Главные вкладки

    конспект урока русского языка 3класс "Прямое и переносное значение глаголов"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Шипаева Марина Викторовна

    Урок разработан в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka3kl.docx25.14 КБ
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka3kl.docx25.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого учебного занятия

    по русскому языку

    в 3 классе

    Тема: «Употребление глаголов

    в прямом и переносном смысле»

                                             

                                             учитель: Шипаева Марина Викторовна

    Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»

    Тип урока: Урок формирования новых знаний

    Цели: 

    Образовательные.

    1. для учителя:
    • способствовать формированию знаний о прямом и переносном значениях глагола;
    • способствовать формированию умений использовать в речи глаголы в прямом и  переносном значении.
    1. для учащихся:
    • усвоить новые термины: прямое и переносное значение глагола;
    • научиться различать глаголы, которые употреблены в прямом значении от глаголов, которые употреблены в переносном значении;
    • научиться употреблять глаголы в прямом и переносном смысле в своей речи.

    Развивающие:

    1. для учителя:
    • создать условия для  развития учебно-познавательных и коммуникативных компетенций;
    • способствовать развитию у учащихся способности самооценки учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
    • создать условия для развития творческих способностей учащихся.
    1. для учащихся:
    • развивать умения ставить цель и организовывать работу по её достижению, проводить анализ и синтез информации, обобщать и делать выводы;
    • развивать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом, составлять ответ по плану;
    • развивать способности самооценки своей учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать умение работать в паре.

    Воспитательные: 

    • воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;
    • воспитывать уважительное отношение к своему товарищу и его мнению;
    • воспитывать любовь к окружающей нас природе;
    • прививать любовь к художественной литературе.

    Основная форма организации – урок по учебному плану

    Методы: методы проблемного обучения (эвристическая беседа, самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации), методы ИКТ (сопровождение и анализ презентации Power Point), методы игры, частично-поисковые и словесно-наглядные методы

    Формы работы на разных этапах урока – индивидуальная, фронтальная, работа в парах

    Оборудование: компьютер, экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор

    Средства обучения:  Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса – М.: Дрофа, 2010

    Проект-презентация в редакции MS PowerPoint к теме урока

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я – Марина Викторовна – экскурсовод. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие  в одну удивительную страну. А какую, вы узнаете немного позже.

    Ребята, скажите, пожалуйста, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое, чему-то новому научиться) /На доске записываются цели: узнать, научиться./ У вас на партах лежат листы, которые помогут нам в нашем путешествии. В них вы найдете толкование слов, задания, памятку работы в паре и таблицу самооценки. На протяжении нашего путешествия вы будете сами оценивать свою работу на станциях. А чтобы начать наше путешествие, садитесь поудобнее и проверьте свой багаж: учебник, тетрадь, ручку, карандаш, знания и хорошее настроение. Я подарю улыбку вам, а вы мне и друг другу. Итак, в путь!

    1. Изучение нового материала.

                 Актуализация знаний.

          Ой, я забыла рассказать, в какую страну мы отправляемся. Давайте вы попробуете отгадать сами. Заглянем в гости к одному лесному жителю – ёжику. Он живёт на Лесной станции. Послушаем, что он скажет. (Учащиеся выполняют задание на интерактивной доске: делят слова на группы по частям речи)

        Как вы определили, что это имя существительное? (Это часть речи, отвечающая на вопросы кто? или что? и обозначающая предмет. Может быть м.р., ж.р., с.р..  Изменяется по числам и падежам) Запишите в тетрадь слова второй группы и определите, к какой части речи относятся эти слова? (Глагол. Дают определение)   Вы догадались, в какую страну мы отправляемся? Правильно в волшебную страну Глаголию.

    Кто правильно ответил на вопросы о частях речи и разделил слова на группы, оцените себя в листе самооценки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Какова же главная цель нашего урока-путешествия:

    узнать, какие бывают значения глагола

    научиться определять значение глагола

    научиться употреблять эти глаголы в речи

    Знакомство с новым материалом.

      Станция Таинственная. Посмотрите, ребята, у меня чёрный ящик, в котором спрятана одна загадочная  вещь. Отгадайте, что там?

    Говорят: они стоят,

    Говорят: они спешат,

    Говорят: они идут,

    Но немного отстают.  (часы)

    Какие слова помогли вам отгадать загадку? (стоят, спешат, идут, отстают) Писатель Алексей Кузьмич Югов  так сказал о глаголе: «Глаголы - самая живая часть речи. И назначение глагола - выражать само действие» или профессор-лингвист Алексей Максимович Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

    Откройте №538 и прочитайте стихотворение в учебнике. Найдите глагол стоят. Сравни его значение в разных предложениях. Узнай, как называются эти значения, прочитав правило. Какие значения бывают у глаголов? Как мы будем определять в прямом или переносном значении употреблен глагол?   Подумаем, каково значение этого слова? Посмотрим значение слова в Толковом словаре. (СТОЯТЬ.  Находиться в вертикальном положении, уперевшись конечностями (ногами) в твердую опору, не передвигаясь.) При помощи толкового словаря определите значения оставшихся глаголов. Какие из них употреблены в переносном смысле? Выпишите их.  В оценочном листе оцените себя на этой станции.

    Прежде, чем продолжить путь, нужно нам немного отдохнуть.

    Физминутка про часы:

    Тик-так, тик-так.
    Все часы идут вот так:
    тик-так, тик-так.
    Смотри скорей, который час:
    Тик-так, тик-так, тик-так.
    Налево раз, направо раз,
    Мы тоже можем так:
    тик-так, тик-так, тик-так.

    1.  Закрепление нового материала.

    Мы приехали на станцию Наимудрейших. Поэтому мы будем работать парами. Прочитайте в памятке правила работы в паре.

    У вас на столах есть карточки, на которых выписаны высказывания. Вы должны со своим товарищем  по парте определить,  в каком значении употреблены глаголы. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните глаголы  и если у вас глагол, который употреблен в переносном смысле, то поставьте над ним плюс.

    Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас.  Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк.

     В оценочном листе оцените себя.

    1.  Индивидуальная проверка знаний с использованием дидактического материала.

    Мы остановились  в горах Испытания и чтобы их преодолеть, нужно вспомнить, кто написал эти строчки? (А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане)

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах…

    Спишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните глаголы, которые употреблены в переносном смысле. Выполните самопроверку. Оцените свою самостоятельную работу.

    1. Игра «Угадай, что это значит» (как дополнительное)

    Объясните значение этих устойчивых выражений (фразеологизмы)

    Клевать носом – засыпать, задрать нос – воображать, летать в облаках – отвлечься и замечтаться, считать ворон – отвлекаться, прикусить язык – замолчать, зарубить на носу - запомнить, прятаться в кустах – бояться.

    1. Творческое задание.

    Мы с вами оказались на самой чудесной станции – станции Фантазёров.

    Посмотрите на эту картину и придумайте предложения с переходными глаголами. Запишите их. Попробуйте сочинить стихотворение.

    Сияет солнце, воды блещут,
    На всем улыбка, жизнь во всем,
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь в небе голубом.

    Поют деревья, блещут воды,
    Любовью воздух растворен,
    И мир, цветущий мир природы,
    Избытком жизни упоен. (Фёдор Иванович Тютчев)

    1. Домашнее задание. Выучите написание словарных слов в № 537. Составьте предложение с одним из слов, используя глаголы переносного значения. Творческое задание для трудолюбивых  и самостоятельных: сочинить загадку, четверостишие или небольшую сказку о родной природе с использованием глаголов в прямом и переносном значении.
    2. Подведение итога.  Рефлексия.

    Вот мы и вернулись домой. Какую цель мы поставили в начале нашего путешествия? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы узнали нового? (Написание словарных слов. Прямое и переносное значение глаголов.) Чему научились? Для чего нужно употреблять в речи глаголы в переносном значении?  (Чтобы речь была яркой и выразительной) Что понравилось на занятии? Было ли интересно? Комфортно? Что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным?  

        

                 На доске три столбика: На уроке мне было:

    Легко и интересно.   Трудно, но интересно.   Неинтересно.

    Если осталось время, то можно выполнить тест:

    ТЕСТ

                Узнай значение слова. Обведи верный ответ.

    1. Река смеялась

    а) прямое

    б) переносное

    1. Девочка смеётся

     а) прямое

     б) переносное

    1. Дремлет дорога 

    а) прямое

    б) переносное

    1. Витя идёт

    а) прямое

     б) переносное

    1. Солнце садилось

    а) прямое

    б) переносное

    Ответы: 1.б, 2.а, 3.б, 4.а,5.б



    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого учебного занятия

    по русскому языку

    в 3 классе

    Тема: «Употребление глаголов

    в прямом и переносном смысле»

                                             

                                             учитель: Шипаева Марина Викторовна

    Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»

    Тип урока: Урок формирования новых знаний

    Цели: 

    Образовательные.

    1. для учителя:
    • способствовать формированию знаний о прямом и переносном значениях глагола;
    • способствовать формированию умений использовать в речи глаголы в прямом и  переносном значении.
    1. для учащихся:
    • усвоить новые термины: прямое и переносное значение глагола;
    • научиться различать глаголы, которые употреблены в прямом значении от глаголов, которые употреблены в переносном значении;
    • научиться употреблять глаголы в прямом и переносном смысле в своей речи.

    Развивающие:

    1. для учителя:
    • создать условия для  развития учебно-познавательных и коммуникативных компетенций;
    • способствовать развитию у учащихся способности самооценки учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
    • создать условия для развития творческих способностей учащихся.
    1. для учащихся:
    • развивать умения ставить цель и организовывать работу по её достижению, проводить анализ и синтез информации, обобщать и делать выводы;
    • развивать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом, составлять ответ по плану;
    • развивать способности самооценки своей учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать умение работать в паре.

    Воспитательные: 

    • воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;
    • воспитывать уважительное отношение к своему товарищу и его мнению;
    • воспитывать любовь к окружающей нас природе;
    • прививать любовь к художественной литературе.

    Основная форма организации – урок по учебному плану

    Методы: методы проблемного обучения (эвристическая беседа, самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации), методы ИКТ (сопровождение и анализ презентации Power Point), методы игры, частично-поисковые и словесно-наглядные методы

    Формы работы на разных этапах урока – индивидуальная, фронтальная, работа в парах

    Оборудование: компьютер, экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор

    Средства обучения:  Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса – М.: Дрофа, 2010

    Проект-презентация в редакции MS PowerPoint к теме урока

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я – Марина Викторовна – экскурсовод. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие  в одну удивительную страну. А какую, вы узнаете немного позже.

    Ребята, скажите, пожалуйста, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое, чему-то новому научиться) /На доске записываются цели: узнать, научиться./ У вас на партах лежат листы, которые помогут нам в нашем путешествии. В них вы найдете толкование слов, задания, памятку работы в паре и таблицу самооценки. На протяжении нашего путешествия вы будете сами оценивать свою работу на станциях. А чтобы начать наше путешествие, садитесь поудобнее и проверьте свой багаж: учебник, тетрадь, ручку, карандаш, знания и хорошее настроение. Я подарю улыбку вам, а вы мне и друг другу. Итак, в путь!

    1. Изучение нового материала.

                 Актуализация знаний.

          Ой, я забыла рассказать, в какую страну мы отправляемся. Давайте вы попробуете отгадать сами. Заглянем в гости к одному лесному жителю – ёжику. Он живёт на Лесной станции. Послушаем, что он скажет. (Учащиеся выполняют задание на интерактивной доске: делят слова на группы по частям речи)

        Как вы определили, что это имя существительное? (Это часть речи, отвечающая на вопросы кто? или что? и обозначающая предмет. Может быть м.р., ж.р., с.р..  Изменяется по числам и падежам) Запишите в тетрадь слова второй группы и определите, к какой части речи относятся эти слова? (Глагол. Дают определение)   Вы догадались, в какую страну мы отправляемся? Правильно в волшебную страну Глаголию.

    Кто правильно ответил на вопросы о частях речи и разделил слова на группы, оцените себя в листе самооценки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Какова же главная цель нашего урока-путешествия:

    узнать, какие бывают значения глагола

    научиться определять значение глагола

    научиться употреблять эти глаголы в речи

    Знакомство с новым материалом.

      Станция Таинственная. Посмотрите, ребята, у меня чёрный ящик, в котором спрятана одна загадочная  вещь. Отгадайте, что там?

    Говорят: они стоят,

    Говорят: они спешат,

    Говорят: они идут,

    Но немного отстают.  (часы)

    Какие слова помогли вам отгадать загадку? (стоят, спешат, идут, отстают) Писатель Алексей Кузьмич Югов  так сказал о глаголе: «Глаголы - самая живая часть речи. И назначение глагола - выражать само действие» или профессор-лингвист Алексей Максимович Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

    Откройте №538 и прочитайте стихотворение в учебнике. Найдите глагол стоят. Сравни его значение в разных предложениях. Узнай, как называются эти значения, прочитав правило. Какие значения бывают у глаголов? Как мы будем определять в прямом или переносном значении употреблен глагол?   Подумаем, каково значение этого слова? Посмотрим значение слова в Толковом словаре. (СТОЯТЬ.  Находиться в вертикальном положении, уперевшись конечностями (ногами) в твердую опору, не передвигаясь.) При помощи толкового словаря определите значения оставшихся глаголов. Какие из них употреблены в переносном смысле? Выпишите их.  В оценочном листе оцените себя на этой станции.

    Прежде, чем продолжить путь, нужно нам немного отдохнуть.

    Физминутка про часы:

    Тик-так, тик-так.
    Все часы идут вот так:
    тик-так, тик-так.
    Смотри скорей, который час:
    Тик-так, тик-так, тик-так.
    Налево раз, направо раз,
    Мы тоже можем так:
    тик-так, тик-так, тик-так.

    1.  Закрепление нового материала.

    Мы приехали на станцию Наимудрейших. Поэтому мы будем работать парами. Прочитайте в памятке правила работы в паре.

    У вас на столах есть карточки, на которых выписаны высказывания. Вы должны со своим товарищем  по парте определить,  в каком значении употреблены глаголы. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните глаголы  и если у вас глагол, который употреблен в переносном смысле, то поставьте над ним плюс.

    Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас.  Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк.

     В оценочном листе оцените себя.

    1.  Индивидуальная проверка знаний с использованием дидактического материала.

    Мы остановились  в горах Испытания и чтобы их преодолеть, нужно вспомнить, кто написал эти строчки? (А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане)

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах…

    Спишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните глаголы, которые употреблены в переносном смысле. Выполните самопроверку. Оцените свою самостоятельную работу.

    1. Игра «Угадай, что это значит» (как дополнительное)

    Объясните значение этих устойчивых выражений (фразеологизмы)

    Клевать носом – засыпать, задрать нос – воображать, летать в облаках – отвлечься и замечтаться, считать ворон – отвлекаться, прикусить язык – замолчать, зарубить на носу - запомнить, прятаться в кустах – бояться.

    1. Творческое задание.

    Мы с вами оказались на самой чудесной станции – станции Фантазёров.

    Посмотрите на эту картину и придумайте предложения с переходными глаголами. Запишите их. Попробуйте сочинить стихотворение.

    Сияет солнце, воды блещут,
    На всем улыбка, жизнь во всем,
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь в небе голубом.

    Поют деревья, блещут воды,
    Любовью воздух растворен,
    И мир, цветущий мир природы,
    Избытком жизни упоен. (Фёдор Иванович Тютчев)

    1. Домашнее задание. Выучите написание словарных слов в № 537. Составьте предложение с одним из слов, используя глаголы переносного значения. Творческое задание для трудолюбивых  и самостоятельных: сочинить загадку, четверостишие или небольшую сказку о родной природе с использованием глаголов в прямом и переносном значении.
    2. Подведение итога.  Рефлексия.

    Вот мы и вернулись домой. Какую цель мы поставили в начале нашего путешествия? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы узнали нового? (Написание словарных слов. Прямое и переносное значение глаголов.) Чему научились? Для чего нужно употреблять в речи глаголы в переносном значении?  (Чтобы речь была яркой и выразительной) Что понравилось на занятии? Было ли интересно? Комфортно? Что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным?  

        

                 На доске три столбика: На уроке мне было:

    Легко и интересно.   Трудно, но интересно.   Неинтересно.

    Если осталось время, то можно выполнить тест:

    ТЕСТ

                Узнай значение слова. Обведи верный ответ.

    1. Река смеялась

    а) прямое

    б) переносное

    1. Девочка смеётся

     а) прямое

     б) переносное

    1. Дремлет дорога 

    а) прямое

    б) переносное

    1. Витя идёт

    а) прямое

     б) переносное

    1. Солнце садилось

    а) прямое

    б) переносное

    Ответы: 1.б, 2.а, 3.б, 4.а,5.б


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Будущее время глаголов"

    Урок русского языка во 2 классе по программе Занкова. В конспекте отражены все формируемые УУД....

    Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

    Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

    Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами"

    Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами" для 2 класса по УМК "Школа России". Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся самостоятельно на уроке открывают новые знания, д...

    Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

    На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

    Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"

    Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...