Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Криворучко Светлана Анатольевна

"Изменение имён прилагательных по падежам" - открытый урок в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imyon_prilagatelnyh_po_padezham.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение имён прилагательных

по падежам»

Урок русского языка

в 3 классе

УМК «Школа России»

                                        учитель начальных классов

                       

Криворучко С.А.

2016 г.

Тема урока:

«Склонение имен прилагательных»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  • Учить определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных;
  • Учить изменять имена прилагательные по падежным вопросам;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного
  • Изменять имена прилагательные по падежам пользуясь таблицей

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • Анализировать информацию, представленную в таблице;
  • Делать выводы из наблюдений;
  • Соотносить свои выводы с образом, дополнять и испрвлять;
  • Составлять алгоритм действий

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку
  • Осознавать яркость и красоту окружающего мира
  • Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат

Метапредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока:

          компьютер,карточки  для  работы  в  группах

Ход урока

1. Организационный этап.

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

(звучит музыка Чайковского «Апрель»

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

2. Мобилизирующий этап.

1.Самоопределение к деятельности .

А) Чистописание. А, я, о, и, е, ы. Й

- составьте из букв слоги.

- что мы написали? на какие группы можно разделить  написанное?

-Как вы думаете, какая часть речи о себе могла бы рассказать следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)

 - для тех, кто не отгадал загадку, подсказкой может быть написанная строка на доске (ая, яя, ое, ее, ой, ый, ий)

                                Вывод: сегодня продолжим изучать имя прилагательное

Б) актуализация необходимых знаний, создание проблемной ситуации

На доске слова: зелёного, ручьями,  скромный, листика, поздняя, подснежник, душистому, звонкими, голубоглазый, весна, цветку.

- прочитайте слова. Какие  задания вы можете предложить для выполнения?

(можем определить падеж у имён существительных, но не можем – у имён прилагательных)

(Если дети не предложат, предлагаю выписать словосочетания сущ. с  прил.)

Уточняем, что такое словосочетание

- Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

- Почему у прилагательных разные окончания?

- Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.

В) Этап формулировки темы и целей урока.

Повторить::

Научиться ::

Составить :..

Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7) С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какова цель этого задания?

- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

- Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

- Желаю удачи!(дети работают в парах)

- Какое ключевое слово вы получили?

Дети: склонение.

- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

- Я рада за вас!

3.Организация познавательной деятельности.

А) Репродуктивно-поисковый этап.

- Приступаем к реализации второй цели нашего урока.

Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

1ряд просклоняет прилагательное мужского рода - зимний лес

2 ряд просклоняет прилагательное женского рода - зимняя погода

3ряд просклоняет прилагательное среднего рода - зимнее утро.

(проверка на слайде )

м.р.

ж.р.

ср.р.

И.п. зелёный листик    

      поздняя весна  

   весеннее утро

- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?

- Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.

- А как можно определить падеж у прилагательного?

(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)

Какие шаги мы должны сделать? Составляем алгоритм.

1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг - определить падеж у имени существительного.

3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)

- Молодцы, вы хорошо поработали!

Физминутка.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду - упадёт.
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету
Что скажи за месяц это?

- Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока.

Б) Поисково-творческий этап

Из рабочей тетради, упр. 117 выписать предложения, в которых словосочетании зелёный лист (по вариантам) стоит в И. п, Т.п, В.п., П.п

 - сочинить несколько строчек продолжения стихотворения.

В) работа в группах.

Из текстов («Подснежник», «Незабудка») выписать сочетания и определить падеж

4. Итог урока.

 Аналитический этап

- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Повторить::

Научиться ::

Составить :..

Что нам в этом помогло?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

Кому было трудно и почему?

А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.

-Ребята, спасибо за урок.

Домашнее задание у вас будет по выбору. Какое желаете  выполнить, то и записываете  в дневник:

1) Подобрать и записать в тетради 3 загадки о весне.

2) Придумать и записать 3 предложения о весне, определить и обозначить части речи.

3) Написать сочинение о весне.

4) раб. Тетрадь. С.54 упр. 118, 119