Сценарий урока "Перенос слов сбуквами Й, Ь, Ъ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Щербакова Екатерина Александровна

Урок русского языка 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov_s_bukvami_y.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Перенос слов с буквами й, ь, ъ.

Учебник: Русский язык, 1 класс, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. (Начальная школа XXI века)

Тип урока: "открытие" нового знания

Дидактическая цель. Создать условия для формирования умения переносить слова с буквами й ъ ь. Актуализировать знания и умения учащихся переносить слова.

Задачи:

-научить учащихся делить слова для переноса с  Ъ, Ь, Й в середине слов;

-развивать навык переноса слов, когда слог состоит из одной гласной;  зрительную память, внимание, монологическую речь;

-воспитывать внимательность, усидчивость, делать выводы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Самоопределение к деятельности

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем постигать науку русского языка. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и желание получать знания. Все это  поможет вам  на уроке.

-  Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Всё ли на своих местах?

 

 Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целепологание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. 

Актуализация знаний

Минутка чистописания.

– Сейчас мы проведем минутку чистописания. Для чего нам это нужно?

- Запишите   буквы  й, ь, ъ и    соединения     по  образцу, подчеркните самую красивую букву.

- Прочитайте слова на доске: народ, чайник, родина, мальчик, ёжик, объезд.

- Давайте повторим правила переноса слов, которые мы уже знаем.

- Запишите слова в тетрадь, разделив их для переноса.

- У кого возникли затруднения? В каких словах? Почему?

- Как разделили слово «чайник»? «мальчик»? «объезд»?

Вспомнить написание букв, чтобы понятно и красиво писать.

Учащиеся проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Подчеркивают самую   удачную   букву.

  Слова переносятся по слогам.

 Одну букву нельзя оставлять на строке.

  Одну букву нельзя переносить.

Учащиеся записывают слова в тетрадь

Могут быть два варианта ответов: ча-йник и чай-ник, ма-льчик и маль-чик, об-ъезд и объ-езд.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целепологание, прогнозирование, оценка.

Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

Постановка учебной задачи

-Задание  было одинаковое для всех, но многие ребята выполнили его по разному. Почему так получилось?

- Какова же цель нашего урока?

Т.к. мы не знаем как правильно переносить слова с буквами й, ъ, ь в середине слов.

Научиться переносить слова с буквами й, ъ, ь в середине слов.

Регулятивные: целепологание.  

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

– Что нужно сделать, чтобы преодолеть возникшее затруднение?

–Подумайте, как же правильно переносить слова с этими буквами: оставлять их с предыдущей буквой или с последующей?

- Проверим свои предположения, прочитав правило на странице 50.
- Вспомните алгоритм, которым мы пользовались при переносе слов ранее.

- Как вы думаете, какие шаги нужно добавить, чтобы применять сформулированное сейчас правило?

Необходимо создать алгоритм переноса слов с буквами  ъ, ь, й в середине.

Дети выдвигают свои предположения

Учащиеся читают правило.

1.Прочитать слово

2.Разделить его на слоги

3.Перенести одним из возможных вариантов

4.Выявить слоги, состоящие из одной буквы

5. Не переносить одну букву, не оставлять на строке одну букву.

Выявить есть ли в середине слова буквы й, ъ, ь

Оставить буквы й, ъ, ь с предыдущей буквой.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные:  разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, , выдвижение гипотез и их обоснование.

Первичное закрепление во внешней речи

– Теперь вернёмся к словам и разделим их для переноса правильно.

Эталон на доске для самопроверки:

На-род, чай-ник, ро-дина, роди-на, маль-чик, ёжик, объ-езд.

Работа в группах по карточкам:

-Проверьте, правильно ли выполнил работу Незнайка

Учащиеся проговаривают весь алгоритм.

Учащиеся в группах проверяют  правильность переноса слов с буквами  ъ, ь, й в середине. Один выступающий от группы читает ответ. Дети из другой группы оценивают его правильность.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: рефлексия способов и  условий действий, построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Самостоятельно выполните упражнение 3 на странице 50 в учебнике.

Эталон для самопроверки:

Стра-на, ро-дина, роди-на, на-род, язык, паль-то, лей-ка, въезд, день-ки.

- У кого все получилось?

-Какие слова нельзя перенести? Почему?

-Какими правилами пользовались?

- У кого есть ошибки?

Учащиеся самостоятельно выполняют и затем проверяют задание.

Дети, допустившие ошибки, фиксируют место и причину.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение

Выполнение упражнений 4, 5, 6 в рабочей тетради

Учащиеся выполняя упражнение 4 повторяют правила переноса слов.

 Упражнение 5 выполняется со взаимопроверкой тетрадей.

Упражнение 6 направлено на закрепление ранее изученных тем.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: рефлексия способов и  условий действий, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Рефлексия

- Вспомним тему нашего урока.

-Какую цель мы ставили перед собой?

- Каким способом «отрыли» новые знания?

-Проговорите алгоритм переноса слов друг другу.

- У кого возникли трудности на уроке?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?  Оцените свою работу.

Дети выбирают соответствующую фигурку.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки группам

  1. За-йка, чай-ка, подъ-езд, па-льчик.
  2. Лей-ка, ма-йка, стуль-чик, подъ-ём
  3. Мо-йка, боль-шой, об-ъехал, оде-ва-йся
  4. Ко-ньки, объ-яв-ле-ние, ла-йка,га-йка.

СПИСОК использованных материалов: 

Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, - 2 изд., испр. – М. : Вентана –Граф, 2011.

 Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, - 2 изд., испр. – М. : Вентана –Граф, 2013.

Русский язык. 1 класс : система уроков по учебнику С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой/ авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. – Волгоград :Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Слово о матери" 4 класс

Сценарий праздника, посвященного Дню матери для учащихся начальной школы....

Сценарий праздника "МАМА, МАМА! В этом слове солнца свет! МАМА, МАМА! Лучше слова в мире нет!" в 3 классе

Праздник посвящён  8 марта. На празднике присутствуют мамы, бабушки, тёти. Учащиеся поздравляют своих дорогих мам, бабушек с нежным, теплым весенним празником и посвящают присутствующим песни, ст...

Сценарий агитбригады «Слово юного пропагандиста»

Пропаганда соблюдения правил дорожного движения посвещена 85 летию службе пропаганды ГИБДД...

Сценарий праздника "Мама-первое слово, мама-главное слово"

Сценарий праздничного мероприятия для родителей, посвященного Международному жеснкому дню 8 марта....