Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Система Л.В. Занкова

2 класс

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, и, я. Мягкий знак в конце слова.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению обозначения мягкости согласных звуков.

Задачи: 

1) обучающая – формировать умение распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме мягкие и твердый согласные звуки;

2) развивающая – создать условия для развития орфографической зоркости, речи, внимания, фонематического слуха;

3) воспитывающая – содействовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, наглядности.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

 

3. Изучение нового материала

4. Итог

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

-Здравствуйте. Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки срываю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Будет легким к дому путь.

Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Я. (На доске Яя.)

- Чем отличаются буквы?

- Из скольки элементов состоит буква Я?

- Верно, наклонная прямая с закруглением внизу влево, овал и наклонная прямая с закруглением внизу вправо.

- Перед тем, как вы начнете прописывать букву, посмотрите как пишу ее я. Проследите внимательно за направлением руки. (Показ учителя.)

- Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо.

- Пропишите 4 пары букв Я.

- Отложите ручки.

Подготовка к восприятию.

Упр. на внимание «Бабочка» (на доске бабочка, составленная из букв.)

- Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

- Посмотрите на доску. К нам прилетела бабочка. Но она у нас не простая, а буквенная. Будьте внимательны и найдите все спрятанные буквы!

- На какие группы можно разделить эти буквы?

- Назовите гласные.

- Назовите согласные.

- Какие буквы можно объединить среди согласных?

- А среди гласных?

- Запишите в следующей строчки безотрывно согласные буквы, а затем гласные. (Показ учителя.)

Работа по ленте букв.

- Сколько букв в алфавите?

- На какие большие группы делятся все букв?

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Что вы знаете о гласных звуках?

- Что знаете о согласных звуках?

- Назовите буквы, которые не обозначают звуки.

Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Словарная работа.

- Отгадайте загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.

- Запишите слово с новой строчки, с красной строки, с большой буквы. Поставьте запятую.

- Следующая загадка:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

- Запишите слово отгадку.

- Ну и последняя загадка:

Что за мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крошки собирает?

- Запишите слово отгадку. Поставьте точку.

- А теперь с помощью двух цветов синего и зеленого, зажгите фонарики под словами. Зажгите синие фонарики под всеми твердыми согласными звуками, а зеленые – под всеми мягкими согласными.

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

Работа по учебнику.

- Откройте учебнике на стр. 60. Найдите упражнение под номером 107.

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Прочитайте второе задание.

- Записываем номер упр.

- Списываем стихотворение самостоятельно. Списываем столбиком, с красной строки, с большой буквы. Автора записываем под стихотворением чуть правее.

- Кто спишет, выполняет второе задание. Зажигает зеленые фонарики.

Проверка.

- Читаем первую строчку.

- Есть в первом слове мягкий согласный звук?

- Во втором слове?

- В третьем?

- Читаем вторую строчку.

- В каком слове есть мягкий согласный звук?

- Читаем третью строчку и т.д.

- Повторим, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука.

- Скажите, а мягкость согласных звуков обозначается только этими буквами?

- Вот сейчас мы с вами проверим, правы вы или нет. Прочитаем правило на стр.60.

- Какой же буквой еще обозначается мягкость согласного звука?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Сейчас мы поговорим о Ь.

- Что вы знаете про Ь?

- Найдите упражнение под номером 109 на стр. 61.

- Как превратить слово мел – в мелкое место?

- Чем отличаются?

- Запишем номер упражнения в тетрадь и пару слов МЕЛ – МЕЛЬ. Зажгите фонарики под мягкими согласными звуками.

- Угол превратить в топливо.

- Запишите пару слов УГОЛ – УГОЛЬ. Зажгите фонарики.

- Шест – в число.

- Запишите ШЕСТ – ШЕСТЬ. Зажгите фонарики.

- Благодаря какой букве мы изменили слова?

- Какой вывод мы можем сделать? Указывает ли Ь на мягкость согласного звука?

- Найдите на стр.62 правило. Прочитайте.

- Найдите и зачитайте, на что показывает Ь?

- Найдите и зачитайте, после каких букв пишется Ь?

- А сейчас проверим, как же вы усвоили эти правила. Я буду зачитывать слова, а вы если услышите в слове мягкий согласный звук, хлопните один раз в ладоши.

- Перо, барабан, маляр, день, круг, люстра.

- Есть стишок про наш итог.

Буквы и, е, ё, ю, я –

Их запомните, друзья!

К ним добавьте Ь,

Без него нельзя никак!

И зарубите на носу,

Что они смягчают звук!

- Откройте дневник. Запишите д/з стр. 62 упр. №111, 112.

- Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас. А в награду, подготовила вам слово, но жук-буквоед съел половинки букв. Сможете догадаться, что здесь написано?

Приветствие.

Присаживаются.

Открывают тетради.

- Размером.

- 3.

- Бабочка.

- С, е, ц, м, з, о, ф, а, ю.

- Гласные и согласные.

- Е, о, ю, а. (На доску.)

- С, ц, м, з, с. (На доску.)

- С, з – парные.

- А, о – придают твердость согласным звукам.

- Ю, е – мягкость.

- 33.

- Гласные, согласные.

- Не встречает препятствий.

- Поются, обозначают мягкость и твердость согласных звуков.

- Парные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

- Ъ и Ь.

- Арбуз. (На доску.)

- Берёза. (На доску.)

- Воробей. (На доску.)

- Арбуз.

- В нем нет мягкого согласного звука.

- Е, Ё, Ю, Я, И. (На доску.)

- Списать стихотворение.

- Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные буквы.

- Ярко светит зорька.

- Нет.

- [в’].

- [р’].

- В небе голубом.

- [н’].

- Е, Ё, Ю, Я, И.

- Ь. (На доску.)

- Не обозначает звука, дает мягкость согл. звука.

- Мель.

- На конце слова МЕЛ мы слышим твердый согласный звук, а в слове МЕЛЬ – мягкий.

- Уголь.

- Шесть.

- Ь.

- Да.

- Согласный звук перед ним произносится мягко.

- Пишется после согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.

- МОЛОДЦЫ.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий.

Подведение итогов урока.

Понимание и усвоение д/з.

Выявление самочувствия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»

Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"

разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1  классе на тему " Буква Ь в конце слова "...