ПРОЕКТ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Симоненкова Лариса Александровна

Урок - проект  русского языка  по программе В.П.Канакиной "Пословицы и поговорки "   разработан  для проведения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_l.a.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Ход урока

1. Организационный момент. (Народная музыка)

2. Постановка темы и целей урока.

- Откройте учебники, прочитайте тему урока: «Пословицы и поговорки.»

- Почему урок начался с народной музыки?

- Чтобы понять, что конкретно мы будем исследовать, работая над проектом, я предлагаю вам поиграть в игру «Школа эйдетики». Представьте себе, что мы с вами находимся в широком поле, ярко светит солнце, а мы с вами вовсе не ученики, а … превращаемся в любое животное по своему желанию и изображаем внешний облик зверька, его поводки, как он передвигается, но делаем мы это в нашем воображении. Кто готов показать свое животное? Что оно делает?

- Как вы думаете, какую часть речи мы будем сегодня исследовать?

- (Глагол!)

- Правильно! Глагол. Актуальна ли эта тема для нас с вами?

- Да, мы изучаем глаголы.

- Как вы думаете, в чем состоит актуальность нашего проекта «Пословици и поговорки»?

- Мы будем искать глагол в пословицах и поговорках. Запоминать, как они пишутся.

- А вот поставить цель нашего проекта и его задачи нам поможет минутка чистописания.

I) Ешь, ишь, ете, ите

- Запишите буквосочетания. Чем они являются в глаголах?

- Окончанием.

- Окончание в форме глаголов какого лица? (2л. ед. и мн. ч.)

II) Слушать, держать, любоваться

- Запишите данные глаголы в форме 2 лица единственного числа.

Слушаешь, держишь (исключение), любуешься.

- Определите спряжение.

- Кто догадался, какой будет цель нашего сегодняшнего проекта?

- Формирование навыка правильно писать личные окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа, через изучение пословиц и поговорок.

- Выполним упражнение 1. (Читают сами)

- Что такое пословицы?

- Что такое поговорки?

- Кто может добавить?

3. Работа над словарным словом.

- Начнем работу с «мозгового штурма».

- Отгадайте загадку:

Два братца век бегут,

А два братца век догоняют.

- Колеса.

- Что такое колесо?

- Кто знает фразеологизмы или пословицы и поговорки со словом колесо? (В группах советуются, объясняют смысл, иллюстрируют)

III) Упражнение 1.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

- Запишите, выделите окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Мальчики – 1 и 2. Девочки – 3 и 4.

Что посеешь, то и пожнешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Я думаю, что теперь мы с вами можем восстановить правило:

В окончаниях глаголов в форме _______ после шипящих пишется мягкий знак.

4.  Закрепление материала. Групповая работа.

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы на листе записаны пословицы. Данные в скобках глаголы нужно поставить в форму 2-го лица единственного числа и правильно их записать, объяснить смысл пословицы.

1 группа:

В бою (побывать), цену жизни (узнать).

Слово (сказать), как узлом (завязать).

Близок локоток, да не (укусить).

2 группа:

Чего себе не (хотеть), того другому не делай.

Крепкую дружбу и топором не (разрубить).

Не рой другому яму, сам в нее (упасть).

3 группа:

Не разгрызть ореха, не (съесть) ядра.

НЕ (потрудиться) – мёду не (поесть).

Тише (ехать), дальше (быть).

4 группа:

Перед смертью (не надышаться).

Не (знать), где (найти), где  (потерять).

Подальше (положить), поближе (взять).

5. Физкультминутка.

6. Дальнейшее закрепление и обобщение приобретенных знаний.

- Дома вы должны были выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ. Записать его и проиллюстрировать. Я приведу вам пример: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.»

1) Работа в группах, в парах или индивидуально. (В пословицах должны быть глаголы в форме 2-го лица.)

2) Выступление групп.

- Ребята, дома вы оформите свои рассказы к пословицам. Закончите рисунки. И мы с вами сможем получить результат нашего проекта – продукт – рукописную книгу с пословицами и поговорками.

- А что мы сможем сделать с этой книгой?

7. Итог урока.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что мы с вами закрепили, работая над проектами?

8. Рефлексия.

- А сейчас оцените работы каждой группы. Посоветуйтесь, как вы работали, учитывая вклад каждого члена группы и поставьте «×» в том месте, где вы считаете нужным.

Понимание

Интерес

Польза

Старательность

9. Домашнее задание.

- Кто повторит домашнее задание?

- Оформить листок с рассказом по пословице.


Приложение 1

Пословицы и поговорки

1. Без стыда лица не износишь.

2. Близок локоток, да не укусишь.

3. Век живи, век учись, а дураком помрешь.

4. Выше головы не прыгнешь.

5. Кашу маслом не испортишь.

6. Из песни слов не выкинешь.

7. Поспешишь – людей насмешишь.

8. Любишь кататься , люби и саночки возить.

9. Любовь зла – полюбишь и козла.

10. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пословицы и поговорки"

Цель проекта: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в групп...

Проект "Пословицы и поговорки"

Материал проектной деятельности...

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Проект по литературному чтению...

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"

Проект "Пословицы и поговорки с глаголами 2го лица"...