Программа курса "Развитие речи" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа для 2 класса по курсу " Развитие речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi_2_klass.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Школа развития речи

Пояснительная записка

 Рабочая программа  «Школа развития речи»  для учащихся 2 класса составлена в соответствии с УМК «Перспектива» под редакцией Т.Н. Соколовой. К программе прилагается рабочая тетрадь «Школа развития речи», а также методическое пособие по данному курсу Т.Н. Соколовой.

  1. Специфика данного курса (актуальность)

  Язык- это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом- инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. На это направлена программа курса «Развития речи». Данная программа курса решает данную проблему.

  1. Цели и задачи изучения курса

Цель занятий: воспитывать познавательный интерес к родному языку, содействовать развитию речи детей.                                                                                                                                                              

        Данные занятия должны способствовать решению задач:      

- совершенствовать у них  навыки лингвистического анализа,                                                      

 - повышать уровень языкового развития школьников,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

                                                       

                                                                             

- обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм,   синтаксических конструкций;                                                      

 - созданию речевых ситуаций,   стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;        

- формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.    

                                                              3. Место данного курса в рамках школы

Данный курс осуществляется воспитателем в группе продленного дня в качестве развивающего занятия один раз в неделю. Данный курс рассчитан на один год  обучения.

                                                               4.Особенности построения занятий.

 Занятия выстроены следующим образом:                                                                                  

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.                                                                                                                                           2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.                                                                                                                                                    3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.).

                                                                        5. Формы и методы работы

В курсе «Школа развития речи» воспитатель использует следующие формы и методы работы:

- создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

- ролевые игры;

- рисование словесных картин;

- создание сюжетов по воображению;

- выбор разнообразных жанров (реклама, телепередача, презентации  и т. д.);

- «проба пера» (сочинение загадок, сказок и т. д.);

- викторины, конкурсы;

- инсценирование;

- экскурсии;

- конструирование текстов;

- работа со словарями.

6. Прогнозируемые результаты

Внимание детей привлекается к тому,  что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.  С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.            

 В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием дети  приобретают первый      опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

Важнейшим лексическим умением, формируемым во 2-м классе, является умение ребенка  самостоятельно замечать   незнакомые  слова  и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное  формирование  знаково-символического, логического мышления (наряду с  конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты развития речи к концу второго года обучения.

Личностные результаты

  1. Проявлять позитивное отношение к действительности.
  2. Самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.  
  3.  Готовность выражать и отстаивать свою позицию.
  4. Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми.
  5. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
  6. Быть восприимчивыми и чуткими.
  7. Уметь к делу подходить творчески.
  8. Уметь не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения.
  9. Понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения.
  10. Уметь критично относиться к своим поступкам.

Метапредметные задачи/результаты

  1. Участвовать в организации своей деятельности.
  2. Выразительно читать.
  3. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
  4. Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность.
  5. Формулировать (совместно с учителем) выводы.
  6. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.
  7. Строить монологические высказывания.
  8. Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.
  9. Участвовать в построении обобщений.
  10. Учиться задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
  11. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.
  12. Оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Предметные задачи/результаты

  1. Знать основные требования к правильной речи.
  2. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
  3. Вычленять всю последовательность звуков слова  и моделировать его звуковой состав.
  4. Знать важность сохранения позиции каждой буквы в слове.
  5. Знать о лексическом  значении слова.
  6. Знать о прямом и переносном значении слова.
  7. Знать о многозначности некоторых слов.
  8. Иметь представление об антонимах, синонимах, омонимах.
  9. Уметь определять тематические группы слов.
  10. Иметь первичное представление об образности.
  11. Уметь сравнивать предметы по различным признакам.
  12. Иметь представление о тексте и его признаках.

Личностные,  метапредметные  и предметные задачи/результаты развития речи к концу второго года обучения

 Личностные задачи/результаты

 1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

  Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Формирование навыков выразительной речи.

10. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к развитию речи.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

6.  Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

7.  Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8.  Строить небольшие монологические высказывания.

9. Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.    

 

Прогнозируемый результат.

знания

умения

- понятие о речи;

- значение речи в жизни человека;

 - устная и письменная речь;

- 8-10 скороговорок;

-  загадки;

- пословицы;

- о толковом словаре;

-  понятия: простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками;

- понятие о тексте;

- типы текста: описание, повествование, рассуждение;

- регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи;

- выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем;

- выделять слова- «родственники»;

- подбирать к данному слову слова- «родственники»;

- определить лексическое значение слова;

- определить значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту;

- выделять синонимы, антонимы, омонимы  в тексте;

- подбирать синонимы и антонимы к данному слову;

- отличать слова- «родственники» от омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством;

- членить небольшой текст на предложения;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

- редактировать простое предложение: исправлять порядок слов  в предложении, заменять в нем неудачно употребленные слова, распространять предложение;

- составлять простое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными;

- интонационно правильно читать (произносить) предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками;

- отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой;

- вычленять опорные слова в тексте;

- озаглавливать;

- выделять основную мысль текста;

- выделять части текста, составлять план;

- коллективно составлять тексты по заданной теме, по сюжетной картинке, по плану, по опорным словам;

- творческое дополнение готового текста;

- восстанавливать деформированный текст;

- пользоваться «волшебными» словами с учетом конкретной ситуации общения.

Распределение занятий по четвертям (35 занятий из расчета 1 занятие в неделю):        

1 четверть – 9 занятий

2 четверть – 8 занятий

3 четверть – 10 занятий

4 четверть – 8 занятий

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

  Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Планируемые результаты

Требования к условиям

Форма проведения

     план

    факт

1

Слово. Значение слова.

Работа над понятием «слово».

- определять значение слова по словарю;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

2

Многозначные слова.

Работа над понятием «многозначные слова».

- определить значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту;

Карточки для игры.

Игра

3

Омонимы.

Работа над понятием «омонимы».

- различать омонимы от других групп слов;

Приготовить слайды.

Презентация

4

Омофоны, омоформы.

Разновидности омонимов: омоформы и омофоны.

- познакомиться с разновидностями омонимов;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

5

Синонимы.

Работа над понятием «синонимы».

- подбирать синонимы к данному слову;

Карточки для игры.

Игра

6

Антонимы.

Работа над понятием «антонимы».

- подбирать синонимы и антонимы к данному слову;

Карточки для пантомимы.

Пантомима

7-9

Фразеологизмы.

Работа над понятием «фразеологизмы».

- познакомиться с фразеологизмами;

Карточки для игры.

Игра

10

Пословицы.

Знакомство с пословицами.

- познакомиться с пословицами;

- определить их значение;

Раздаточный материал для викторины.

Викторина

11

Загадки.

Знакомство с загадками, их художественными особенностями.

- познакомиться с загадками;

- определить их значение;

Карточки, маски.

Инсценирование

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений.

- регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи;

- выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем;

Карточки, маски.

Групповая Инсценирование

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Олицетворение – новое изобразительное средство языка.

- регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи;

- выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем;

Карточки, маски.

Инсценирование

14

Тема текста. Заглавие.

Определение темы текста и озаглавливание его.

- отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой;

-определять тему текста;

-озаглавливать текст;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

15,16

Опорные слова.

Выделение из текста опорных слов и составление рассказа по опорным словам.

- вычленять опорные слова в тексте;

- выделять основную мысль текста;

Приготовить слайды.

Презентация

17, 18

План текса.

Составление плана к тексту.

- выделять части текста;

 - составлять план;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

19

Виды плана.

Разные виды плана.

- выделять части текста;

 - составлять план;

- знать виды планов: картинного и цитатного;

Приготовить слайды.

Презентация

20

Виды планов.

Составление картинного и цитатного планов.

- выделять части текста;

 - составлять план;

- знать виды планов: картинного и цитатного;

Раздаточный материал для викторины.

Викторина

21

Связь между предложениями в тексте.

Работа над деформированным текстом.

- членить небольшой текст на предложения;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

22

Связь между частями текста.

Наблюдать за связью между частями текста.

- определять связь между частями текста;

Карточки для игры.

Игра

23

Работа с деформированным текстом.

Устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст.

- членить небольшой текст на предложения;

Приготовить слайды.

Презентация

24

Редактирование текста.

Построение связного текста, употребление образных выражений.

- редактировать небольшой текст;

Карточки, маски.

Инсценирование

25, 26

Типы текста. Описание.

Познакомиться с текстом- описанием.

- отличать текст – описание от других типов текстов;

Карточки для игры.

Игра

27

Текст – сравнительное описание.

Сравнительное описание нескольких предметов.

- отличать текст – сравнительное описание от других типов текстов;

Приготовить слайды.

Презентация

28

Типы текста. Повествование.

Работа с текстом – повествованием.    

- отличать текст – повествование от других типов текстов;

Раздаточный материал для викторины.

Викторина

29, 30

Типы текста. Рассуждение.

Работа с текстом – рассуждением.

- отличать текст – рассуждение от других типов текстов;

Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса.

Конкурс

31, 32

Сочинение на тему «Мой выходной день».

Обучение письменному сочинению.

- написать сочинение на определенную тему;

Приготовить слайды.

Презентация

33

Редактирование текста.

Исправление ошибок, допущенных в сочинениях.

- исправлять допущенные ошибки;

Карточки для игры.

Игра

34, 35

Повторение пройденного за год.

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течении года.

- повторить основные изученные понятия.

Раздаточный материал для викторины.

Групповая Викторина



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...