Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности
статья по русскому языку

Данный матеиал подготовлен 04.10.2017 в качества доклада для слушателей курсов ИПКРО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл latysheva_n.i._doklad_po_ftsprya.rar296.98 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование и развитие связной речи младших школьников

средствами внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Работу по формированию и  развитию связной речи невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому с введением новых стандартов,  появилась возможность продолжить эту работу, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях. Кроме этого речь ребенка формируется через его общение со сверстниками, взрослыми. Формирование речевой среды младшего школьника процесс непрерывный, но носит все-таки целенаправленной и системный характер.

Уже несколько лет в нашей школе проводятся занятия в кружках и факультативах , которые как раз и помогают ребенку развивать речь.  «В мире книг», «Герои сказок на экране» и  «Удивительный мир слов». Рабочая программа к курсу «Удивительный мир слов» составлена на основе программы Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой  «Удивительный мир слов»  – М.: Вентана Граф, 2012  

Эти занятия  развивают не только речь, но и способствуют творческому мышлению детей, помогают учителю в коррекционной работе.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Активная исследовательская работа формирует умение использовать различные способы поиска информации,  аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России, в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь , является показателем общей культуры человека.

Тематика данного курса во 2 классе составляет два круга вопросов:

-  вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи;

-  вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.

 

Каждое занятие начинается с работы над звуком  - для этого использую разнообразные игры упражнения, артикуляционные и дыхательные разминки, чистоговорки, фонетические загадки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления.  Они занимают 3-4 минуты и применяются практически на каждом занятии.  Систематическое и регулярное использование данных упражнений помогает  ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришел в школу. Артикуляционная гимнастика в начале каждого занятия, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать, не боятся ошибиться в ответе. Учащиеся  выражают свои мысли более ярко и полно. Приведу примеры речевых разминок.  

Произнесение  скороговорки с ускорением темпа речи.                                                                                  

Артикуляционные разминки

- В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

- Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

- Вы малину мыли ли?

_Мыли, но не мылили

Жуем жесткое мясо

Едим сладкое варенье

Чистим зубы

Лопаточка

Иголочка

Поймай звук

Немаловажная роль в этой работе отводится и физминуткам. В процессе отдыха на занятии работа над речью не останавливается. Физминутки выполняются в движении с одновременным проговариванием.

На занятиях включаю работу в  паре, группе, например: составить из слов-карточек  готовое высказывание. Формируя умение строить диалог, я предлагаю образцы определённых речевых ситуаций: приветствия, разговор по телефону, формы извинения, поздравления, продолжения фразы, подбор синонимов и антонимов.

            Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера (по рифме, построчно, по заданному началу).

Кружится, порхает снежинка.

Как маленькая балеринка.

Летит, летит она с небес

          На бесконечный ……...

         Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произносительную сторону речи. Словесное ударение играет известную роль в обеспечении внятности речи: если в словах не соблюдается правильное ударение, затрудняется понимание речи. Поэтому в процессе обучения устной речи необходимо осуществлять соответствующую работу по формированию навыков словесного ударения.

Если позволите, я хотела бы предложить вашему вниманию фрагмент занятия «Трудности словесного ударения»

Ударение как средство смыслового различения слов

Единственный в городе орган

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Иркутск приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Иркутска своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, – спросил он. – Почему во всем Иркутске только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!»

Мама рассмеялась и сказала:  (Что могла ответить мама?) «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».

Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?

Странные подарки

Пятого октября, в день учителя Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по технологии, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».

Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю технологии, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

Особенности русского ударения

Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском языке оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Например: понять – понял – поняла;

сестра – сёстры;

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили:, библиОтека, музЫка,.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Сравни:

Гремит музЫка полковая.

(А.Пушкин)

ВертИт очками так и сяк.

(И.Крылов)

Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения в слове: замок — замок, атлас — атлас, стоит — стоит.

С помощью словесного ударения можно также определить иногда ту или иную грамматическую форму слова; например: пить — Мы пили чай; пилить — Иди пили дрова. Таким образом, в русском языке словесное ударение имеет немаловажное значение.

Соревнование на лучшего диктора

Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот победитель.

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин, медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень.

Проверить

Участие в дистанционных конкурсах так же является одной из форм работы над расширением кругозора и развитием связной речи. Ежегодно наши ребятишки участвуют в конкурсах различного уровня: Лисенок, В мире сказок, По страницам любимых книг, Русский медвежонок и многие другие. Дети с удовольствием  выполняют предложенные организаторами задания, вовлекая в этот процесс и своих родителей.

В итоге хочется сказать, что занимаясь внеурочной работой по развитию речи, можно отметить  хорошие результаты: дети становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Развитие связной речи младших школьников в процессе учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС)

С введением ФГОС наиболее актуальной является проблема развития речи младших школьников. В школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с проблемами развития реч...

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят...

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности...