Межгимназическая олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Создана в сотрудничестве с гимназией № 39 города Минска, Республика Беларусь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

Задание 1. Запишите ряд, в котором в одном из слов букв больше, чем звуков, в другом - букв меньше, чем звуков, в третьем – букв и звуков поровну. В скобках после каждого слова укажите количество звуков и букв.

Яна, Ольга, Настя.

Рисовать, являюсь, заявить.

Фиолетовый, яхонтовый, синий.

Задание 2.Спишите слова и поставьте в них ударение.

Квартал, столяр, петелька, позвоним, взяла, под гору, задолго, хвоя, банты, занята.

Задание 3. Какое из слов: навесной, радость, рассольник, светлый нельзя отнести ни в одну из групп. Выпишите это слово и разберите по составу:

«приставка + корень + суффикс + окончание»;

« корень + суффикс + нулевое окончание» ;

« приставка + корень + суффикс + нулевое окончание».

Задание 4. Запишите слова того ряда, в котором все имена существительные имеют окончание «и» и укажите их падеж.

От отмел…, к яблон…, на пригорк….

По ел…, для кукушк…, к Ван….

По местност…, для Вал…, на сирен….

Задание 5. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Туфля, чулок, весло, апельсин, капля, знамя, ботинок, кочерга.

Задание 6. Запишите, о каких качествах  человека говорится в словосочетаниях.

Боролся как ястреб.                      Ведёт себя как лиса.

Танцевал как медведь.                  Ел как свинья.

Задание 7. Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным. Определите род имён существительных.

Конфетти, тюль, какаду, рагу, шаль, эмаль.

Задание 8. Замени фразеологический оборот одним глаголом, передающим то же значение.  Запишите только глаголы, используя их порядковый номер. Например, 1. Стоять. 2.Бежать.

1. Клевать носом.                           4. Чесать языки.

2. Зарубить на носу.                        5. Ходить на голове.

3. Водить за нос.                              6. Путаться под ногами.

Задание 9. В каком предложении не должно быть запятой? Выпишите это предложение (можете использовать буквенное обозначение. Например, Г).

А. Бабушка купила на рынке укроп и петрушку, и зелёный лук.

Б. Наступила ночь, и рыбная ловля началась.

В. Выбегали мальчики и девочки на улицу и звали матушку весну, и тёплое лето.

Задание 10. Запишите современные слова, соответствующие устаревшим

словам.

льзя                          глаголит

страж                       жмурит

вопит                        перст

Задание 11. Разгадайте шарады.

А.  Корень мой находится в цене.

      В очерке найди приставку мне.

      Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

      Вся же - в дневнике я и в журнале.

Б.   Нота – мой первый слог,

       Поставь рядом с ним предлог

       И, разгадав загадку до конца,

       Получишь выражение лица.

В.   Корнем -  с дорогой роднится,

       В сборе приставка таится.

       Суффикс, как в слове дневник.

        Целый же - в космос проник.

Задание 12. Определите,  по какому закону получено слово в скобках первой строки, и вставь пропущенное слово во вторую строку. Используй буквенное обозначение( например, А. Дом).

А. канва (внук) улика              Г. слава (сапог) порог)

     холст (         ) олень                  плеть (          ) надел

Б.  парус (сажа) саржа              Д  река (вера) ров

      ананас (       ) огрех                   писк (        ) сад

В.   гамма (гимн) диван             Е  рис (срок) крот

       перец (         ) клоун                 рак (         ) клин

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество

баллов

Всего баллов

КЛЮЧИ       ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Задание 1.

Рисовать (8 б., 7 зв.), являюсь (7 б., 8 зв.), заявить (7 б., 7 зв.)

МАКСИМАЛЬНО – 3 балла.

Задание 2.

Квартал, столяр, петелька, позвоним, взяла, под гору, задолго, хвоя, банты, занята.

МАКСИМАЛЬНО – 5 баллов.

( по 0,5 балла за каждое ударение).

Задание 3.

Светлый.

МАКСИМАЛЬНО – 3 балла.

(0,5 балла снять за неправильный разбор слова по составу).

Задание 4.

         Д. п.                  Р. п.         П. п.

По местности, для Вали, на сирени.

МАКСИМАЛЬНО – 3 балла.

( по 0,5 балла снимать за неправильное определение падежа).

Задание 5.

Туфель, чулок, вёсел, апельсинов, капель, знамён, ботинок, кочерёг.

МАКСИМАЛЬНО – 4 балла  ( по 0,5 балла за каждое слово).

Задание 6.

Боролся как ястреб – смелость.

Ведёт себя как лиса – хитрость.

Танцевал как медведь – об отсутствии ловкости.

Ел как свинья – об отсутствии аккуратности.

МАКСИМАЛЬНО – 4 балла.

( по 0,5 балла снимать за каждую орфографическую ошибку)

Задание 7.

Новогоднее конфетти (ср.р.).

Новый тюль (м.р.).

Зелёный какаду (м.р.).

Овощное рагу ( ср.р.).

Пуховая шаль (ж.р.).

Жёлтая эмаль (ж.р.).  

МАКСИМАЛЬНО – 6 баллов (прилагательные даны примерно).

Задание 8.

1. Дремать.                        4. Болтать.

2. Запомнить.                     5. Шалить.

3. Обманывать.                   6. Мешать.

МАКСИМАЛЬНО – 6 баллов.

(по 0,5 балла снимать за каждую орфографическую ошибку)

Задание 9.

Выбегали мальчики и девочки на улицу и звали матушку весну и тёплое лето.

2 вариант – В.

МАКСИМАЛЬНО – 3 балла.

Задание 10.

Льзя – можно                      глаголит – говорит

Страж – охранник              жмурит - щурит

Вопит – кричит                   перст – палец

МАКСИМАЛЬНО – 6 баллов.

(по 0,5 балла снимать за каждую орфографическую ошибку)

Задание 11.

А. Оценка.

Б. Мина.

В. Спутник.

МАКСИМАЛЬНО – 6 баллов.

(по 2 балла за каждую шараду)

Задание 12.

А. Слон.               Г. Пенал.

Б. Снег.                Д. Диск.

В. Плен.               Е.  Крик.

МАКСИМАЛЬНО – 6 баллов.

                                                          ВЫСШИЙ БАЛЛ – 55 баллов

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку

эти задания могут быть использованы для проведения школьного тура олимпиады...

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...