Дидактический материал по русскому языку для 1 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

Кушпелева Анна Георгиевна

Пособие поможет  сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, слову, речи. Включает в себя все центральные темы программы по курсу русского  языка для 1 класса. Является универсальным и обеспечивает все учебники по русскому языку добротным дополнительным учебным материалом.Карточки предназначены для индивидуальной работы и для проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochkipo_russkomu_yazyku.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1

1.Запиши буквы письменным шрифтом. Подчеркни  буквы согласных звуков.

А   м  у  Л  ы  Э   р   Р  и   Н  Й

2.Запиши слова письменными буквами.

Рой, рама, Рим, алый, орлиный, Роман, нырнул.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

3.Спиши предложения.

У мамы Роман и Марина. Роман мил и Марина мила.

………………………………………………………………………………………

Карточка 2

1.Запиши буквы письменным шрифтом. Подчеркни  буквы согласных звуков.

Р  О у А Й э н Э л М и ы Н

2.Запиши слова письменными буквами.

Оно, орлы, умой, лини, ломал, налила.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

3.Спиши предложения.

Минин Мирон и Лунина Анна рыли нору. У мамы Риммы мыло . Она умыла Анну и Мирона.

……………………………………………………………………………………….

Карточка 3

1.Запиши слова письменными буквами, учитывая вид соединения.

Линии, алоэ, лилии,  Амур, лимонный, Урал.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

2.Спиши предложения письменными буквами.

У Ромы лимон.  А у Марины налимы.  Мало у Ирины  малины.

В третьем  предложении подчеркни буквы согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 4

1.Запиши слова письменными буквами, учитывая вид соединения.

Она, мыло, Инна, лимон, Алина, налим.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

2.Спиши предложение письменными буквами.

У  Лины  малина.

Подчеркни  буквы гласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 5

1.Запиши слова письменными буквами, учитывая вид соединения.

Алый, милый, орлиный, лунный, Лайма, Мура.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

2.Спиши предложение письменными буквами.

У Мининой Марины ара.

Ара мил, и Марина мила.

Подчеркни  буквы согласных звуков.

……………………………………………………………………………………… Карточка 6

1.Запиши слова письменными буквами, учитывая вид соединения.

Алый, рулили, нырнул, орлиный, лунный, Марина, умный.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

2.Спиши предложение письменными буквами.

У Ани лимон.

-Ой, мама! Уронила!

-Мой, Анна, лимон.

Подчеркни  буквы согласных звуков.

…………………………………………………………………………………..

Карточка 7

1.Запиши слова письменными буквами, учитывая вид соединения.

Лоб, были, набрал, былина, бор, барабан, бубны.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

2.Спиши предложения  письменными буквами.

У  Наума барабан. У Марины бубны. Они били в бубны.

Подчеркни  опасные места.

……………………………………………………………………………………

Карточка 8

1.Запиши буквы письменным шрифтом. Подчеркни  буквы согласных звуков.

А   м  у  Л  ы  Э   б   Р  и   Н  Й

2.Запиши слова письменными буквами.

Балабино, бараны, боб, обои, Борис ,бой.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

3.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

У Бори барабан. У Бэллы бубны. Они играли.

-Бум –барам!

………………………………………………………………………………………

Карточка 9

1.Запиши буквы письменным шрифтом. Подчеркни  буквы согласных звуков.

Б  О у А Й э н Э л М и ы

2.Запиши слова письменными буквами.

Брод, один, дым, убрали, город,  бродил.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

3.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

Лида и Родион  были дома одни.

Они убрали игры.

Мама была рада!

……………………………………………………………………………………… Карточка 10

1. Запиши слова.

Голова, природа, топот, здоровый, дружат, стадион.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши текст.

     У Галины папа повар. Он  сварил нам плов,  нажарил рыбы и пирогов с грибами. Спасибо повару за ужин!

  Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

……………………………………………………………………………………… Карточка 11

1.Запиши слова письменными буквами.

Бидон,  дробил, бодрый, Бим, рубил, Барбос.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

 Лида и Дима были дома одни. Они убрали  игры. Лида и Дима помогали друг другу. Мама была рада!

……………………………………………………………………………………… Карточка 12

1.Запиши слова письменными буквами.

Борода, убрал, добрый, бодрый, удрал, огород, бродил.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях

    У Димы дог.  Догу год, но он огромный.  Дал  Дима догу рыбу. Дима  добрый.

………………………………………………………………………………………

Карточка 13

1.Запиши буквы письменным шрифтом. Подчеркни  буквы согласных звуков.

О, а, У, В, б, М, Э, Й, л, в, ы.

2.Запиши слова письменными буквами.

Вода, вол, Волга, Вадим, Варвара.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения.

3.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

Иван , Вова и Варвара  были на Волге. Они ловили рыбу. Вова наловил воблы.

……………………………………………………………………………………… Карточка 14

1.Запиши слова письменными буквами.

Ива, улов, обрыв, ловил, волна, ворона.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

    Иван и Марина  были в бору.  Они рубили дрова и собирали  грибы. Иван  набрал  много грибов.

……………………………………………………………………………………… Карточка 15

1.Запиши буквы письменным шрифтом.

Г, М, у, В, ы, Й, Д, н, Л,У, и, Э.

Подчеркни  буквы согласных звуков.

2.Запиши слова письменными буквами.

Луг, слово, нора, гриб, голубой, друг.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

3.Спиши предложения. Подчеркни опасные места в предложениях.

Григорий, Инга и Галина играли в игру. Инга и Галина – гуси.

 Григорий говорил:

-Гуси-гуси!

……………………………………………………………………………………… Карточка 16

1.Запиши слоги.

  Ли, ра, во, ну, зи, ди, ба, гы, зэ.

Подчеркни  буквы  мягких согласных звуков.

2.Запиши слова письменными буквами. Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

   Возил, зимний, забор, грыз, морозы, узоры, арбуз.   

3.Спиши предложения. . Подчеркни опасные места в предложениях.

    Иван залез на забор. Он занозил ладони. Мама мазала раны йодом.

……………………………………………………………………………

Карточка 17

1.Запиши слова письменными буквами.

 Лыжи, моржи, урожай, багаж, жажда, гараж.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения. Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

    Зинаида была в саду. Она рвала малину. В саду были осы.  Осы жужжали. Осторожно, Зина!

……………………………………………………………………………

Карточка 18

1.Запиши слоги.

Би, жу, да, ви, лы, жи, бэ.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

2.Запиши слова письменными буквами.

Жил, ножи, моржи, гаражи, ужи, лужи.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения. Подчеркни опасные места в словах.

3.Спиши предложения.

У лужи ужи. Жора  Жаров поймал ужа. Жара!  Им нужна вода.

Подчеркни опасные места в предложениях.

………………………………………………………………………………………

Карточка 19

1. Запиши слова.

   Голова, зубной, здоровый, Зина, Лиза, забавный, злой.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

   Зима! Мороз! Много снега. Вова, Лиза и Зина рады. Здорово! Зимние забавы!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

……………………………………………………………………………………

Карточка 20

1. Запиши слова.

  Паровоз, парный, плод, стадо, степи, стадион,  спортивный.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

  Подводный мир богат. Там живут рыбы самого разного вида: рыба – пила, рыба- игла, рыба – луна, рыба – молот.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………

Карточка 21

1. Запиши слова.

  Плывут, бежит, плотина, работа,  Том, посуда, транспорт.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

  Антон, Павел и Тима – туристы. Дети идут по тропе . Вдруг  ударил гром. Осторожно, молнии!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………

Карточка 22

1. Запиши слова.

  Плывут, бежит, плотина, работа,  Том, посуда, транспорт.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

  Антон, Павел и Тима – туристы. Дети идут по тропе . Вдруг  ударил гром. Осторожно, молнии!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………

Карточка 23

1. Запиши слова.

   Фонари, жираф,  флора, футбол, фотограф, плафон, финал.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

  Филипп Фролов играл в футбол. Он забил гол в правый угол ворот. Ура!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

……………………………………………………………………………………

Карточка 24

1. Запиши слова.

  Буквы, книга, аквариум, корм, корзина, колос.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

    Папа купил  Никите  аквариум  с рыбками. А мама книгу про  рыб. Он был  рад этим подаркам!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 25

1. Запиши слова.

  Кукла, Клара, комок, книжка, звонок, Карина, краски.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение.

2.Спиши предложения.

  В бору грибов полно. Кира Кирилова  и Григорий Костин набрали много боровиков. Лукошко полно!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

…………………………………………………………………………………

Карточка 26

1. Запиши слова.

    Ландыш, шутка, сторож, мышонок, камыш, шуршат.

Раздели слова на слоги. Расставь ударение. Подчеркни безударные гласные.

2.Спиши предложения.

     У Шуры собака Шарик. Шура играла с Шариком. Он визжал от радости.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 27

1. Запиши слова.

  Тишина, камыши, ширина, малыши, шишки, уши, этажи, стрижи, груши, пушистый, пружина.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения. Подчеркни безударные гласные.

2.Спиши предложения.

   Дома у Саши много машин. Саша посадил кота Пушка в машину.

- Сиди смирно, пассажир!

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

……………………………………………………………………………………… Карточка 28

1. Запиши слова.

   Моржи, шипы, жили, шили, трусишка, пружина, гаражи, шипит.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения. Подчеркни безударные гласные.

2.Спиши предложения.

  Мы шили игрушки малышам. Слоники, зайки и мишки вышли забавными. Малыши рады нашим подаркам!

Подчеркни  буквы  твёрдых согласных звуков.

…………………………………………………………………………………

Карточка 29

1. Запиши слова.

    Взрослый, родник, кукушка, микрофон, артист, восторг, пластилин, зайка.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения. Подчеркни безударные гласные.

2.Спиши предложения.

    Шура Морозова шила рубашку.Скроила, вшила рукава, пришила воротник.

-Носи, Тимофей, рубашку!

 Подчеркни  буквы  мягких согласных звуков.

…………………………………………………………………………………….

Карточка 30

1. Запиши слова.

   Забавный, воздушный, бросил, шуршит, ошибка, коршун, книжный.

Раздели слова на слоги. Расставь ударения. Подчеркни безударные гласные.

2.Спиши предложения.

    В саду рос красивый  куст роз. У розы острые  шипы. Зина сорвала розу. У Зины заноза.

Подчеркни  буквы   твёрдых согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 31

1. Запиши слова.

   Белое, ёжик, далеко, поёт, ели, река, обитает.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

2.Спиши.

   Вот и пришла  к нам зимушка – зима.  Побелело всё кругом. Замела пурга все дорожки в лесу. Стоит зимний лес красивый , словно в сказке!

3.Запиши слова. Раздели на слоги, поставь ударение, определи количество букв и звуков.

  Телёнок -  …   б., …зв. , ёрш -…б., …зв., енот-….б., …зв.

……………………………………………………………………………………… Карточка 32

1. Запиши слова.

   Дерево, матрёшка, книга, желе, теремок, шина.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

2.Составь из слов предложение. Запиши.

  на   белка   запас   зиму сделала

3.Запиши слова. Раздели на слоги, поставь ударение, определи количество букв и звуков.

  Ветка -  …   б., …зв. , ёлка -…б., …зв., едут-….б., …зв.

4 Спиши .Подчеркни  слова, которые нельзя переносить.

      Краски, столб, кролик, ёрш, моё, поёт.

………………………………………………………………………………………

Карточка 33

1. Запиши слова.

   Анюта, Юрий, южный, Илюша, брюки,  шлюпки.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

2.Составь из слов предложение. Запиши.

  полу, играла, на , Юля, с,  юлой

3.Запиши слова. Выполни звукобуквенный разбор( раздели на слоги, поставь ударение, определи количество букв и звуков).

  Юла , каюта, трюк.

…………………………………………………………………………………….

Карточка 34

1. Запиши слова.

Ёжик, белое, далеко, поёт, ели, река, обитает.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

2.Запиши слова.

Ленивый, ёршик, нежный, едут, телёнок, Ефим.

Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков.

3.Составь из слов предложение. Запиши.

  мышка , стеной, маленькая,  за, шуршала

………………………………………………………………………………………

Карточка 35

1. Запиши слова.

Мюсли, сюрприз,  дюжина, рюкзак, салют, юла, брюки.

Раздели слова на слоги. Поставь ударение.

2.Запиши слова.

Анюта, юмор, шлюпки, юбка, Илюша, ювелир.

Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков.

3. Спиши предложения.

Лодки по морю плывут. Люди вёслами гребут .

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 36

1. Запиши слова.

Рябина, фонарик, поменял, шляпки, лягушка, моряк.

Раздели слова на слоги. Поставь ударение.

2.Запиши слова.

Земля, яблоня, земляника, линия, пряник, яблоко.

Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков.

3. Спиши предложения.

Однажды Костя пошёл в лес. С ним был Тузик. Тузик громко залаял.

Подчеркни  буквы мягких согласных звуков.

………………………………………………………………………………………

Карточка 37

1.Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Запиши.

Кони - …,   звери - …., пузыри - …., тополя - ….,караси- …  .

2. Спиши. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

  Сколько работы в огороде! Надо поливать , удобрять,  полоть. Вот морковь  и горькая редька. А это картофель.

3.Выполни звукобуквенный разбор.

Баян,   рысь, какао, тюльпан.

………………………………………………………………………………………

Карточка 38

1. Спиши.

                                                       В лесу.

     В лес пришли дети. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и

выпустили.

2. Во втором предложении подчеркни  слоги с мягкими согласными.

Из третьего предложения выпиши слова, в которых 3 буквы и 4 звука.

3. Раздели слова на слоги и для переноса.

Дети, ёжик,  шапка, Юра.

………………………………………………………………………………..

Карточка 39

1.Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания. Спиши текст.

 У Маши  конь Орлик девочка    ухаживает за ним  Орлик очень любит чёрный хлеб с солью Маша всегда приносит  хлеб ржаной

2. Выпиши  четвёртое предложение. Подчеркни буквы мягких согласных.

3. Раздели слова для переноса.

Любит, девочка, конь, приносит, хлеб.

……………………………………………………………………………………….

Карточка 40

1. Спиши.

                                            Помогай птицам.

 Декабрь - самый тяжёлый   месяц зимы. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. День всё короче. Вспомни в декабре о птицах. Помоги им пережить зиму.

2. Слова второго предложения раздели на слоги.

3.Выпиши слова с Ь. Подчеркни мягкие согласные.

4. Выполни звукобуквенный разбор.

   День, месяц, стоят.

…………………………………………………………………………………….

Карточка 41

1.  Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркни знакомые орфограммы.

    Мы ж.вём( в) М.скве. Наш дом стоит (на) ул.це  (Ж.ж)укова. Летом мы были (в) селе (И,и)льинском. Моя  бабушка ж.вёт ( в) д.ревне  (Ц,ц)арёвка. Там есть реч.ка (Ц,ц)арица. Мы ч.сто ходили на реч.ку удит. рыбу.

2. Выпиши  третье предложение, подчеркни слоги с мягкими согласными.

3. Запиши слова. Вставь пропущенные буквы.

   Ул.ца, в.р.бей, к.рова, п.нал, к.ньки, з.вод, ст.ляр, уч.ник.

……………………………………………………………………………………

Карточка 42

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни знакомые орфограммы.

   Ч. десный летний ден.  . Малыш. бегут на речку . У воды шумят камыш. . Волны тихо плещ.т  на берег. Боря Ч.йкин закинул удочки. Попались две больш.е щ.ки. Хорош. рыбы!

Слова шестого предложения раздели на слоги.

Над словами четвёртого предложения поставь ударение.

В словах первого предложения подчеркни буквы мягких согласных звуков.

……………………………………………………………………

Карточка 43

 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни знакомые орфограммы.

    Ж.ла в лесу с.бака. Скуч.но ей одной ж.ть. Пошла она себе товарищ. искать.

    Идёт с.бака по лесу, а навстреч. заяц беж.т. Собач.ка и говорит: « Давай ж.ть вместе.» Стали они жит. вместе.  Весело ж.вут и до сих пор.

В  третьем предложении подчеркни буквы мягких согласных звуков.

Выполни звуко- буквенный разбор слов : жить, заяц, собака.

…………………………………………………………………………………

Карточка 44

Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркни знакомые орфограммы.

                                                              Следы  на снегу.

     Пуш.стые  снега укрыли поля, холмы. Лесник  (с,С)емён (И,и)ванович встал на лыжи .Он держ.т путь в лес. Рядом бежит с.бака  ( п,П)олкан. Вдоль опушки след л.сицы. Она искала добыч.  . А тут бегал косой. Чей след похож на веточ.ку? Да это прыгала в.рона!

  1. Раздели слова для переноса: опушка, искала, след.

  2. Выполни звуко- буквенный разбор слов: путь, пушистые,  лесник.

……………………………………………………………………………

Карточка 45

Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркни знакомые орфограммы.

                                                                   Ручные белки.

   На берегу реки ( М,М)осквы раскинулся парк. Стройные сосны, кудрявые  липы, высокий дуб… Я ч.сто гуляю там с с.бакой ( б,Б)улькой. По ветвям скач.т белки. Хвосты пуш.стые , глаза – бусинки. Стуч. по стволу сосны. Спустились (Я,я)шка и (Р,р))ыжик.  Взяли еду из рук и скрылис.   .

  1. Выполни звуко- буквенный разбор слов: Яшка, скрылись, гуляю.

  2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков в словах: скачут, берег, высокий.

……………………………………………………………………………………… Карточка 46

Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Роща.

     Наступил май. Солнышко шлёт ( на) землю тёплые лучи. Ол.га и ( Т,т)оля зашли (в)рощ.   . Высокая ел.   набросила тен.  (на) куст. Звонко гудит пчёлка. (в) чаще растёт душ.стый ландыш. Красива наша рощ. весной.

В пятом предложении подчеркни главные члены предложения.

Выполни звуко-буквенный разбор слов: ель, ландыш.

………………………………………………………………………………………. Карточка 47

. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

                                                 Хитрая рыба.

 Яша  поймал бол.шую щ.ку. Он пустил щ.ку (в)ведро (с)водой. Ведро поставил (в)ч.лан. Уч.ял добыч. рыж.й кот. Хотел кот поймат. щ.ку. Тол.ко (у)щ.ки зубы острые. Щ.ка цап кота (за)лапу. Помнит кот эту встреч. !

В  третьем предложении подчеркни буквы мягких согласных звуков.

Выполни звуко- буквенный разбор слов : Яша, только, ведро.

…………………………………………………………………………………….. Карточка 48

Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

На даче.

     Гриша ж.л (в) (м ,М)оскве . Летом он ч.сто ездил (на) дач.  . Вокруг дачи бол.шой цветник. Ч.дный запах разносился (от) душ.стых цветов. Дал.ше площ.дка (для)  малышей.  (За) дач.ми тянулас.  дорожка (в) рощу.

Подчеркни в третьем предложении буквы  твёрдых согласных звуков.

Выполни звуко- буквенный разбор слов : большой, ездил.

………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку. 3 класс

Представлен дидактический материал по русскому языку по развитию грамотного письма в игровой форме "Орфографическое лото"...

Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.

Контрольно измерительный материал по русскому языку позволяет в тестовом варианте быстро проверить знания учащихся по различным темам. Материал подобран в соответствии с программой с учётом  возр...

Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.

Данный материал разработан для повторения основных тем курса русского языка во 2 классе....

Дидактический материал по русскому языку( 2 класс)

Дидактический материал по русскому языку позволяет проверить знания учащихся по темам " Главные члены предлжения", " Однокоренные слова", " " Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", " "Перенос...

дидактический материал по русскому языку 1 класс

К вашему виманию закачала несколько файлов с дидактическими карточками по русскому языку 1 класс.Данный материал подходит для всех УМК....

Дидактический материал по русскому языку 3 класс

Данный материал предназначен для работы с отстающими ребятами. Он поможет им лучше изучить русский язык...