Урок русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фахриева Елена Леонидовна

Урок с использованием сингапурских структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fahrieva_e.l.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 А

Учитель: Фахриева Е.Л.

Тема: Фразеологизмы

Цели:

  1. Показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов;
  2. Формировать понятие “устойчивые обороты речи”; речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся;
  3. Развивать интерес к русскому языку, слову;
  4. Продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Ход занятия.

  1. Орг.момент
  2. Актуализация знаний постановка темы урока

Сималтиниус раунд тейбл.

-Возьмите карточки, исправьте ошибки, допущенные в предложениях.

На каждое предложение по  20 сек

1. С такими ребятами, суп не сваришь. (каши)

2. Маша считала синиц на уроке. (ворон)

3. Саша пишет как воробей лапой. (курица)

4. У моего дедушки бронзовые руки (золотые)

-Все ли сочетания слов вам были понятны?

-Что же это за словосочетания, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

-Оказывается, в русском языке есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов.

-О чем сегодня мы будем говорить?

3. Изучение нового материала.

Структура ЭЙ АР ГАЙД.

-Перед вами таблица. В ней несколько столбиков.-

- В центральной части записаны некоторые утверждения. Вы должны их прочитать и слева в столбике, где написано «до»,  отметить знаком «+», если согласны с данным утверждением и  «-» если не согласны.

Таймер 30 сек.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Фразеологизмы имеют свое значение.

Фразеологизмы это устойчивые словосочетания.

Фразеологизмы нельзя делить на отдельные слова.

Значение фразеологизмов можно узнать в словаре.

Мы должны объяснять значение всего устойчивого словосочетания

-Посмотрите видео.

-После просмотра видео еще раз прочтите утверждения, в столбике «ПОСЛЕ» отметьте знаком «+», если согласны с данным утверждением и «-» если не согласны. (Таймер 30 сек)

-Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».

Изменились ли ваши убеждения? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Какие из этих утверждений для вас являются самыми важными. Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Поделитесь друг с другом своим мнением. СИНГЛ РАУНД РОБИН. (По 30 сек на каждого)

 Опрос учащихся.

-Как вы думаете, а для чего мы используем фразеологизмы в нашей речи?

-  Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

          -Откуда же пришли фразеологизмы?

- Русский язык богат фразеологическими оборотами. Источники различны. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с мифологией, третьи вышли из песен, сказок, загадок…

Многие из них связаны с историей нашей страны.

(Света) Не лыком шит- Старая Русь не могла обойтись без лыка - липовой коры. Из неё  делали обувь - лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.

(Риваль) Бить баклуши- Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхоз работы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. . В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.

        (Адиля)  Выносить сор из избы - Происхождение связано с  обычаями в русских крестьянских домах.     Собранный мусор нельзя было выносить из избы, его сжигали в печке, так как считалось, что любая вещь живущего в этом доме человека, даже такая мельчайшая, как пыль, может быть использована для колдовства против него. В последующем это выражение получило более широкий смысл - "не разглашай домашние секреты".

          (Алия)  Как с гуся вода - Считается, что это выражение происходит от старинного заговора, который использовался для лечения разных болезней. Сельские знахари, заговаривали воду, бросая в нее уголек, а после ею окатывали заболевшего человека со словами «как с гуся вода, так с него (произносили имя человека) болезнь». Часто и родители, купая своих чад, повторяли эти слова, чтобы ни одна напасть к ребенку не сунулась. 

       С течением времени вторая часть народного заговора забылась, и теперь фразеологизм «как с гуся вода» используется в отношении человека, которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал. 

Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.

СТЁ ЗЕ КЛАСС 

Вспомните  фразеологизмы с животными.

-Подумайте!

Запишите их на листочках. (Таймер  2 мин.)

Названия животных на слайде: волк, заяц, рак, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т. д.

- А сейчас подведите черту, встаньте, задвиньте стулья найдите пару не со своего стола обменяйтесь своими идеями и запишите после черты, затем ищем следующую пару. (Таймер 3 мин)

(Учащиеся, молча,  передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку н-р: изворотлив как уж, нем как рыба, колючий как ёж, хитёр как лиса, красный как рак, грязный как свинья, трусливый как заяц, кот в мешке, свинья зарыта, мокрая курица, собака на сене и т. д.)

Ол райт раунд робин на каждого по 20 сек.

Дети по очереди  зачитывают свои варианты и отмечают если есть сходства, и записывают новые идеи.

- У кого сколько получилось?

Зачитывает свои ответы ученик с наибольшим количеством фразеологизмов.

-У кого есть фразеологизмы,  которые ещё не прозвучали.

4. Закрепление изученного

-Проведем структуру МАЙМ (Дети показывают фразеологизм, при помощи жестов и мимики.) Остальные отгадывают.

Водить за нос. (1 стол)

Воды в рот набрал. (2 стол)

Ломать голову. (3 стол)

Взять себя в руки. (4 стол)

Работа со словарями

 -Где мы можем найти все фразеологизмы и прочитать их значение? (В словарях)

Посмотрите на слайд, есть много словарей для детей, школьные словари фразеологизмов и большие словари.

РАФТ

-А сейчас мы сделаем страничку для детского фразеологического словаря. У вас на столе лежат листочки с фразеологизмами. Возьмите лист формат А-3, фломастеры, карандаши.

Роль – художники - оформители

Аудитория – младшие школьники

Форма - постер

Тема - фразеологизмы

Ученикам раздаю фразеологизмы и их значение. Дети собирают фразеологизм, приклеивают на лист сверху, значение находят в словарях, в центре делают рисунок.

Пальчики оближешь. (1 стол)

Значение. Так говорят о чем-то вкусном

Глаза разбежались.  (2 стол)

Значение. Трудно выбрать что-то одно.

Волосы дыбом. (3 стол)

Значение. Так говорят, когда человек очень испугался.

Развесить уши. (4 стол)

Значение. Слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.

  1. Итог.

Защита проектов.

-Молодцы. Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали, засучив рукава!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...