Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

    Максименко Ирина Анатольевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_4_kl._po_teme_sochinenie_skazki.docx149.31 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx211.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка. 4 класс

    Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

    Задачи:

    • познакомить со способами сочинения сказки по данному началу;

    • учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу;

    • формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами.

    Планируемые результаты.

    Предметные:

    • составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу;

    • правильно писать слова с изученными орфограммами;

    • находить и исправлять ошибки.

    Метапредметные:

    • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

    • составлять монологическое высказывание, понятное слушателям;

    • выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;

    • адекватно реагировать на замечания;

    • вносить исправления и дополнения в тексты.

    Личностные:

    • проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;

    • проявлять интерес к изучаемому предмету.

    Место урока в системе уроков этого раздела: первый урок развития речи, на котором дети учатся сочинять сказки.

    Тип урока: урок развития речи

    Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, презентация. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, опорные листы.

     

    Этапы урока

    Время,

    мин

    Методы и приёмы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    Мотивация познавательной деятельности

    1 мин

    Прослушивание музыки

    -Ребята, давайте, послушаем отрывок из детской песенки.

    - Куда нас позвала песня? Действительно, нас позвала в гости сказка. Слайд 1

    -Сказка мудростью богата,

     Скажем сказке «Приходи! »

     Это присказка, ребята,

     Сказка будет впереди.

    Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, отвечают на вопросы

    Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
    Регулятивные:

    целеполагание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Актуализация необходимых знаний

    3 мин

    Сообщение темы урока

    - Вы, конечно, знаете много сказок? Сказки все любят. А вот почему?

     -Назови свою любимую сказку, своих любимых героев.

     -Как начинается ваша любимая сказка?

     -О каких чудесах и  волшебствах  говорится в твоей сказке?

     -Бывает ли у сказок печальный,  несчастливый конец?

    - Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (Сказка)

    -А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

    Корректурная проба:

    СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

    ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

    -Ребята, какая фраза у вас получилась?

    -Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу)  Слайд 1 (щелчок)

     - Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок.

    -Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (Самостоятельно сочинить сказку).

    -А девизом нашего урока станут известные всем слова… Прочитайте их!  Слайд 2

    Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

    -Как вы понимаете смысл данного выражения?

     (Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

    Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

    Регулятивные:целеполагание; планирование.
    Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Организация познавательной деятельности

    1 мин

    Работа с учебником.

    Незаконченные предложения

    -Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?

    -Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.  Слад 3

    ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

    1.Сказка – это смешное произведение. 2.Сказка – это

     произведение, в котором разговаривают животные.

    3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и

    событиях, чаще с участием волшебных фантастических

    сил.

    -Дальше мы будем работать в парах.

     Работа в парах.

    -Вам предстоит изучить справочный материал (опорные листы)  и рассказать, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

    1-ая пара:

    Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

    2-ая пара:

    В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

    -Какие виды сказок вы знаете? (Народная и авторская)

    -Чем отличается народная сказка от авторской?

    -По видовым особенностям сказки бывают какие? (Волшебные, бытовые, о животных)

    -Хорошо! Молодцы!

    Игра «Ты – мне, я – тебе»  Слайд 4 (щелчок – ответ)

    -А сейчас мы с вами вспомним название сказок по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.

    1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

    2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

    3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

    4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

    5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

    6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

    7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

    8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

    - Какие особенности имеет сказка?

    1. Сказочное начало.

     (Жили – были, в некотором царстве, в  некотором государстве,  давным – давно и т. д.)

    2. Сказочные слова и выражения.

     (Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

    3. Повторы (3 раза)

    4. Сказочные превращения.

    5. Волшебные предметы, герои.

    (Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)

     6. Добро побеждает зло.

     7. Концовка сказочная.

    (Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

     Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;

     Стали жить- поживать да добра наживать;

     Стали жить- поживать припеваючи;

     Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).

    Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

    Регулятивные:целеполагание; планирование.
    Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Самостоятельная работа

    -Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки по плану

    Слайд 5

    1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны)

    2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей)

     3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)

    - Прочитайте начало сказки.  Слайд 6

     В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела  она в самую чащу.…

    -Продолжите сказку (самостоятельная работа)

    - Что могло случиться с девочкой в лесу?

    - Кто мог помочь ей выбраться из леса?».

    Подведение итога урока

    2 мин

    Выставка работ

    Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими)  учеником.

    Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

    Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.

    Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

    Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

    Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

    Рефлексия

    2 мин

    Яблонька

    - Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

    Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

    Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно.

    -И закончить наше занятие хочется словами.

    Слайд 7

    «Читайте, дети, сказки!»

    Домашнее задание

    2 мин

    Записать сказку в тетрадь


    Опорный лист

    1-ая пара:

    Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

    2-ая пара:

    В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

    Корректурная проба:

    СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

    ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

    Особенности сказки:

    1. Сказочное начало.

     (Жили – были, в некотором царстве, в  некотором государстве,  давным – давно и т. д.)

    2. Сказочные слова и выражения.

     (Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

    3. Повторы (3 раза)

    4. Сказочные превращения.

    5. Волшебные предметы, герои.

    (Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)

     6. Добро побеждает зло.

     7. Концовка сказочная.

    (Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

     Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;

     Стали жить- поживать да добра наживать;

     Стали жить- поживать припеваючи;

     Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).


     http://4.bp.blogspot.com/-Cu1QDKyQCw0/TpP3BTi1PWI/AAAAAAAAALA/GixNY7IIebU/s1600/cartoon-apple-tree-51d9f0.jpg



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сказка Сочинение сказки по данному началу

    Слайд 2

    Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

    Слайд 3

    ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? 1. Сказка – это смешное произведение. 2 .Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. 3. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

    Слайд 4

    Игра «Ты – мне, я – тебе» 1. Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин . 2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка. 3.Цветник, жаба, мальчик, роза. 4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. 5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. 6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами 7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей 8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище. Лиса и журавль Царевна - лягушка Сказка о жабе и розе Городок в табакерке Серебряное копытце Конёк-горбунок Сказка о мёртвой царевне Аленький цветочек

    Слайд 5

    План сказки 1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны) 2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей) 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)

    Слайд 6

    В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела она в самую чащу…

    Слайд 8

    Читайте, дети, сказки!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

    Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    Игры на развитие творческого воображения у детей

    Уважаемые коллеги и родители, представляю Вам подборку игр на развитие творческого воображения....

    УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    Описание упражнений, направленных на развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения...

    Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова )

    Пояснительная записка к урокуУрок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» автор...

    Подвижные игры, направленные на развитие творческого воображения.

    Сборник родвижных игр, развивающих творческое воображение, сообразительности, творческий подход к выполнению заданий....