Выступление по теме "Развитие орфографической зоркости" + презентация
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Буторина Ирина Александровна

"Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой  культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания" Одним из требований ФГОС НОО является умение грамотно

писать и проверять написанное, осуществлять самоконтроль и самопроверку.

В данной статье говорится  о работе по развитию орфографической зоркости младших школьников с использованием  заданий с деятельностной формулировкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_04.10.17_v_imts.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Пути развития орфографической зоркости как основа грамотного письма»

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349

                                                   с углубленным изучением английского языка

Буторина Ирина Александровна

                               

 4 октября 2017 г.

Пути развития орфографической зоркости как основа грамотного письма

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык».

Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в освоении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

Еще П. А. Вяземский говорил: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас».

«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания».

 Понимание социальной роли орфографии придет к обучающимся тогда, когда они окажутся в коммуникативных ситуациях при написании сочинений, писем, статей, докладов.

 Дети должны понимать, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

 Не случайно в этом учебном году информационно – методический центр Красногвардейского района особое внимание уделяет именно русскому языку, ставя главной задачей приобретение обучающимися орфографического навыка.

 Изучение этого предмета обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного целостного отношения к слову.

Содержание курса «Русский язык» включает в себя систему понятий, сведений и правил, способов действий (познавательных) относящихся к предложению, слову, фонетике, графике и особенно к орфографии и пунктуации.

ФГОС НОО устанавливает требования к  предметным  результатам освоения русского языка: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических); овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; потребность и способность к самоконтролю, умение проверять написанное.

Что из перечисленного является самым трудным для ученика и для учителя? Для ученика – находить в тексте, в слове орфограммы, определять их типы, подбирать примеры. Для учителя – определить пути, подобрать те приемы работы над орфограммами, (из огромного их множества), которые бы способствовали развитию орфографической зоркости у учащихся в каждом конкретном классе.

Впервые это понятие ввел В.П.Шереметевский.

Под орфографической зоркостью он подразумевал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего.

Проблемой развития орфографической зоркости у младших школьников также занимались многие ученые и методисты: Н.А. Корф, Д.Н. Тихомиров, М.Р. Львов, П.С.Жедек. Львов М.Р. говорил, что: «одной из главных причин допускаемых ошибок, является либо отсутствие орфографической зоркости, либо ее слабая сформированность у учащихся.» (3.45.)

По результатам промежуточного контроля за 2016-2017 учебный год в начальной школе № 349 одной из наиболее часто встречающихся ошибок у учащихся начальных классов являются ошибки на пропуск, замену, искажение букв (26%) и на правописание безударных гласных, проверяемых ударением (22 %). Не все обучающиеся 2-х классов могут найти в тексте слово с безударной гласной и подобрать проверочное слово.

Источником ошибок для большинства обучающихся является неправильная постановка ударения, причина – в недостаточном количестве тренировочных упражнений, связанных с наблюдением над группой слов, в которых следует поставить ударение и выделить проверяемую гласную. Нужна глубокая работа по развитию орфографической зоркости и самоконтроля. В связи с этим усиливая работу по предупреждению ошибок можно использовать следующие приемы и виды работ:

 звуковой анализ слов;

 проговаривание, выписывание на доске трудных для написания слов;

 таблицы, карточки с трудными случаями написания слов;

 упражнения, связанные с написанием безударной гласной, проверяемой ударением.

Мы, учителя, осознаем эту проблему, ищем пути и способы усвоения орфографии обучающимися, применяем активные технологии на уроках, изучаем практический опыт коллег и опыт наших методистов, ученых обобщенный в научной литературе.

Орфографическую зоркость методисты трактуют как способность или умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.

Следовательно, младших школьников нужно научить:

1) ставить орфографические задачи, т.е., обнаруживать орфограммы, видеть «опасное место»;

2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбрать способ решения орфографической задачи – орфографическое правило);

3) применить правило (учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму)

4) проверить написанное, т.е. осуществить орфографический самоконтроль.

Есть такая восточная притча: «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное - дать ему удочку и научить ловить ее!».

Следуя этой притче, учитель должен помочь ученику разрешить противоречие, которое у него возникло: желание писать без ошибок есть, но нет для этого необходимых компетенций.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, которые обеспечивают зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Орфографическая зоркость формируется в результате выполнения специальных упражнений, которые тренируют школьников в быстром обнаружении орфограмм и подведении их под правила. Это разнообразные виды списывания, комментированное письмо, письмо с проговариванием, с пропуском орфограмм,  какографические упражнения, диктанты (предупредительный, зрительный, объяснительный). Особым видом упражнений можно считать орфографический разбор (полный, когда разбираются все орфограммы и тематический, выборочный). Наряду с традиционными приемами развития орфографической зоркости можно использовать и нетрадиционные, давать задания с деятельностной формулировкой, иногда эта формулировка может быть даже неожиданной:

- Прочитай и…

- Составь задание (задай вопрос)…

- Сконструируй (дополни) определение, правило…

- Составь схему (таблицу)…

- Восстанови по схеме…

- Найди ошибку / Опровергни/ Докажи…

- Отметь на полях или в слове + - ?...

- Организуй дискуссию…

- Раскрась домик, коврик, шарики: синим цветом слова с проверяемой безударной гласной, красным с непроверяемой безударной гласной, зеленым – слова с разделительным мягким знаком и.т.д.

- Метод графических ассоциаций (на что похожа буква).

- метод звуковых ассоциаций – созвучие фразы и словарного слова (собака – сторож, металл – блеск).

- «Немой словарик» - когда учитель молча, но четко двигая губами, проговаривает слово.

- «Толковый словарь» - по лексическому значению записывается слово.

- «Запомню - запишу» - при изучении темы берется группа слов, дается минута для запоминания, нужно записать как можно больше слов, затем обязательная проверка.

Можно использовать метод проектов, как мотивацию к деятельности:

- Подготовка цикла радиопередач: «Говорим правильно в школе и дома».

- Создание орфографического интерьера.

- Разработка тренажеров «Найди ошибку» на бумажных носителях и на компьютере.

- Составление книжек – малышек, сопровождающихся иллюстрациями.

- Проект «Разработка карты словарных слов».

- Орфографические сказки.

В работе по развитию орфографической зоркости учителю помогает учебник русского языка. В нем вводится понятие орфограммы, ее опознавательные признаки, даны правила. Некоторые правила трудны для заучивания, а выученные легко потом забываются. Напомню приемы работы над правилами:

  1. Многократное повторение, «мелькание правила перед глазами» помогут непроизвольно его запомнить.
  2. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело или грустно).
  3. Все сведения в правиле можно взять под сомнение: Правда ли, что мягкий знак показывает мягкость согласного звука?
  4. Защитите правило или пожалейте его: «Дорогой предлог! Не обижайся, что слово не хочет признавать тебя частью себя! Зато, ты самостоятельная часть речи…»
  5. Поезд отправляется, увозит тебя в прекрасное путешествие, а ты должен рассказать правило тем, кто тебя провожает.
  6. Рассказать правила в парах, группах, конкурс на лучшее рассказывание правила.

Осуществлять орфографический самоконтроль помогают алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки.

Например:

Проверь!

  1. Не пропустил ли букву?
  2. Правильно ли написал безударные гласные в корне слова, словарные слова. парные согласные, непроизносимые согласные?

Систематическая работа над словом позволяет не только развивать орфографическую зоркость, но и способствует развитию умственной деятельности – учит учащихся выполнять мыслительные операции: наблюдение, сравнение, сопоставления, что ведет к эффективности усвоения норм правописания.

Закончить выступление хочется такой современной притчей:

«Яблоня – ученик.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетентности.

Лейка – учитель.

Лейка – учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием. Как без полива яблоня зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития орфографической зоркости, грамотности.»

Использованная литература:

1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1973

2.Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии. // Начальная школа.1988.№ 10.

3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М., 2000.

5. Разумовская М.М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на современном этапе.       М., 1974 г.

6. Сборник рабочих программ «Школа России» (211)

7. Шереметевский В.П.  Сочинения. М. 1897.С.1 - 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...

Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"

Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"...

Выступление "Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости".

Выступление на РМО.Начальная школа является базой, основой всего образования человека....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Выступление на ШМО по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от...

Выступление Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижени...

Презентация к выступлению «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Презентация к выступлению «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»...