Методическая разработка урока " Мягкий знак после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkiy_znak_posle_shipyashchih.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Виноградова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №549 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга.      

 Технологическая карта темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» по учебному предмету « Русский язык» в 4 классе,

 в технологии ТРИИК.

 Тип урока: урок открытия нового знания.

             Автор: Иванов С. В., УМК «Начальная школа XXI века».

Оборудование: проектор, экран.

Образовательные ресурсы: учебная презентация, карточки с заданиями, тестовые задания.

Тема:

Мягкий знак после шипящих в глаголах (2 часа)  Слайд 1

Цели:

Сформировать умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

Ввести  правило написания  мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы,

термины и  понятия

Актуализация знаний о частях речи (им. сущ., прил., гл.) и правописании мягкого знака после шипящих у существительных, прилагательных, глаголов.

Части речи, глагол, существительное, прилагательное, краткая форма прилагательного, личные формы глагола, склонение существительного, падеж, число.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять;

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Ане;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные:

- раскрывать значение выражений  «имя прилагательное», «имя существительное», «число», «падеж», «склонение», «краткая форма прилагательного», «глагол», «начальная форма глагола», «личные формы глагола», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ» и использовать их в активном словаре;

- определять склонение имен существительных и обосновывать свое мнение;

 - различать краткую и полную форму прилагательных и обосновывать свое мнение;

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих и обосновывать своё мнение;

 - использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные:

 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметные умения

 - определять и указывать склонение имен существительных, число, падеж, используя известную форму сокращения.

 

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – М.Твен «Том Сойер и Гекльберри Финн»

 

Информационный материал

Иванов С.В. учебник "Русский язык" 4 класс (1 часть)

С.В. Иванов «Комментарии к урокам».

Демонстрационный материал

Карточки с названиями терминов и понятий.

Раздаточный материал        

Карточки с диагностическими заданиями.

Интерактивный материал

Электронная презентация.

АИС «Знак»

фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани.

Слайд 2  

На каникулах Аня была у дедушки, где гостил ее двоюродный брат Ваня.Накануне отъезда Аня приболела и решила попросить Ваню о помощи.Она села писать записку брату:

«Ваня, ты можеш? мне помоч? ? Возьми, пожалуйста,  у дедушки ключ?, сходи в гараж? и принеси мой багаж?. Когда придеш?, позвони! Спасибо. Аня.»

При написании записки у девочки возникла проблема : она не знала, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

Можете ли Вы помочь Ане?

Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представлять свою позицию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Есть ли у Вас желание научится писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Написание мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 склонения и в краткой форме прилагательных.

Цели:

• Актуализировать знания о существительном, прилагательном.

• Актуализировать умение:

- раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж»  и использовать их в активном словаре;

- определять  существительные  1 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  2 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  3 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять краткую форму прилагательного  и обосновывать своё мнение;

- определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных  и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Задание 1 (З)  Слайд 3

Назовите значение выражения  «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж».

Какие существительные относятся к первому склонению, ко второму, к третьему.

Как изменяются существительные

Задание 2 (П)  

Можно ли утверждать, что у сущ. 1 скл. во мн.ч. в р.п. на конце после шипящих пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У)             с  взаимопроверкой  Слайд 4

Поставьте существительные в форму множественного числа родительного падежа.

лужа -

туча -

роща -

задача -

удача -

встреча -

крыша -

Задание 4 (П)          Слайд 5

Верно ли, что у существительных второго склонения на конце пишется мягкий знак.

Задание 5  (У)           с взаимопроверкой  Слайд 6

Допиши существительные 2 склонения.

Весной в лесу расцвел душистый ландыш.

Ранним утром в окно заглянул солнечный луч .

Том Сойер и Гекльберри Финн построили из веток замечательный  шалаш .

На детской площадке гулял счастливый малыш .

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что у существительных 3 склонения на конце после шипящих не пишется мягкий знак.

Задание 7 (У) Слайд 7,8

Из данных слов выпиши существительные 3 склонения.

Кирпич, тишь, глушь, дочь, калач, камыш, речь, плащ, печь, мышь, кумач.

Задание 8 (З)

Назови значение выражения «краткая форма прилагательного»

Задание 9 (П)

Правда ли, что в краткой форме прилагательного на конце после шипящих пишется мягкий знак.

Задание 10 (У) Слайд 9,10

Образуй краткую форму прилагательных.

могучий -

пахучий -

пригожий -

хороший -

свежий -

Диагностическое задание.  Слайд 12,13

Запишите слова, дописывая или не дописывая мягкий знак.

У рощ?, карандаш?, удач?, ноч?, луч?, без туч?, колюч?, могуч?, кирпич?, вещ?, товарищ?, свеж?.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж»  и использовать их в активном словаре;

- определять  существительные  1 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  2 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  3 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять краткую форму прилагательного  и обосновывать своё мнение;

- определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных  и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о написании мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных.

-писать мягкий знак  после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных.

Блок Б. Мягкий знак после шипящих в глаголах

Цели:

• Актуализировать знания:

- о глаголе;

- о глаголе, выражающем совет, просьбу, приказ;

- о начальной форме глагола;

- о личных формах глагола.

• Актуализировать умения:

- определять формы глаголов;

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)  

Назовите значение выражения «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы».

Задание 2 (П)  Слайд 14,15

Определите, какой частью речи являются выделенные слова

За двумя зайцами погонишься,

ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечёшь.

Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах.

Задание 3 (П)

Можно утверждать, что не во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Задание 4 (У)         с взаимопроверкой  Слайды 16,17

Учебник стр. 94 № 1

Начальная форма  

беречь

испечь

помочь

стричься

прилечь

2л. ед.ч

идешь

учишь

говоришь

сидишь

кричишь

Повелительное наклонение

не плачь

съешь

поешь

отрежь

намажь

Задание 5 (У)         

Обязательно ли определять форму глагола для того, чтобы узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. Обоснуй свой ответ.

Задание 6  (З)         

Объясни значение выражения «глагол второго лица единственного числа»

Задание (П)

Объясни разницу между глаголами пишу-пишешь-пишет, думаю-думаем-думаешь

Задание 7 (У)          Слайды 20,21

Запиши данные глаголы в форме 2л. ед.ч.

Молчу –

Живу –

Бегу –

Веду –

Отнесу –

Сплету –

Налью –

Заберу –

Даю –

Пью –

Встаю –

Беру -

Диагностическое задание   Слайд 22,23

Выпиши только глаголы :

Горяч, удач, прячься, туч, чертеж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражений «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

- определять начальную форму глагола, форму 2л. ед.ч., повелительное наклонение

- писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Блок В. Работа над орфограммой «Мягкий знак после шипящих»

Цели:

• Актуализировать знания об имени существительном, имени  прилагательном , глаголе, краткой форме прилагательных, существительных 1,2,3 скл. и обосновывать свое мнение;

-актуализировать знания о написании мягкого знака после шипящих.

• Актуализировать умение

писать мягкий знак после шипящих

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины;

- планировать  свои действия в соответствии с целью.

Задание 1 (З)

Назови значение выражений

«имя прилагательное», «имя существительное», «глагол»», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.».        

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что для написания мягкого знака после шипящих не надо определять часть речи.

Задание 3 (У)           Слайд 24-27

Составьте алгоритм написания мягкого знака после шипящих.

           Определяю часть речи

           1. существительное

1 скл.,2 скл.                 3 скл.

НЕ пишу Ь                    Пишу Ь    

               2. краткая форма прилагательного

                 НЕ пишу Ь

           3. глагол    

                  Пишу Ь            

Диагностические  задания  Слайд 28-31

Определи лишнее слово:

  • Дочь, карандаш, мышь, вещь.
  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.
  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.

Запиши слова по группам, дописывая иди не дописывая мягкий знак:

Ноч?, луч?, береч?, кирпич?, карандаш?, знаеш?, чертиш?, заплач?, без туч?, колюч?, отреж?те, хорош?, вещ?, дремлеш?, могуч?, сидиш?, съеш?, товарищ? помощ?, помоч?, зажеч?

Познавательные умения:

- раскрывать значения выражений «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.» и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

- определять склонение существительных;

- рассказывать о написании мягкого знака после шипящих

- писать мягкий знак после шипящих.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цели:

установить степень усвоения темы:

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, у существительных 3 склонения;

- проверять выполнение задания и вносить корректировку;

- планировать свои действия в соответствии с целью.

Выполнение тестовых заданий в АИС «ЗНАК» (См. Приложение 1, 2)

Регулятивные умения:

- проверять выполнение задания и вносить корректировку;

- планировать свои действия в соответствии с целью.

Предметные умения:

-рассказывать правила написания мягкого знака

после шипящих во всех глагольных формах;

- писать мягкий знак после шипящих у существительных 3 склонения;

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес к изучению темы и желание помочь Ане.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;

- планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант Слайд 32

Помогите Ане написать записку, используя образец, предложенный учителем:

«Ваня, ты можешь мне помочь? Возьми, пожалуйста,  у дедушки ключ, сходи в гараж и принеси мой багаж. Когда придешь, позвони! Спасибо. Аня.»

Импровизационный вариант  

Восстанови записку Ани, вставляя пропущенные слова с шипящим на конце.

«Ваня, ты …  мне … ? Возьми, пожалуйста,  у дедушки … , сходи в … и принеси мой … . Когда … , позвони!  Спасибо.  Аня.»

Эвристический вариант  

Эвристический вариант

Составь и напиши записку кому-либо (маме, бабушке, другу, подруге), используя слова с шипящими на конце.

Личностные умения: 

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь Ане.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить учащихся:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ  Слайд 33

Закончите предложения:

1        Мне важно уметь писать мягкий знак после шипящих на конце глагола, для того чтобы …

2        На уроке русского языка по теме : «Мягкий знак после шипящих в глаголах» я узнал(а) …,  я научился(лась) ________________________

__________________________________________.

II. Самооценка  

Закончите предложения :

Я …………………………………(очень,не очень) доволен(льна) своей работой на уроке, так как помог(ла) Ане написать записку Ване…………………..

………………..(самостоятельно, с помощью), потому что выполнил(а) работу…………………………………………

…(правильно, неправильно).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

Цели темы:

Сформировать  умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах;

Ввести правило написания мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

- проявлять желание помочь Ане.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

 -  писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах;

 

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Приложение 1

Пример теста в АИС «Знак»

Мягкий знак после шипящих (#246780)

Задание A1 (#246707)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь верное высказывание

Варианты:

1)

У существительных 3 склонения после шипящих пишется мягкий знак

2)

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак

3)

У существительных 2 склонения после шипящих пишется мягкий знак

4)

В краткой форме прилагательных после шипящих пишется мягкий знак

5)

У существительных 1 склонения во множественном числе в родительном падеже после шипящих не пишется мягкий знак

Задание A2 (#246713)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь все слова с мягким знаком на конце

Варианты:

1)

богач...

2)

нет дач...

3)

реч...

4)

пахуч...

5)

живеш...

Задание A3 (#246719)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь все слова, в которых нет мягкого знака

Варианты:

1)

похож...

2)

вещ...

3)

пейзаж...

4)

нет рощ...

5)

отреж...

Задание A4 (#246731)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь слова, в которых допущена ошибка

Варианты:

1)

стрич

2)

колюч

3)

без туч

4)

могуч

5)

заплач

Задание A5 (#246762)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь только глаголы

Варианты:

1)

стоишь

2)

помощь

3)

поешь

4)

брошь

5)

испечь

Задание A6 (#246774)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь слова, на конце которых нужно писать мягкий знак

Варианты:

1)

кирпич...

2)

не плач...

3)

прилеч...

4)

могуч..

5)

ноч...


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...