Предлог как часть речи
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Завидова Ирина Валерьевна

Формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для всязи слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_krok_po_rus_yazyku_2_kl_predlog_-1.docx36.52 КБ
Файл russkiy_yazyk_2_kl_predlog.pptx973.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 523

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по русскому языку (2 класс)

Тема урока: Предлог как часть речи

Завидова Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ школы № 523

Колпинского района

Санкт-Петербурга

2016 г.

Русский язык

Тема урока: Предлог как часть речи.

Цели урока: формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.

Задачи: развивать умение использовать предлоги при составлении предложений, редактировании текста; познакомить учащихся с раздельным написанием предлогов с другими словами; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать предлоги от других частей речи, применять предлоги в речи; писать предлоги раздельно со словами; оценивать результат своей работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, карточки со словами, тетради, учебники, доска.

        Ход урока

  1. Организационный момент.

- Прочитайте девиз урока (с экрана).

Девиз урока:

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

- Выделите ключевые слова; какова главная мысль?

- А что же будем постигать, мы узнаем, выполнив следующие задания.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, с какими частями речи мы уже познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

  1. Целеполагание.

- Рассмотрите картинку. 

- Составьте  предложения по картинке, используя данную схему. Сколько слов должно быть в вашем предложении?

                                                                        .

   

                                             .

(Записать 2 предложения на доске и в рабочую тетрадь.)

- Определите, какой частью речи являются слова в этих предложениях. Докажите.  (Подписать над словом часть речи.) А что же это за слова, которые мы не определили?

 (На экране, по мере пояснения, открывается таблица.)

Часть речи

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

?

Что обозначает?

Предмет

Действие предмета

Признак предмета

           

            ?

На какой вопрос отвечает?

Кто? Что?

Что делает?

Что сделает?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

             

            ?

 - Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой? Что должны узнать и чему научиться?

 IV.      Открытие нового знания.

  1. Работа над  предложениями.

- Перед вами слова. Составьте из этих слов предложение.

(На доске карточки со словами, составляем из них предложения.)

парту, сел, ученик

реке, поймали, маленькую, рыбку

- Получилось ли у вас предложение? Почему нет? Что не хватает в предложении?

(Подставляем предлог.) Получилось ли теперь предложение? Что вам помогло? Прочитайте получившиеся предложения.

- Определите, какой частью речи являются слова во 2 предложении. Как определяли?

- Поставьте вопрос к каждому слову.

- Можно ли к предлогам задать вопрос? (Нет.)

- Будут ли они что-то обозначать в предложении? (Нет.)

- Но, ведь для чего-то служат предлоги  в предложении? Для чего? (Для связи слов в предложении.)

- Как предлоги связывают слова в предложении? (По смыслу.)

Сделайте вывод. Предлоги на вопросы не отвечают; не обозначают предметы, действия, признаки предметов; служат для связи слов в предложении.

        2.    Работа с правилом в учебнике.

- Прочитайте слова профессора Самоварова на стр. 112. Всё ли из сказанного профессором, мы с вами проговорили и доказали? О чем мы не сказали? (Как пишутся предлоги с другими словами.) Почитайте эти строки ещё раз.

- Какие предлоги вы знаете?

        3.    Из истории слова.

- Слово предлог, пришло к нам из греческого языка.

«пред» - перед; «лог» - слово

«Стоящий перед словом».

- Запишите любое предложение на выбор в тетрадь. Сколько записали слов в предложении? Выделите предлог.

Сделайте вывод. Предлоги со словами пишутся раздельно.

Физ. минутка. (С переходом детей, с места  на место,  для работы в парах.)

-Встали, посмотрели друг на друга, выбрали глазами себе пару, кивнули ей головой, взяли пенал и пересели к выбранному вами товарищу для работы в парах.

  1. Первичное закрепление. (Работа в парах на листах.)

- Итак, мы возвращаемся к теме нашего урока, к предлогам. Давайте вспомним признаки предлогов.

- Положите перед собой листок. Это упражнение из учебника (показать в учебнике упражнение), для удобства вы будете выполнять его на листах.

- Прочитайте задание, обсудите в парах. Выполните задание по образцу. (На экране  образец выполнения; проговариваем, как будем выполнять.)

       Лисята у норы.

       Чайки над водой.

Приступайте к работе.

Задание:

 Прочитайте слова. Соедините их по смыслу с помощью предлогов и запишите

получившиеся предложения на строчке. Выделите предлоги в предложениях.        

        

                                                     ___________________________________________

             для         на

        __________________________________________

        

 

        __________________________________________

            на       из                                                                  

        __________________________________________

 - Проверка работ по образцу на экране.

Критерии оценки:

+  выполнили правильно;

?  допустили ошибку;

--  с работой не справились.

 - Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:

«радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;

 «серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;

 «печальный» - работал один.

          VI.        Самостоятельная работа.

Работа по учебнику (с.114, упр.160)

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Задание:

 Прочитайте. Допишите предложения, используя предлоги. Подчеркните предлоги в предложениях.

- Выполните работу с первым и вторым предложениями.

Спелое яблоко упало (с чего?)  …  (на что?)  …    .

Мы ехали (куда?) …  (на чём?)  …    .

- Как писали предлоги со словами?

- Зачитывание нескольких  предложений учащимися.

- Оцените свою работу.

Критерии оценки:

+  записал без ошибок;

?  допустил ошибку;

--  с работой не справился.

- Оцените всю работу, поставив смайлик:

«радостный» – выполнил работу без ошибок;

 «серьёзный» - допустил ошибки, требовалась помощь;

 «печальный» - многое не получилось, нужна помощь.

  1. Повторение. (Работа в парах на листах.)

- Вернемся к нашей теме. О чем, мы ведем речь на уроке? (О предлоге.)

- Прочитайте текст (на листах), составленный мальчиком-иностранцем, который недавно изучал русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Обсудите с соседом по парте. Помогите мальчику – исправьте его ошибки. Обратите внимание на употребление предлогов в речи.

Роща

   Наступил май. Солнышко шлёт в землю теплые лучи. Ольга и Толя зашли под рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит с цветами пчёлка. На чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!

- Прочитайте исправленный текст. Что важно знать при употреблении предлогов в речи? (Их нужно употреблять правильно, сохраняя связь слов в предложении и смысл.)

- Проверка работ по образцу на экране.

Критерии оценки:

+  выполнили правильно;

?  допустили ошибку;

--  с работой не справились.

 - Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:

«радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;

 «серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;

 «печальный» - работал один.

         VIII.              Рефлексия.

1. Подведение итога урока.

- Прочитайте шуточное  стихотворение.

Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги…»

А хорошо бы  - ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                             А. Шибаев

- О какой части речи говорили сегодня на уроке?

- Достигли ли мы поставленных целей? Поясняем, что узнали, чему научились.

- Заполните таблицу знаний и умений, поставив знак (+, -, ?). (На отдельных листах.)

+    знаю;

?   знаю недостаточно;

--    не знаю.

Мои знания, умения

+  ?   --

Я знаю, что такое предлог.

Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи.

Я знаю, для чего служит предлог.

Я знаю, как пишется предлог с другими словами.

Я умею употреблять предлоги в речи.

                                                                                       

- Оцените свою работу по теме урока, закрасив кружок нужным цветом:

«зелёный» – тему урока понял, с работой справился!

 «жёлтый» - в работе допускал ошибки, нужно ещё повторить!

 «красный» - с работой не справился, мне нужна помощь!

  1. Домашнее задание.

- Откройте учебник на стр. 112. Ваше домашнее задание будет на выбор.

 А) По учебнику: стр. 112, упр.157.

 Б) Творческое задание.

 Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.

- Наш урок подошёл к  концу. Вы все молодцы! Спасибо за работу!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка 2 класс Тема урока: Предлог как часть речи Завидова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №523 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Девиз урока: В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать.

Слайд 3

Составь предложения по картинке, используя данную схему.

Слайд 4

Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное ? Что обозначает? Предмет Действие предмета Признак предмета ? На какой вопрос отвечает? Кто? Что? Что делает? Что сделает? Какой? Какая? Какое? Какие? ?

Слайд 5

Вывод: 1) предлоги на вопросы не отвечают; 2) не обозначают предметы, действия, признаки предметов; 3) служат для связи слов в предложении; 4) предлоги со словами пишутся раздельно.

Слайд 6

Образец выполнения работы Лисята, нора. у над Чайки, вода. Лисята у норы. Чайки над водой.

Слайд 7

Проверка работы Всадник, конь. Подарок, сестра. Книга, стол. Дым, труба. для на на из Всадник на коне. Подарок для сестры. Книга на столе. Дым из трубы.

Слайд 8

Проверка работы Роща Наступил май. Солнышко шлет на землю тёплые лучи. Ольга и Толя зашли в рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит над цветами пчёлка. В чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!

Слайд 9

Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги…» А хорошо бы - ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А. Шибаев

Слайд 10

Мои знания и умения + ? Я знаю, что такое предлог. Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи. Я знаю, для чего служит предлог. Я знаю, как пишется предлог с другими словами. Я умею употреблять предлоги в речи.

Слайд 11

Домашнее задание а) По учебнику: стр. 112, упр.157. б) Творческое задание. Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.

Слайд 12

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»

laquo;Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...