Главные вкладки

    Предлог как часть речи
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Завидова Ирина Валерьевна

    Формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для всязи слов в предложении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_krok_po_rus_yazyku_2_kl_predlog_-1.docx36.52 КБ
    Файл russkiy_yazyk_2_kl_predlog.pptx973.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 523

    Колпинского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка урока

    по русскому языку (2 класс)

    Тема урока: Предлог как часть речи

    Завидова Ирина Валерьевна,

    учитель начальных классов,

    ГБОУ школы № 523

    Колпинского района

    Санкт-Петербурга

    2016 г.

    Русский язык

    Тема урока: Предлог как часть речи.

    Цели урока: формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.

    Задачи: развивать умение использовать предлоги при составлении предложений, редактировании текста; познакомить учащихся с раздельным написанием предлогов с другими словами; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать предлоги от других частей речи, применять предлоги в речи; писать предлоги раздельно со словами; оценивать результат своей работы.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, карточки со словами, тетради, учебники, доска.

            Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Прочитайте девиз урока (с экрана).

    Девиз урока:

    В школу мы пришли учиться,

    В жизни это пригодится.

    Тот, кто хочет много знать,

    Должен сам всё постигать.

    - Выделите ключевые слова; какова главная мысль?

    - А что же будем постигать, мы узнаем, выполнив следующие задания.

    1. Актуализация опорных знаний.

    - Давайте вспомним, с какими частями речи мы уже познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

    1. Целеполагание.

    - Рассмотрите картинку. 

    - Составьте  предложения по картинке, используя данную схему. Сколько слов должно быть в вашем предложении?

                                                                            .

       

                                                 .

    (Записать 2 предложения на доске и в рабочую тетрадь.)

    - Определите, какой частью речи являются слова в этих предложениях. Докажите.  (Подписать над словом часть речи.) А что же это за слова, которые мы не определили?

     (На экране, по мере пояснения, открывается таблица.)

    Часть речи

    Имя существительное

    Глагол

    Имя прилагательное

    ?

    Что обозначает?

    Предмет

    Действие предмета

    Признак предмета

               

                ?

    На какой вопрос отвечает?

    Кто? Что?

    Что делает?

    Что сделает?

    Какой? Какая?

    Какое? Какие?

                 

                ?

     - Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой? Что должны узнать и чему научиться?

     IV.      Открытие нового знания.

    1. Работа над  предложениями.

    - Перед вами слова. Составьте из этих слов предложение.

    (На доске карточки со словами, составляем из них предложения.)

    парту, сел, ученик

    реке, поймали, маленькую, рыбку

    - Получилось ли у вас предложение? Почему нет? Что не хватает в предложении?

    (Подставляем предлог.) Получилось ли теперь предложение? Что вам помогло? Прочитайте получившиеся предложения.

    - Определите, какой частью речи являются слова во 2 предложении. Как определяли?

    - Поставьте вопрос к каждому слову.

    - Можно ли к предлогам задать вопрос? (Нет.)

    - Будут ли они что-то обозначать в предложении? (Нет.)

    - Но, ведь для чего-то служат предлоги  в предложении? Для чего? (Для связи слов в предложении.)

    - Как предлоги связывают слова в предложении? (По смыслу.)

    Сделайте вывод. Предлоги на вопросы не отвечают; не обозначают предметы, действия, признаки предметов; служат для связи слов в предложении.

            2.    Работа с правилом в учебнике.

    - Прочитайте слова профессора Самоварова на стр. 112. Всё ли из сказанного профессором, мы с вами проговорили и доказали? О чем мы не сказали? (Как пишутся предлоги с другими словами.) Почитайте эти строки ещё раз.

    - Какие предлоги вы знаете?

            3.    Из истории слова.

    - Слово предлог, пришло к нам из греческого языка.

    «пред» - перед; «лог» - слово

    «Стоящий перед словом».

    - Запишите любое предложение на выбор в тетрадь. Сколько записали слов в предложении? Выделите предлог.

    Сделайте вывод. Предлоги со словами пишутся раздельно.

    Физ. минутка. (С переходом детей, с места  на место,  для работы в парах.)

    -Встали, посмотрели друг на друга, выбрали глазами себе пару, кивнули ей головой, взяли пенал и пересели к выбранному вами товарищу для работы в парах.

    1. Первичное закрепление. (Работа в парах на листах.)

    - Итак, мы возвращаемся к теме нашего урока, к предлогам. Давайте вспомним признаки предлогов.

    - Положите перед собой листок. Это упражнение из учебника (показать в учебнике упражнение), для удобства вы будете выполнять его на листах.

    - Прочитайте задание, обсудите в парах. Выполните задание по образцу. (На экране  образец выполнения; проговариваем, как будем выполнять.)

           Лисята у норы.

           Чайки над водой.

    Приступайте к работе.

    Задание:

     Прочитайте слова. Соедините их по смыслу с помощью предлогов и запишите

    получившиеся предложения на строчке. Выделите предлоги в предложениях.        

            

                                                         ___________________________________________

                 для         на

            __________________________________________

            

     

            __________________________________________

                на       из                                                                  

            __________________________________________

     - Проверка работ по образцу на экране.

    Критерии оценки:

    +  выполнили правильно;

    ?  допустили ошибку;

    --  с работой не справились.

     - Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:

    «радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;

     «серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;

     «печальный» - работал один.

              VI.        Самостоятельная работа.

    Работа по учебнику (с.114, упр.160)

    - Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

    Задание:

     Прочитайте. Допишите предложения, используя предлоги. Подчеркните предлоги в предложениях.

    - Выполните работу с первым и вторым предложениями.

    Спелое яблоко упало (с чего?)  …  (на что?)  …    .

    Мы ехали (куда?) …  (на чём?)  …    .

    - Как писали предлоги со словами?

    - Зачитывание нескольких  предложений учащимися.

    - Оцените свою работу.

    Критерии оценки:

    +  записал без ошибок;

    ?  допустил ошибку;

    --  с работой не справился.

    - Оцените всю работу, поставив смайлик:

    «радостный» – выполнил работу без ошибок;

     «серьёзный» - допустил ошибки, требовалась помощь;

     «печальный» - многое не получилось, нужна помощь.

    1. Повторение. (Работа в парах на листах.)

    - Вернемся к нашей теме. О чем, мы ведем речь на уроке? (О предлоге.)

    - Прочитайте текст (на листах), составленный мальчиком-иностранцем, который недавно изучал русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Обсудите с соседом по парте. Помогите мальчику – исправьте его ошибки. Обратите внимание на употребление предлогов в речи.

    Роща

       Наступил май. Солнышко шлёт в землю теплые лучи. Ольга и Толя зашли под рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит с цветами пчёлка. На чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!

    - Прочитайте исправленный текст. Что важно знать при употреблении предлогов в речи? (Их нужно употреблять правильно, сохраняя связь слов в предложении и смысл.)

    - Проверка работ по образцу на экране.

    Критерии оценки:

    +  выполнили правильно;

    ?  допустили ошибку;

    --  с работой не справились.

     - Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:

    «радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;

     «серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;

     «печальный» - работал один.

             VIII.              Рефлексия.

    1. Подведение итога урока.

    - Прочитайте шуточное  стихотворение.

    Чудесный выдался денёк,

    А я учу уроки…

    Я должен твёрдо знать урок:

    У нас учитель строгий!

    И я шепчу, закрыв глаза,

    Скрестив под стулом ноги:

    «Что значит – «по»?

    Что значит – «за»?

    И «за», и «по» - предлоги…»

    А хорошо бы  - ЗА порог

    И – мчаться ПО дороге!

    Какой бы выдумать предлог,

    Чтоб не учить предлоги?

                                 А. Шибаев

    - О какой части речи говорили сегодня на уроке?

    - Достигли ли мы поставленных целей? Поясняем, что узнали, чему научились.

    - Заполните таблицу знаний и умений, поставив знак (+, -, ?). (На отдельных листах.)

    +    знаю;

    ?   знаю недостаточно;

    --    не знаю.

    Мои знания, умения

    +  ?   --

    Я знаю, что такое предлог.

    Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи.

    Я знаю, для чего служит предлог.

    Я знаю, как пишется предлог с другими словами.

    Я умею употреблять предлоги в речи.

                                                                                           

    - Оцените свою работу по теме урока, закрасив кружок нужным цветом:

    «зелёный» – тему урока понял, с работой справился!

     «жёлтый» - в работе допускал ошибки, нужно ещё повторить!

     «красный» - с работой не справился, мне нужна помощь!

    1. Домашнее задание.

    - Откройте учебник на стр. 112. Ваше домашнее задание будет на выбор.

     А) По учебнику: стр. 112, упр.157.

     Б) Творческое задание.

     Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.

    - Наш урок подошёл к  концу. Вы все молодцы! Спасибо за работу!

           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к уроку русского языка 2 класс Тема урока: Предлог как часть речи Завидова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №523 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Слайд 2

    Девиз урока: В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать.

    Слайд 3

    Составь предложения по картинке, используя данную схему.

    Слайд 4

    Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное ? Что обозначает? Предмет Действие предмета Признак предмета ? На какой вопрос отвечает? Кто? Что? Что делает? Что сделает? Какой? Какая? Какое? Какие? ?

    Слайд 5

    Вывод: 1) предлоги на вопросы не отвечают; 2) не обозначают предметы, действия, признаки предметов; 3) служат для связи слов в предложении; 4) предлоги со словами пишутся раздельно.

    Слайд 6

    Образец выполнения работы Лисята, нора. у над Чайки, вода. Лисята у норы. Чайки над водой.

    Слайд 7

    Проверка работы Всадник, конь. Подарок, сестра. Книга, стол. Дым, труба. для на на из Всадник на коне. Подарок для сестры. Книга на столе. Дым из трубы.

    Слайд 8

    Проверка работы Роща Наступил май. Солнышко шлет на землю тёплые лучи. Ольга и Толя зашли в рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит над цветами пчёлка. В чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!

    Слайд 9

    Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги…» А хорошо бы - ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А. Шибаев

    Слайд 10

    Мои знания и умения + ? Я знаю, что такое предлог. Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи. Я знаю, для чего служит предлог. Я знаю, как пишется предлог с другими словами. Я умею употреблять предлоги в речи.

    Слайд 11

    Домашнее задание а) По учебнику: стр. 112, упр.157. б) Творческое задание. Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.

    Слайд 12

    Спасибо всем за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"

    Преподаватель: Наумова Наталья Сергеевна, учитель начальных классовПредмет: русский языкАвтор учебника: Рамзаева Т.Г., Русский язык. Учебник для 2 класса, ч. 3. М., Дрофа, 2009.Тема: Предлог как часть...

    Предлог как часть речи

    Конспект урока русского языка  по учебнику В.П. Канакина "Русский язык" 2 касс...

    Предлог как часть речи

    Первый урок в данной теме...

    Конспект урока русского языка во 2 классе.«Предлог, как часть речи».

    Цель урока: Знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урока:Образовательные:Расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;Учить писать предлоги ...

    «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»

    laquo;Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

    Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...