Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Учитель: Черных Виктория Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний (УМК « Начальная инновационная школа»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._odush._i_neodush.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Учитель: Черных Виктория Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний (УМК « Начальная инновационная школа»)

Тема

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цели:      

- Уточнение представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных, классификация существительных на одушевленные и неодушевленные

- Формирование УУД:

Регулятивных: определять цель, составлять план, оценивать результат;

Познавательных: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация), представлять информацию в разных формах;

Коммуникативных: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать;

Личностных: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы.

Основные понятия

Грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение, одушевленность и неодушевленность

Ресурсы:

основные

дополнительные

учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова. 

Карточки с заданиями, презентация к уроку, CD-диск «Интерактивные дидактические материалы»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

I.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

-Здравствуйте, ребята.

-У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы.

-Тихо садимся, проверяем свою посадку.

Давайте создадим друг другу хорошее  дружелюбное настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

Тренинг. Хочу с вами поближе познакомиться.  Прошу вас закрыть глаза и ответить на мои вопросы, подняв руку, если ответ утвердительный. Ведь мы не всегда можем честно ответить на любой вопрос, если на нас смотрят окружающие. А с закрытыми глазами никто не узнает, как отвечает сосед и никому не будет неловко.

Итак, среди вас...  Я рада нашему знакомству и предлагаю начать наш урок.

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

Приветствуют учителя

Приветствуют гостей

Садятся за парты.

Открывают тетради, записывают.

Вопросы для тренинга:

- Я люблю читать книги

- У меня есть домашнее животное

- Я больше всего люблю смотреть телевизор и гулять с друзьями

- Я общительный человек

- Я хожу в школу для того, чтобы увидеть своих друзей

- Я люблю учиться

-Мой любимый предмет – математика

- Мой любимый предмет – русский язык

- Мне нравится решать сложные задачи

- Я очень люблю преодолевать трудности

-Формировать мотивацию к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности (личностные УУД).

II. Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.(3 мин)

2.Словарная  работа (5 мин.)

-С чего начнём работу?

-С какой целью её проводим?

- Прочитайте и объясните смысл пословицы.

Ребята, скажите, празднование какой великой даты приближается?

-С минутки чистописания.

- Тренируемся писать правильно и красиво.

Записывают буквы.

После обсуждения, записывают

Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Гг Пп Тт

Где смелость, там и победа.

Уметь писать красиво и правильно.

Знать словарные слова, орфограмму написания непроверяе-

мых гласных.

Знать изученные грамматичес-кие признаки имени существи-тельного.

-Участвовать в обсуждении содержания материала (коммуникативные УУД).

- Развивать умения высказывать свое отношение, выражать эмоции (личностные УУД).

-Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.

-Обобщать и классифициро-вать по признакам (познавательные УУД).

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

-У вас на партах лежат карточки, это шифрограммы.

Среди множества букв  спрятались слова. В каждой карточке по 3 слова. Найдите их и подчеркните.

А теперь запишите эти слова.

-Какие слова вы записали?

-К какой части речи можно отнести эти слова?

-Что вы знаете об имени существительном?

Индивидуально работают по карточкам, подчеркивают слова.

По окончании работы   записывают  зашифрованные слова ( 2 ученика на доске, остальные - в тетрадях): ребята, кастрюля, багаж, солнце, животные, доктор.

-Словарные.

-Это имена существительные.

(называют грамматические признаки)

Карточки-шифрограммы

1 вариант.

Юмжоребятафйьцхкастрюляргнбагажоеш

2 вариант.

роксолнцеужюыживотныефэчядокторзыуг

III. Формулирование проблемы.  

Планирование деятельности.

(5 мин)

(Постановка проблемы)

-Распределите слова в 2 группы.

(если выделят только одну группировку – по числам, то помочь подсказкой: «Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные?» )

- Может быть кто-то знает. Как называются эти группы слов?

-Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?

(слайд: Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

-Чему будем учиться по этой теме?

-Давайте уточним главный вопрос, на который нам нужно ответить.

(слайд: Главный вопрос урока: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?)

 -Цель обозначена. Планируем нашу работу.

(на слайде продолжается запись:

1. Делаю открытие.  

2. Закрепляю.

3. Самостоятельная работа.

4. Итог)

-Вперёд, за открытием!

Устно: делят слова на 2 группы, объясняют, по какому принципу делили. ( по числам, слова, отвечающие на вопрос «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?»)

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Ставят цели.

Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Учащиеся планируют деятельность.

1. Делаю открытие

2. Закрепляю

3. Самостоятельная работа

4. Итог

Слова, отвечающие на вопрос «кто?»: ребята, животные, доктор.

Слова, отвечающие на вопрос «что?»:   кастрюля, багаж, солнце.

Знать, что имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

-Развивать умение вы- сказывать свое предположение на основе словарной работы.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составле-ние плана)

(регулятивные УУД).

-Развивать умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

- Оформлять свои мысли в устной форм (коммуникативные УУД).

-На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифициро-вать по признакам (познавательные УУД).

IV. Открытие нового знания.

(4 мин.)

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённые, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними. (запись на доске: одушевленные, неодушевленные)

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?

-Где можем уточнить?

-Похвалите себя аплодисментами за эту работу.

Вслушиваются в слова, выделяют корень-душа.

Высказывают предположения.

(одушевленные существительные  – это слова, называющие предметы, у которых есть душа. К одушевленным мы можем отнести существительные, которые отвечают на вопрос «кто?», обозначающие людей и животных.

Неодушевленные - это существительные, которые отвечают на вопрос «что?», обозначающие не живые предметы)

  1. Уточняют в толковом словаре значения слов.
  2. В учебнике (с.54) вычитывают правило.

Сравнивают со своими предположениями.

Хлопают.

Запомнить, что одушевлен-ные – это существи-тельные, которые отвечают на вопрос «кто?», обозначают  людей и животных.

Неодушевленные – это существи-тельные,   которые отвечают на вопрос «что?», обозначают неживые предметы.

-Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, исполь-зуя учебник, толковый словарь

(познавательные УУД).

-Высказывать свое предположение.

- Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. (регулятивные УУД).

V.Применение нового знания

Физкультминутка.

( 2 мин.)

(2 мин.)

1. Предлагаю потренироваться. Я называю слово, а вы, определив грамматическую категорию: одушевленность-неодушевленность, поднимаете сигнальную карточку.

Фронтальная работа с сигнальными карточками

 (О –одуш., Н-неодуш.)

Слова для работы:

Солнце, человек, олень, сумка, друзья, учитель, дерево, Оксана, парта, страна, цветок, кошка, ящерица, лотерея, тигренок.

Использовать полученные знания.

Слушать и понимать речь других (коммуникатив-ные УУД).

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов (познавательные УУД).

(5 мин.)

(4 мин.)

2. - Вспомним главный вопрос урока.

-Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

-Поможет нам стихотворение народного поэта Калмыкии Веры Шуграевой.

(На слайде:

Каждый где-нибудь живет:

Рыбка – в речке,

В норке – крот,

Заяц – в поле,

Мышь – в соломе,

Я – в большом кирпичном доме.

Пес  Волчок – в моем дворе,

В деревянной конуре.

Кошка Мурка – на диване,

Зебры – в Африке, в саванне,

В темных джунглях – бегемот…

Ну, а солнце где живет?

Читают на доске: Как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.

Составляют алгоритм:

2 ученика работают у доски, остальные – самостоятельно.

Представляют свои алгоритмы, сравнивают, приходят к единому мнению.

Алгоритм

1.Нахожу имя существительное.

2. Ставлю в начальную форму.

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет.

Работа со стихотворением В.Шуграевой.

Задание:

1 группа (девочки) выписать одушевленные  имена существительные,

2 группа (мальчики) выписать неодушевленные  имена существительные.

Рыбка, крот, заяц, мышь, пес Волчок, кошка Мурка, зебры, бегемот – одушевленные.

Речка, норка, поле, солома, дом, двор, конура, диван, Африка, саванна, джунгли, солнце – неодушевленные.

Использовать полученные знания о грамматическом признаке имени существи-тельного: одушевлен-ность-неодушев-ленность.

- Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов (познавательные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

-Развивать умение выражать свои эмоции (личностные УУД).

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составле-ние плана)

(регулятивные УУД).

3. Откройте учебник на стр.54, выполните упражнение № 2.

-Скажите, ребята, какой темой объединены слова, данные в упражнении?

- Используя слова, составьте предложение на морскую тему.

2 ученика у доски записывают слова (1-й –одушевленные, 2-й- неодушевленные), остальные самостоятельно работают в тетради.

- Тема: море.

Одно из предложений записывают на доске и в тетрадях, находят в предложении грамматическую основу.

Работа по учебнику (с.54 упр.2)

Одушевленные: капитан, кит, чайка, моряк, дельфин, медуза.

Неодушевленные: дым, пароход, море, волна, шторм, айсберг, солнце, ветер.

(2 мин.)

  1. Игра (ИКТ). Заполни таблицу. Перетащи в левый столбик одушевленные имена существительные, а в правый – неодушевленные.

 (фронтальная работа)

одушев-

ленные

неодушев-ленные

Для работы: Дима, трамвай, комната, медведь, малина, животное, рама, Волгоград, Елена, человек, муравей, воздух.

Использовать полученные знания.

-Осуществлять анализ объектов (познавательные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

VI. Контроль

(3 мин.)

- С какой целью проводим самостоятельную работу?

- Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам.

Проверим по слайдам.

Оцените свою работу.  

Уточняют цель работы

Выбирают, выполняют задание.

Оценивают.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Уметь работать с информацией

-Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

VII. Рефлексия

(3 мин.)

Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог.

Назовите все грамматические признаки имени существительного.

(на доске появляется солнышко, к нему  прикрепляются «лучики»:

- Посмотрите, какое замечательное солнышко получилось у нас, оно засияло   лучиками ваших знаний.

Предлагаю продолжить фразы: (на слайде)

-Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем спасибо за урок.

Учащиеся называют.

Ученик, назвавший грамматический признак, прикрепляет к солнышку лучик.

-род (мужской, женский, средний)

- число (единственное, множественное)

- падежи (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

-склонения (1-е, 2-е, 3-е)

- одушевленность, неодушевленность.

Учащиеся продолжают предложения:

Я узнал …

Я вспомнил…

Я тренировался …

Я горжусь …

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме  (коммуникативные УУД).

- Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД).

- Способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности (личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....