Презентация к занятиям в кружке русского языка на тему "Устаревшие слова"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Парадовская Елена Александровна

При подготовке детей к олимпиадам по русскому языку столкнулась с проблемой отсутствия хорошего материала по теме "Устаревшие слова", поэтому решила подготовить необходимую информацию в виде презентации. С успехом использовала продукт сама и делилась с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Устаревшие слова"682.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему «Устаревшие слова» Автор: Парадовская Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухта

Слайд 2

Устаревшие слова К устаревшей лексике относятся слова, которые вышли из активного употребления, переставшие быть актуальными для данной эпохи. Устаревание слов – это процесс, и разные слова могут находиться на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше, называются устаревающими.

Слайд 3

Причины устаревания слов У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности.

Слайд 4

Устаревшие слова Они пришли издалека, И ты созвучью их доверься И знай: ланиты, око, перси – Не груди, глаз или щека. Слеза стекает по щеке, А слезы льются по ланитам... Повторов нет им в языке, Да жаль, оттенки позабыты. У них особый смысл и суть, Свое особое значенье. Мы лишь в высокие мгновенья На них дерзаем посягнуть... Р. Заславский

Слайд 5

Функции устаревших слов 1). Номинативная – для называния предметов или явлений (использование в научно-исторических трудах). 2). Номинативно-стилистическая – для создания определенного колорита эпохи (в художественных произведениях). 3). Стилистическая – для придания тексту особой торжественности.

Слайд 6

Устаревать могут 1). Исконно русские слова : изгой – человек, выпавший из своей социальной среды; льзя - можно, ендова – широкий сосуд для разливания жидкостей, брюзжать – ворчать, рокотать – греметь, обиняк – намек, баталия – сражение. 2). Старославянизмы : глад – голод , един – один, зело - очень, хлад – холод, чадо – ребенок, среда – середина, ладья - лодка. 3). Заимствованные слова : сатисфакция – удовлетворение, сикурс – помощь, фортеция – крепость, импресарио - продюсер.

Слайд 7

Устаревшие слова Историзмы Архаизмы

Слайд 8

Историзмы – это слова, которые обозначают такие явления или предметы, которые полностью исчезли или перестали существовать в результате дальнейшего развития общества. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Историзмы могут быть связаны с весьма отдаленными эпохами и с событиями недавнего времени.

Слайд 9

Историзмы. Тематические группы. 1). Много историзмов встречается среди слов, которые так или иначе, связаны с военной тематикой : редут, кольчуга, забрало, пищаль. 2). Предметы одежды и хозяйственно-бытовые предметы : просак, светец, ендова, камзол, армяк, кафтан, шушун, зипун, кокошник, жупан. 3). Слова, которые обозначают звания, профессии, должности, сословия, которые когда-то существовали на Руси: царь, лакей, боярин, стольник, конюший, бурлак, лудильщик.

Слайд 10

Историзмы. Тематические группы. 4). Виды производственной деятельности , такие как конка и мануфактура. 5). Явления патриархального быта : закуп, оброк, барщина и прочие. 6). Исчезнувшие технологии , такие как медоварение и лужение. 7). Историзмами стали и слова, которые возникли в советскую эпоху . К ним можно отнести такие слова как: продотряд, нэп, махновец, ликбез, буденовец и многие другие.

Слайд 11

Историзмы. Тематические группы. 8). Административные названия : волость, уезд, околоток, губерния, местечко, поместье, земство. 9). Названия денежных единиц : алтын, грош, полушка, гривна, ефимок, деньга, денежка, полтина, целковый, гривенник, полполтина, тин. 10). Меры массы : пуд, фунт, лот, золотник, доля. 11). Меры длины : верста, сажень, вершок, аршин, пядь, локоть, дюйм.

Слайд 12

Архаизм лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными синонимами). Например: ветрило – парус, кои – который, заморский – иностранный, психея – душа. Причина появления архаизмов — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие.

Слайд 13

Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. В современном языке могут сохраняться производные вышедших из активного употребления слов (например, « сей час» и « сего дня» от архаичных «сей» и «сего» ).

Слайд 15

Виды архаизмов 1 ). Лексические – устарело само слово, его звуко-буквенный комплекс больше не используется, а значение выражено другой лексической единицей: десница – правая рука, льзя – можно, тать – вор, аки – как. 2). Семантические – слово существует в современном русском языке, но утратило одно или несколько значений: живот – жизнь, истукан – статуя, негодяи – не годные к военной службе мужчины, пошлый – популярный.

Слайд 16

Виды архаизмов 3). Фонетические – изменился звуковой облик слова, что отражается и в его написании: нумер – номер, осьмнадцать – восемнадцать, зерцало – зеркало. 4). Словообразовательные – устарела словообразовательная структура слова (отдельные морфемы): рыбаль – рыбак, энергический – энергичный, дружество – дружба, дол – долина, фантазм – фантазия, пастырь – пастух, ввечеру – вечером.

Слайд 17

Виды архаизмов 5). Морфологические – устарели отдельные грамматические формы слова: еще в начале XX века слово рояль было существительным женского рода, а в современном русском языке употребляется в мужском роде. 6). Акцентологические – то есть слова, у которых изменилось ударение: музы́ка – му́зыка, суффи́кс – су́ффикс, симво́л – си́мвол, филосо́ф – фило́соф.

Слайд 18

Это интересно! К данным устаревшим словам подберите современные синонимы: перси, персты, плоть, чресла, десница, длань, ланиты, очи, уста, чело, шуйца. Ответы: перси – груди, персты – пальцы, плоть – тело, чресла – бедра, поясница, десница – правая рука, длань – ладонь, ланиты – щеки, очи – глаза, уста – губы, чело – лоб, шуйца – левая рука.

Слайд 19

Найди пары слов Челядь, красивый, иностранец, изгородь, армия, чужеземец, изба, благоухание, неряха, кушанье, баской, народ, еда, хата, аромат, забор, войско, замарашка. Ответы: челядь – народ, баской – красивый, чужеземец – иностранец, изгородь – забор, войско – армия, хата – изба, благоухание – аромат, замарашка – неряха, кушанье – еда.

Слайд 20

Распределите данные слова в две группы: историзмы и архаизмы Бурса, кафтан, живот, посадник, десница, пособить, светец, вече, грамотник, пиит, ироизм, продналог, чёлн, дворянин, пищаль, барщина, глад, епанча, глад, брюхо, длань. Историзмы: бурса, кафтан, посадник, светец, вече, продналог, дворянин, пищаль, барщина, епанча. Архаизмы: живот, десница, пособить, грамотник, пиит, ироизм, чёлн, глад, брюхо, длань.

Слайд 21

Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы. вещий внимать глагол глас грядущее десница днесь зеница изречь лик око отрок слушать голос будущее пророческий правая рука сказать лицо слово зрачок глаз юноша сегодня

Слайд 22

Верное решение вещий внимать глагол глас грядущее десница днесь зеница изречь лик око отрок пророческий слушать слово голос будущее правая рука сегодня зрачок сказать лицо глаз юноша

Слайд 23

Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение. Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

Слайд 24

Верное решение 1). Показать кузькину мать – проучить, жестоко наказать кого-либо. 2). Наготовить, как на маланьину свадьбу – перестараться, переборщить, запасти всего в избытке. 3). Драть как сидорову козу – сильная, жестокая порка. 4). Дамоклов меч – нависшая над кем-то постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии. 5). Валаамова ослица – покорный, молчаливый человек, который неожиданно запротестовал или выразил свое мнение. 6). Прокрустово ложе – мерка, под которую пытаются насильственно что-либо подогнать или приспособить, причем то, что не подходит под эту мерку.

Слайд 25

Верное решение 7). Ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место кого-либо, чего-либо. 8). Филькина грамота – пустяк, ничего не стоящая бумага. 9). Тришкин кафтан – такая ситуация, когда устранение одних недостатков влечет за собой возникновение новых. 10). Иерихонская труба – очень громкий, трубный голос. 11). Авгиевы конюшни – сильно загрязненное или захламленное помещение, а также крайне запущенные дела, когда требуются большие усилия для наведения порядка.

Слайд 26

Дайте объяснения значения слов, взятых из словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, калач, баить, будень, калика. Выползина - шкурка, которую сбрасывает с себя змея; быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса; тетенькать – баловать, забавлять; авоська – счастье, удача; калач – белый хлеб; баить – говорить; будень – будний день; калика – странник.

Слайд 27

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: денница, руда, тщивый, голомя, ланской. Денница – утренняя заря; руда – кровь; тщивый – заботливый; голомя – открытое море; ланской – прошлогодний.

Слайд 28

1. Всякий Еремей дело разумей. 2. Где сшито кое-как, там жди прорехи. 3. Пословица недаром молвится. Найдите в пословицах устаревшие слова, замените их современными словами - синонимами и назовите новые предложения с этими словами. 1. Всякий Еремей дело понимай. 2. Где сшито кое-как, там жди дыры. 3. Пословица не просто так говорится.

Слайд 29

Объясните значение фразеологизмов Бить баклуши. Ходить гоголем. Лезть на рожон.

Слайд 30

Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками. Это выражение вошло в нашу речь с тех давних времен, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Именно тому, кто не научился еще вырезать ложки, и поручали раскалывать полено на части – рубить чурки ( баклуши ) для будущих ложек. Подготавливать баклуши считалось делом легким, простым, пустым по сравнению с изготовлением самих ложек. Отсюда и выражение бить баклуши – заниматься пустым делом. Теперь о лентяе говорят, что он баклуши бьет .

Слайд 31

Ходить гоголем – ходить с важным, самодовольным видом. Это выражение возникло из наблюдений человека за животным. Гоголь – разновидность утки, которая ходит медленно и важно. Пример: "Мой брат ходит гоголем, он гордится своей победой на ринге: ведь соперник был очень сильный".

Слайд 32

Лезть на рожон – делать что-либо связанное с неприятностями для того, кто это делает. Послушайте отрывок из рассказа В. Харитонова: "Мишка всегда по любому поводу спорил, лез на рожон . Поэтому он был в сложных отношениях со всеми". Не правда ли, интересное выражение, но не совсем понятное для многих? Дело все в слове рожон . Что оно значит? Почему лезть на рожон опасно? В прошлом слово рожон означало "заостренный кол". С рожном смельчаки-охотники ходили на медведя. Разъяренный зверь лез на рожон – заостренный кол или широкий нож, заточенный с двух сторон и укрепленный на длинной палке с перекладиной под лезвием, за которую хватался медведь. Зверь погибал.

Слайд 33

Объясните значение устаревших слов: Пестерь. Пряслица. Кудель. Веретено.

Слайд 34

Пестерь – большая высокая корзина, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корма скоту. Пряслица (или прялица, пряшница) – самопрялка, снаряд для прядения без веретена: одна рука тянет нитку из кудели, а нога подножкой вращает колесо.

Слайд 35

Кудель – вычесанный и перевязанный пучок льна, изготовленный для пряжи. Веретено – простое ручное орудие для пряжи, для ручного прядения: деревянная точеная палочка, острая к верхнему концу и утолщенная книзу, с зарубкой и с круто заостренной пяткой.

Слайд 36

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. В. М. Иллич-Свитыч Бессмертие народа – в его языке. Ч. Айтматов

Слайд 37

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. А. Куприн

Слайд 38

Использованная литература: 1). Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Т.Г. Терехова. – М.: Просвещение, 1989. 2). Русский язык: учеб-справ. пособие / Е.А. Панова, А.А. Позднякова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. 3). Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. 4). Фразеологический словарь русского языка / А.Н. Булыко. – Мн.: Харвест, 2007. 5). Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6классы. – М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...

презентация кружка русского языка " В мире слов"

Презентация кружка по русскому языку  "В мире слов" 3 класс...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Презентация к занятию по занимательному русскому языку 2 класс по теме "Однозначные и многозначные слова"

Презентация к 3 занятию по тетради Мещенковой Л.В. "Однозначные и многозначные слова"...

Внеурочное интеллектуальное занятие (интегрированное) по русскому языку и литературному чтению на тему: «Русское слово – великое слово» (форма проведения - КВН).

В методической разработке «Русское слово – великое слово» рассматривается  вопрос отношения школьников к культуре устной речи в  русском языке.Цель занятия:  воспитать...