План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гоголева Дарья Валерьевна

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

Класс: 2 «б»

Тип урока: закрепление

Цель: систематизировать знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь

- закрепить умение писать слова с мягким знаком на конце слова и в середине

- повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков

- выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов

- закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)
  3. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  4. Формулирование темы урока
  5. Работа по теме урока (20 минут)
  6. Закрепление изученного (7 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Запишите дату  (10 октября) и «классная работа».

Настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке?

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

Ответы детей

Словарно-орфографическая работа

- Сейчас повторим написание словарных слов. Выполняем словарную работу на листочках.

Сапог, мороз, мальчик, комната, хорошо, однажды, вдруг, скоро, заяц, герой, петух, эскалатор, экскаватор, метро, работа.

- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Самостоятельная работа

Сообщение темы и цели урока

- Назовите три зимних месяца.

- Запишите эти слова в тетрадь

- Что объединяет эти слова?

- Какую функцию выполняет ь в словах?

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Яблонька, альбом, пальцы

- Что общего есть у этих слов?

- Сделаем вывод. Мягкий знак, стоящий в середине слова между двумя согласными показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.

- Сегодня мы продолжим тренироваться в написании слов с буквой ь, стоящей в середине и на конце слов.

- декабрь, январь, февраль

- на конце этих слов есть буква ь

- обозначает мягкость согласных звуков

- во всех словах есть ь, который показывает на мягкость впереди стоящего согласного звука

Работа по теме урока

- Прочитаем сообщение профессора Самоварова в учебнике на странице 60. Какие примеры использовал профессор?

- Выполним упражнение 78 на с.59.

- прочитайте задание.

- Как на письме показать, что звуки [л] [н] [с] в слове мягкие?

- В левый столбик запишем слова, в которых мягкий знак стоит на конце слова, а в правый – в середине слова.

- Значение каких слов вам непонятно?

- Выполним упражнение 80. Добавьте слог с мягким знаком. Запишите получившиеся слова.

- поставить рядом с ними букву ь

- Левый столбик: конь, лось, соболь. Правый столбик: коньки, авоська, пальто, галька.

- Словарь, тетрадь, букварь, медведь, февраль, январь.

Закрепление пройденного материала 

- Выполним упражнение 82 на странице 60.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Запишите получившиеся пары слов в тетрадь.

- Сколько предметов называет первое слово пары?

- Второе?

- Какой оттенок значения приобретают составленные слова?

Выполнение упражнений в рабочей тетради

- окунь-окуньки, уголь-угольки, день-деньки, огонь-огоньки, стебель-стебельки, пень-пеньки

- один

- несколько

- уменьшительно-ласкательный

Итог урока. Рефлексия

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

- Что интересного и полезного для вас было на уроке?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают.

Домашнее задание

Выписать из орфографического словарика слова с мягким знаком, разделить их на слоги, поставить ударение, в скобках указать количество звуков и букв.

Записывают домашнее задание в дневники.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

Класс: 2 «б»

Тип урока: закрепление

Цель: систематизировать знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь

- закрепить умение писать слова с мягким знаком на конце слова и в середине

- повторить правила переноса слов с мягким знаком

- закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  4. Формулирование темы урока
  5. Работа по теме урока (21 минута)
  6. Закрепление изученного (7 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Запишите дату  (13 октября) и «классная работа».

Настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке?

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

Ответы детей

Словарно-орфографическая работа

- Прочитайте слова, вставьте, где необходимо, мягкий знак.

Ал…бом, якор.., кисел.., голуб.., сосул…ка, капелл…ка, шест.., шмел.., кон…ки.

- Подчеркните в словах букву ь.

- Разделите слова на слоги.

- Обратите внимание на слово коньки.

- Какая еще орфограмма встретилась в этом слове?

- Это словарное слово. Написание этого слово нужно запомнить.

Самостоятельная работа

- непроверяемая безударная гласная

Сообщение темы и цели урока

- Разделите данные слова для переноса.

- Сформулируйте правило переноса слов с мягким знаком.

- С помощью каких букв на письме еще можно обозначить мягкость согласного звука?

- Сегодня на уроке мы закрепим знания об обозначении мягкого согласного звука на письме.

- Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. При переносе нельзя отделять мягкий знак от предшествующей ему согласной буквы.

- Е ё ю я и

Работа по теме урока

- Выполним упражнение 86 на странице 62.

- прочитайте слова.

- Какую роль выполняет буква ь в этих словах?

- Составьте 2 предложения  этими словами.

- Выполним упражнение 87.

- прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

- Выпишите из пословицы слова с мягким знаком и разделите их для переноса.

Образец: меньше – мень-ше

- Выполним упражнение 88.

- Прочитайте слова. Определите, твердым или мягким является первый звук каждого слова.

- Каким способом на письме обозначена мягкость согласных звуков в словах?

- прочитайте вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с.63 о том, как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука.

- Нам нужно запомнить алгоритм обозначения мягкости согласных звуков на письме. Прочитаем алгоритм на с.64.

- А что можно сказать про слова, в которых есть гласные буквы а, о, у, ы, э? Понаблюдайте: мама, сок, сыр, мэр.

- Сделайте вывод.

- Проверим, верно ли мы сделали вывод? Прочитайте в рубрике «Узелки на память».

- Совпали ли выводы?

Самостоятельное выполнение упражнения по образцу.

- гласные а о у ы э указывают на твердость согласного звука, который стоит перед ним.

Закрепление пройденного материала 

- Выполним упражнение 51 на с.28 в рабочей тетради - задание от Совенка.

- Вам нужно изменить слова так, чтобы первый согласный звук произносился мягко, и записать получившиеся слова по образцу.

Образец: нос – нёс

- Подчеркните синим карандашом букву на месте твердого согласного звука, зеленым – мягкого согласного звука.

- выполните упр.53 на с.29.

- Прочитайте предложения. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

Самостоятельное выполнение задания по образцу

Итог урока. Рефлексия

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

- Какие еще буквы, кроме мягкого знака, могут указывать на мягкость согласных звуков на письме?

- Что интересного и полезного для вас было на уроке?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают.

Домашнее задание

С.61 упр.85

- Вам нужно будет составить рассказ по картинкам.

Из рабочей тетради:

Записывают домашнее задание в дневники.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

Класс: 2 «б»

Тип урока: закрепление

Цель: систематизировать знания о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я

- закрепить умение разграничивать две функции букв е, ё, ю, я: обозначение мягкости согласных звуков, обозначение двух звуков

- учить верному употреблению слов-паронимов одеть-надеть

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  4. Формулирование темы урока
  5. Работа по теме урока (23 минуты)
  6. Закрепление изученного (5 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Запишите дату  (15 октября) и «классная работа».

Настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке?

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

- Приведите примеры на каждый случай.

Ответы детей

- в начале слова, после гласной, после разделительных Ь и Ъ

Словарно-орфографическая работа

- Прочитайте слова, вставьте, пропущенные буквы.

Ябл…к…, ш…фёр, уч…ник, п…льто.

- Какая орфограмма есть во всех словах?

- Это словарные слова. Написание этих слово нужно запомнить.

- Произнесем слова так, как они пишутся.

- Запишите новые словарные слова.

- непроверяемая безударная гласная

Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы закрепим наши знания о буквах, которые указывают на мягкость предыдущего согласного и потренируемся находить слова, в которых буквы е ё ю я обозначают два звука.

Ставят перед собой цель

Работа по теме урока

- Выполним упражнение 93 на странице 66.

- прочитайте строки из стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей».

- Найдите слова, в которых буква обозначает два звука

- Выполним упражнение 94.

- Прочитайте пары слов. Найдите в них парные по твердости-мягкости согласные звуки.

- Выполним упражнение 95.

- Прочитайте слова. Распределите слова на две группы:

1. слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком

2. Слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена с помощью букв е ё и ю я

- Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

- Какие слова не попали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

- Прочитайте вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с.68.

- А сейчас поиграем в игру «Веселые превращения».

- К данным в упражнении словам подберите такие слова, в которых подчеркнутые буквы обозначают мягкие звуки.

- Запишите слова парами по образцу.

Образец: Угол – уголь, мал – мял

- Каким образом в подобранных вами словах обозначена мягкость согласных звуков?

- Сегодня мы с вами должны научится правильно употреблять в речи слова надеть-надевать, одеть-одевать.

Одеть можно кого-то во что-то.

Надеть можно что-то на кого-то.

Например, Одевать ребенка в пальто. НО Надевать на ребенка пальто.

- Чтобы потренироваться в употреблении этих слов, выполним упражнение 99 на странице 70.

- Прочитайте стихотворные строки С.Маршака.

- Что же надевал на себя человек рассеянный?

- Сделаем вывод. Вещи мы надеваем.

- едем, края, хорошие, счастливые друзья

Выполняют упражнение по цепочке

Самостоятельное выполнение упражнения

- дом, коза, бабочка. В них нет мягких согласных звуков

Коллективное выполнение задания

- с помощью букв е ё и ю я

Анализируют случаи употребления слов

Выполняют упражнение самостоятельно

Закрепление пройденного материала 

- Выполним упражнение 100.

- Запишите предложения, вставляя слова надел(а) и одел(а).

- Подчеркните буквы мягких согласных звуков. Каким способом обозначена их мягкость?

Самостоятельное выполнение упражнения

Итог урока. Рефлексия

- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

- Какие еще буквы, кроме мягкого знака, могут указывать на мягкость согласных звуков на письме?

- Когда буквы е ё ю я обозначают два звука?

- Что интересного и полезного для вас было на уроке?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают.

Домашнее задание

Из рабочей тетради:

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...

Методическая разработка при изучении темы "Твёрдые и мягкие согласные звуки,их обозначение на письме" к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива") русский язык 2 класс

Сценарий урока по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме". Представлен тест, который можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы, карточки дл...

Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс

Конспект урока УМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 БТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока: Повторени...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

Урок русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" 2 класс УМК "Перспектива"

Тип урока: урок изучения нового материала.  Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Задачи: Образовательные: научить выполнять классификацию сло...

Конспект урока по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс"

Конспект урокаУМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 ВТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока:...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» - 2 класс

Тип урока: Урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний детей о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуках; рассмотрение случаев обозначения мягкости...