Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Новикова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема:     Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.

Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

  • сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ученики делают необходимые записи в тетради

Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус.  

Ответ: летопись

Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ

Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.

Учитель: Что такое история?

Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.

Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и  исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.

II. Актуализация знаний.

  1. Ассоциации (СЛАЙД №3)

Учитель:  Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.

Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?

Учащиеся: Пётр Первый.

Учитель: Прочитайте слова  и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.

Дети подбирают ассоциации к словам на слайде: золотая, ледовое, златоглавая, смутное, грозный, книгопечатник

Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров

Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.

Учитель:  Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)

Убрать слайд.

Учитель:  Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.

Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.

Проверка 

В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.

  1. Повторение понятий простые и сложные слова.

Учитель:  На какие группы можно разделить эти слова?

Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.

Учитель:  Какие слова называют сложными?  (Сложные слова состоят из двух основ)

Учитель:  В какую группу отнесём слово летопись?

Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Учитель:  Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.

Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.

      3. Работа с толковым словарем.

Учитель:  В каком словаре мы можем это уточнить?

Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.

Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.

Пара,  у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Учитель:  Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

III. Применение знаний.

  1. Работа в парах.

а) Инструктаж.

Учитель:  А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

б) Самостоятельная работа.

в) Проверка (СЛАЙД №7)

           По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов:  КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Разбор слов по составу

Учитель:  Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

а) Разбор слов по составу:

Золотая                

Ледовое                                

Златоглавая                        

Смутное                                

Грозный                                

Книгопечатник        

Летопись

Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.

Работа с электронными словарями

Учитель:  Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово.

б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.

Учитель:  Какие словари нам могут помочь?

Учащиеся: Словообразовательный словарь.

Учитель:  Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.

Учащиеся: Летописец.

Учитель:  Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

Учитель:  Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Учитель:  Образуйте однокоренное имя прилагательное.

Учащиеся: Летописный.

Учитель:  Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

3. Работа в группах.

а) Инструктаж. Работа с таблицами (Слайд №9).

Учитель:  Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

налетели

ученик

куст

молчит

коньки

мудрец

старость

домик

б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

  1. Установление связи между словами в предложении.

Учитель:  Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.

  1. Работа с высказыванием А.Суворова.

Учитель:  Дополните  высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:

Легко в учении – тяжело в  ¬  ͡    , тяжело в учении - легко в ¬  ͡    .

Ответ: походе

Учитель:  Какому известному человеку принадлежат эти слова?

Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.

Проверка Слайд № 10

Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ответы детей.

Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.

Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.

  1. Тест

Учитель:  Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

Ученики знакомятся с содержанием теста

Вопрос

А

Б

В

1

В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

2

В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

3

В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

4

В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?

А. Орёл, хлеб, подарок.

Б. Загар, улов, страна.

В. Стол, соль, озеро.

5

В какой из строчек все слова построены по схеме

¬͡   ^ ?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.

6

В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?

А. Лужок, морозец, пригород.

Б. Румянец, шкаф, поле.

В. Доплата, звёзды, полесье.

Ученики отвечают на вопросы теста.

Проверка теста (Слайд №11)

Учитель:  Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.

Ответ: состав

Учитель:  Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)

Учитель:  Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

IV. Итог

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Учитель:  А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Учитель:  Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?  

Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов.  Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Учитель:  Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №13)

Сегодня на уроке

  • Я не знал (а)… Теперь я знаю…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Мне было легко, потому что…
  • Мне захотелось…

Домашнее задание.

Учитель:  Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Учитель:  Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Учитель:  Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Учитель:  Спасибо за урок.

Список использованной литературы

1. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение 2008.

     2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. Электронные словари http://slovari.yandex.ru/летопись/значение/
  2. Пословицы http://posloviz.ru

Иллюстративный материал

  1. Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg 
  2. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg
  3. Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg
  4. Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg
  5. Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg 
  6. Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg
  7. Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg 
  8. Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg
  9. А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg
  10. Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ", 3 КЛАСС...

Упражнения в разборе слов по составу

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Упражнение в разборе слов по составу

Аттестуемый педагог     Щукина Виктория ВасильевнаОбразовательная область...

Упражнения в разборе слов по составу 3 класс

Поэтапная презентация урока...

Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"

Методическая разработка по русскому языку " Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений"...