Тема. Слово. Предложение. Текст        вариант 1

1.        Определить границы предложений, поставив вертикальные линии в конце каждого.

Как красиво светят летней ночью звезды вы видели звездный дождь а какой загадочной бывает луна она появляется тоненьким серпом

(По Б. Исаеву)

2.        По цели высказывания предложения бывают:

3.        Поставить в конце предложений нужные знаки препинания:

Наступила осень Каким стал воздух Какой чудесный наряд у клена Какое время года скоро наступит Одевайтесь теплее

4.        Тексты бывают:

5.        Подчеркнуть слово, которое не является синонимом к слову «дорога»:

шоссе, поле, путь, трасса

6.        Вставить подходящие по смыслу слова (существительные)

                                    Не сомкнуть _______________________

Не находить себе        .

Глаза на        лезут.

Хоть        не расти.

Слова для справок: трава, место, глаза, лоб.

7.        Подчеркнуть словосочетание, в котором слово «золотой» употреблено в переносном значении:

золотой перстень, золотая цепочка, золотые руки, золотые часы, золотое солнышко.

8.        Подчеркнуть главные члены предложения:

На далеком горизонте показались отблески зари.

Удары грома оглушали местность.

На тополе и березе затрепетали листья.

В ночном воздухе чувствовалась влажность.


9.        Записать повествовательное, вопросительное, побудительное
предложения с сочетанием слов
«первые цветы».

10.        Составить и записать текст из трех-четырех предложений.


Фамилия ____________________________

Тема. Слово. Предложение. Текст        вариант 2

Слово. Предложение. Текст

1.        Определить границы предложений, поставив вертикальные линии в конце каждого.

Что это за птички какие стройные у этих птиц длинные ноги и длинный нос где живут они живут они по болотам, по берегам рек и озер.

(По В. Бианки)

2.        По интонации предложения бывают:

3.        Поставить в конце предложений нужные знаки препинания:

Пролетели летние каникулы Где ты побывал летом Как чудесно загорать на солнышке и купаться в море Скучал ли ты по одноклассникам Здравствуй, школа

4.        Текст имеет три части:

5.        Подчеркнуть антоним к слову «свежий»:

кислый, горький, черствый, молодой

6.        Вставить подходящие по смыслу слова (существительные)

Говорить русским        .

Не укладываться в        .

Зарубить себе на        .

Стереть в        .

Слова для справок: порошок, голова, нос, язык

7.        Подчеркнуть словосочетание, в котором слово «серебряный» употреблено в переносном значении:

серебряный перстень, серебряная ложка, серебряный голос, серебряная цепочка, серебряная монета

8.        Подчеркнуть главные члены предложения:

Весной позже других деревьев распускает свои листочки дуб.

Муравьи облепили сладкий арбуз.

Над душистыми цветами вьются пчелки золотые.

На траве и листьях деревьев сверкала алмазная роса.

9.        Записать повествовательное, вопросительное, побудительное предложения с сочетанием слов «зеленая елочка».

10.        Составить и записать текст из трех-четырех предложений.


Фамилия ____________________________

Тема. Слово. Предложение. Текст        

        

1.        Указать правильную формулировку.

Предложение - это:

а)        слова, написанные в один ряд;

б)        слова, связанные между собой по смыслу.

2.        По интонации предложения бывают:

а)        повествовательные, вопросительные, побудительные;

б)        восклицательные, невосклицательные.

3.        В конце побудительного предложения стоит:

а)        знак вопроса;

б)        восклицательный знак.

4.        Повествовательным называется предложение, в котором:

а)        о ком-то или о чем-то спрашивается;

б)        о ком-то или о чем-то рассказывается.

5.        В конце предложений поставить нужные знаки препинания:

Куда спешит ручеек

Друзья, берегите природу

На чем писали люди в древности

На опушке леса созревает душистая земляника

Как прекрасен этот мир

6.        Составить и записать из слов предложение:
Перелетные, края, потянулись, в, птицы, теплые

7.        Слова, близкие по значению, - это:

а) антонимы;     б) синонимы.

8.        Подчеркнуть синоним к слову «думать»: говорить, рассказывать, мыслить, переживать

9.        Подчеркнуть антоним к слову «друг»: брат, враг, товарищ, приятель.

10.        Указать группы предложений, которые можно назвать текстом:

а)        Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю легким ковром. Весеннее солнце светит ярко.

б)        Голодно осенью перелетным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

в)        На поляне стояла стройная березка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

11.        Подчеркнуть главные члены предложения.

Над дорогой с веселым криком носились воробьи. Кузнечики затянули в траве свою скрипучую музыку. Обильные осенние дожди поливают землю. Ветер гонит стаю туч на край небес.

12.        Составить и записать текст из трех-четырех предложений.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс

Для дополнительной работе учащихся дома ....

Рабочая тетрадь по русскому языку "Я иду во 2 класс" (задания на лето-2013)

Тренировочные задания по русскому языку на лето....

Требования к оформлению и ведению тетрадей по русскому языку и математике

Этот материал будет полезен и родителям, и учителям....

Требования к оформлению классных и домашних работ в тетради по русскому языку.

Памятка для учащихся по оформлению письменных работ по русскому языку....

Зачетная работа по русскому языку ПНШ 2 класс

Зачетная работа по русскому языку ПНШ 2 класс...

Письменная зачетная работа по русскому языку по теме Глагол

Письменная зачетгая работа в дыух вариантах по теме Глагол, 4 класс....