Сборник контрольных работ по русскому языку 2-4 класс
методическая разработка по русскому языку по теме

Игнатьева Лидия Николаевна

Сборник контрольных работ по русскому языку 2-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Дидактический  раздаточный  материал по русскому  языку для  3  класса    по  теме:  "Правописание безударных гласных  в корне   слова".

                                         Пояснительная  записка.

Правописание безударных гласных  букв  в корне  слова  является   слабым местом  в  работах  большинства  учащихся. Данный  вид  заданий   предназначен    для  отработки  данного  правила.  В  упражнениях повторяется алгоритм  безошибочного  написания  слов: обнаружение безударного  гласного, определение части слова, в которой  он  стоит.  Эти  задания   нацелены на формирование  у детей  орфографической  зоркости.

                                                        Карточка  № 1

1.  Напиши  словосочетания  по образцу,  выдели безударную гласную в корне слова.

Образец:    свеча из воска -  восковая  свеча

         настойка  из   трав   -  ..................................................

         раскаты  грома  -         ..................................................

         опушка   леса -            ...................................................

         лес  из  сосен  -            ..................................................

         варенье  из  вишни -    .................................................

2.   Выпиши  данные  слова  в  два  столбика.   В первый столбик  слова  с непроверяемыми безударными гласными в корне слова,  во второй столбик - слова с проверяемыми  безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши  проверочные слова и обозначь орфограмму.

              Болото,  садовник,   зимовать,  декабрь,  левша,   квартира,  зайчонок,  повар,  орех.  пятёрка,  грибник,   ужин,  солома.

            Подчеркни   лишнее  слово.

                                               Карточка  № 2

1.   Из  данных  слов  выпиши  только слова  с безударной гласной в корне.

        Грибы,     играть,   дуб,  зуб,   стрела,   стрелка,  пчела,   стрижка,   малыш,   водичка,   мель,    ночной,     морской,   детвора,    книга.

2.   Вставь  пропущенную  букву в словах,  рядом  напиши  проверочное  слово. Обозначь орфограмму.

       Л...сной -  ......................,  сн...говик  -  ..........................., тр...пинка-.............,  

з...ма -   .....................   р....ка -  .........................,    в...да -  ...........................,

    гр...за -  ...........................,  

3.    Из  слов в скобках выбери и подчеркни   одно  или  два   проверочных слова.

С...сна -    (  сосновый,  сосенка,  сосны )

ш...рокий -   ( шире,  широко,  ширь )

зв...зда  -   ( звездочет,  звёздочка,  звёздный )

з...лёные  -   ( зеленеть,   зелень,  зелёнка )

х...лода -   ( холодный,  холод,  холодильник )

г...лова  -  (  головушка,  головы,  головка )

л...нейка -  линейный,  линия,  разлинованный

                                                            Карточка  № 3

1.   К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -  ...............................                             ст...рожка-   ....................................

в...здушный -  ..........................                             в...сёлый -    ....................................

д...лёкий -     ............................                             ч...совщик -  ....................................

ш...стёрка -   ............................                             кр...кливый - ...................................

2.   Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка  -  (  о,а)   -  ...............................  д...ревья -  (е,и) - ..................................

уг...щать  -  (а,о) -      ...................................  ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть  - (е,и) -  ....................................  ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) -    .....................................  м...рской -  (о,а)  -   ...............................

т...пло -  (е,и) -    ..........................................  ж...мчужина - (и,е) - .............................

                                                 Карточка  № 4

1.  Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П...сатель,  расп...сание,  зап...сал,   п...сьмецо;-  .................................

          Стр...лок,  стр...льба,    стр....лял,   выстр...л;  -   ....................................

          Т...рговля,  т...ргует,    т...рговый (город);   -     ........................................

          Гл...тать,   прогл...тил,    гл...ток,  гл....тнул;  -   ......................................

2.   Найди  и подчеркни в каждой группе  лишнее слово. У однокоренных  слов выдели  корень.

Соринка,   сорняк,  сорвал,   насорил;

Голубка,  голубятня,  голый,  голубь;

Поле,  полевой,   полочка,  полянка.

3.  Подчеркни слова, в которых   безударную гласную проверить нельзя.

           Столбы, дорога,   альбом,   полетел,  ходили,   заяц,  зелёный,   рисунок,   снежинка,  мороз,   дочурка.

                                                        Карточка  № 5

1.  Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов.

Вставь  пропущенную  букву.

К...за  -   ( козы,  козлиная,  козочка )

 Х...лмы  -  ( холм,  холмик,   холмистая )

С...сна -   ( сосны,  сосенки,  сосновая )

Гр...бы -  (  гриб,  грибная,  грибок )

Тр...ва  - (  травы,  травушка,  травинка )

2.   Отметь в словах буквы, обозначающие гласные звуки, которые  надо проверить.

                Кошка,  лесной,   зима,  садик,  домашний,  печка,   ночной,  листья,  речной,  гора,   снежный.              

                                                       Карточка  № 6

1.   В каждой группе  однокоренных слов подчеркни    проверочные слова.

       Коза, козлик, козёл,  козочка;

       Пруд, запруда,  прудик;  

       Звёздочка, звезда, звёздный;

       Часы,  часики,  часовой;

       Крик,  кричит,  крикун;

       Водичка, подводный, водяной,  вода;

      Берёзка, подберёзовик, берёза, берёзовый;

      Тетрадка,   тетрадочка,  тетрадный.

2.    Напиши  проверочные  слова:

село -   ..................................                              дрова -   ...................................

стена - ..................................                              страна -  ...................................

волчонок - ...........................                              морской - ..................................

ленивый - ............................                              весёлый -  .................................

скрипучий - .........................                             мастерить - ...............................

удивительный - ...................                             менять -    ..................................

лепить -      ...........................                            подчищать - ...............................

                                                                                   

                                                      Карточка  № 7

1.  Вставьте пропущенные  буквы  в данный текст.   В скобках  напишите проверочные  слова, подчеркните орфограммы.

                                                     Лес.

             В  л...су  (.............)   живёт  рыжая   л...са   ( ...............).   Лисий  дом -   н...ра  (  ....................).    У   н....ры (  .............)   играют   весёлые    л...сята (........).  Л....сица  (.................)  учит  их   лисьим  повадкам.

2.    Распредели слова по столбикам:  1 столбик  слова  с безударной гласной  -о, во второй столбик слова с безударной гласной  - а.

                 С...сна,  тр...ва,   ст...лы,   г...лодный,  м...стерская,    ст...ловая,   к...чает,    н....чной,     в....лчонок,   к....злёнок, хр...брец,  х...дить,  тр...винка,кр...снеет,  с...лонка,  

3.   Распредели слова по столбикам:  1 столбик  слова  с безударной гласной  -е, во второй столбик слова с безударной гласной  - и.

            С...дой,  скр...пит,  кр....чать,  сн...жинка,    в...сеть,  в...селье,   п...сьмо,  д....ревянный,    сл....вовое,   з...лёный.

                                                             Карточка  № 8

1.      Спиши текст.  Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

                    Х...рошо  у  нас  в...сной!  (  .....................).   Зацв...тут (.................)  с...ды (.........)-  б...лым-  б...ло  (.................).   Утонут  д...ма  (.................)  в  белых   с...дах  (............),  будто  и нет  их.

                   Одни  ласточки   над  с...дами  (.............)   шныряют.  Песни   щ...бучут.  (........................).

                                                               Карточка  № 9

1. Вставь  пропущенные буквы  в стихотворение.

 B...сна!,  B...cнa!  Kaк вoздyx  чист!

 Kaк ясeн нeбoсклoн!

 Свoeй лaзуpию ж...вoй

 Сл...пит  мнe oчи oн!

2.    1. Спиши. Bcтaвь  пpoпyщeнныe  буквы.    Напиши    прoвepoчные   слoвa.  Обoзначь  oрфoгрaмму.

                  В...лна,  с...довый,   л...гчайший, ст...рина,  в...сенний,  з...л...той,   л...сица,  м...довый.

3.      Спиши  и  пoдчeркни  в кaждoм pядy  проверочное   слово.

1. вoлчoнoк,  вoлчий,  вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй,  лeдoк.

з. Mopcкoй,  мopячкa,  взмopьe

4, пpилeтeл,  взлeт,  пepeлётныe.

5' тяжёлый,  тяжeсть,   тяжeлeнный.

                                                                  Карточка  № 10

1.   Спиши пoслoвицы  и пoгoвopки.

Вставь  пpoпyщeнныe  бyквы.  Pядoм   в скoбкax пиши проверочные слова.  Обозначь  орфограммы.

1 Ук...тaли  cивку  кpyrыe  гopки.

2. Стapый  кoнь  б...p...зды   нe иcпopтит.

3. Пoд  л,..жaчий    камень   в...дa  нe    т...чёт.

4.   П...шком  х...дить -  долго   ж...ть.

5.  Б...да   на  с...ле -   коль   лебеда   на   ст....ле.

2.   Вставь  пропущенные  буквы в словах,  которые  нельзя  проверить.

                    К...ртина,  х...рошо,    меб...ль,   л....ловый,    кв...ртира,    ч...тверг,  ...рех,    ж...лтый.

                                                          Карточка  № 11

1.  Приведи  примеры  своих  слов  с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова".  Напиши  эти слова  по столбикам:1 столбик  - с безударной гласной  - о,  2 столбик  -  с безударной  гласной  - е,  3 столбик   -  с безударной гласной   -и.

                1                                                     2                                         3

.................................                          ....................................              .........................

................................                            ...................................              .........................

...................................                        ....................................             ..........................

...................................                        ....................................             ..........................

  1. Составьте   небольшой  текст  по теме:  " Я  люблю  каникулы!"   Найдите  и подчеркните  в своём  тексте  слова  с безударной гласной в корне слова.

                                                  Карточка  № 12

1.  Вставьте пропущенные буквы. В скобках  запишите проверочное слово.

                    Сп...шите ( ..........................) упражнение  чмсто  и красиво.  Не  сп...шите  (............................)  во время  еды!   Дети  пол...скали (....................)  пушистого  котёнка.    Мама   пол....скала  (..........................)  бельё.  Саша  громче  всех   зап....вал ( .......................)   песню.     Больной   зап....вал  (............)  лекарство  водой.  Бабушка  давно   пос....дела (...........................).   Дедушка   пос....дел  ( ...........................)   на  скамейке  и ушёл.  Закр....пи (........................)  полозья  саней,  чтобы они  не  скр...пели (..................).

2.Спишите,  вставляя  пропущенные  буквы.

                К...рова,  г...зета,   скв....рец,  б...лет,   д....кабрь,  н...род,   м....локо,   пятн...ца,   к....рабль,  д....ревня,  в...кзал,    м...роз,  к...пуста,   р...кета,  м....дведь,  п....льто,   к...стёр,  к...мандир,   р...сунок,   л...пата,   м...лина,    р...бята,  в....гон,  п...года,   к...ртина,  ...втобус,  м...сяц,  п...суда.

                                                      Карточка  № 13

1.     Вставьте   пропущенные  буквы.  рядом в скобочках  запишите  проверочное  слово.

                     Скв....рцы  (......................)   прил....тают (...................)   ранней  в....сной (........................)  в  к....нце (.....................)   марта.  Они  возвращаются  дружной  стаей  и несколько дней  носятся   по   п...лям  (......................),  осматривая   знакомые   м...ста  (....................).  Потом  ут....хают (......................) и начинают  рассаживаться  парами пр веткам.  Наступает  пора  строить жилища  о обзаводиться   пт...нцами (....................).

2.    Спишите,  вставляя пропущенные  буквы.

                  М...сква,   Р....дина,   к...ртофель,  ст...лица,    ябл...ко,    св....бода,  т....лефон,  яг...да,   за....ц,  кла....,   гор....д,   в....р....бей,   с...лдат,  к...р...ндаш,  сев....р,  учит....ль,   ф....милия,   тр...мвай,   ....зык,   ч...тверг,   т...пор,  с....лют,   п....мидор,   ...гурец,    б....рёза,   д....вочка,    б....гатство,   комн....та,  в....рона.

                                                      Карточка  № 14

1.   Потренируйся  правильно  писать  слова с орфограммой.

                         Б...да,   б....льшой,   в...здушный,   гл....зной,   гр....бной,   д....лёкий,   дл...ннее,    д...ждливый,   з....лёный,  зв....риный,   к...лючий,  кр....вой,   л....сной,   м....сной,   м....рской,   н...бесный,  п...рнатые,  пр....мой,  п...следний,   р....гатый,   скр....пучий,   ст....ловая,   тр....скучий,    т....нистый,   т....жёлый,  х....лодный,   цв....тной,    ч....рвяк.

2.    Подбери  проверочные   слова  к данным.

          Бережок,  берега,  борозда,  борода,  вечереет,   волосёнки,  говорили,   голодание, голова,  голоса,  гребешок, дорогой,  древесина,  зеленел,  золотой,  колосок. корешок,  лепетать,   молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли,  сторожа,  сторона,  трепаться,  трепетать,   холодильник,  холода,   хохотать.

                                               

                                                                Карточка  № 15

1.     Вставь  пропущенные   буквы:

 1. А – О                                      2.  А – О                                        3.   А – О

 в.да                                            вр.чи                                             м.ря

 тр.ва                                          в.лна                                              ст.лбы

 тр.па                                          стр.на                                            гр.чи

 гр.за                                           д.жди                                            гл.за

 дв.ры                                         з.нты                                             сл.ны  

4. А – О                                      5. А – О                                          6. А – О

  ств.лы                                        к.ты                                                р.га

  п.ля                                            н.сы                                                сн.пы

  с.ды                                           хв.сты                                             х.лмы

  ч.сы                                           ск.ла                                                зн.чок

  п.стух                                        с.довник                                         тр.винка

7. А – О                                      8. Е – И – Я                                    9. Е – И – Я

  в.ренье                                        д.ньки                                            л.док

  к.тёнок                                        м.чи                                                р.ды

  с.довник                                      гр.бы                                             стр.жи

  к.рмушка                                     л.щи                                               цв.ты

  тр.винка                                       сл.ды                                             б.да

10. Е – И – Я                             11. Е – И – Я                                 12. Е – И – Я

  ч.жи                                              гн.здо                                            зм.я

  хл.ба                                             з.рно                                              зв.зда

  бр.вно                                           л.са (животное)                            пл.та

  з.ма                                               л.са (множество деревьев)          стр.ла

  л.цо                                               р.ка                                                сп.на

13. Е – И – Я                             14. Е – И – Я                                  

   пл.чо                                             б.гун  

   п.ла                                               л.сток

   ст.на                                              л.сник

   п.так                                              пт.нец

   цв.ток                                           сн.жинка        

                                                 

                                                      Карточка  № 16

1.   Вставь   пропущенные  буквы:

1.  А – О                                 2.   А – О                              3.    А – О

   ст.рожка                                 в.здушный                            д.ждливый

   н.чуем                                     д.лёкий                                 р.гатый

   м.кушка                                  к.лючий                                ст.льной  

   б.льшой                                  м.рской                                 х.лодный

   гл.зной                                    ст.ловая                                 бр.сает

4. А – О                                  5.  А – О                                6.  А - О    

   б.леть                                       в.рил                                      в.зить

    вст.ёт                                       г.стил                                     д.рить

к.тают                                     м.лчит                                    к.рмил

з.вёт                                         н.сил                                      хв.лить

п.сёт                                        сп.сает                                   см.треть

 7. Е – И – Я                           8. Е – И – Я                           9. Е – И – Я

с.дят                                        кр.вой                                     л.сточки

сб.гают                                    л.нейка                                  зв.риный

тр.щат                                      пл.сал                                    ц.почка

р.бит                                        гр.бной                                  м.сной

см.ётся                                     з.лёный                                  л.сной

10. Е – И – Я                          11. Е – И – Я                        12.  Е – И – Я

 н.бесный                                 п.рнатые                                т.нистый

пр.мой                                      тр.скучий                              цв.тной

скр.пучий                                 т.жёлый                                 ч.рвивый

бл.стит                                      б.жит                                      в.зать

в.днеется                                   в.сел                                       взл.тел

13. Е – И – Я                          14. Е – И – Я

вр.дить                                       гл.дел

взгл.нуть                                    л.тел

кр.чат                                        л.жал

л.пил                                         м.гают

н.сут                                          цв.тёт

                                                    Карточка  № 17

1. Вставь   пропущенные  буквы:

1. пов.р                                2. зап.х                                   3. полн.чь

б.р.жок                                б.р.зда                                     б.р.да

м.л.дняк                               м.л.тилка                                п.л.са

заб.леть                                б.дняжка                                 поб.лить

под.рок                                 изд.лека                                  пож.лели

4. выпр.мил                         5. выб.жал                              6. вых.д

в.ч.реет                                в.л.сёнки                                г.в.рили

ст.б.лёк                                ст.р.жа                                   ст.р.на

б.гун                                     в.доём                                   вр.дить

зн.чок                                   зв.нок                                    к.лосья

7. выв.ла                               8. вып.чка                              9. выгл.нет

г.л.дание                               г.л.ва                                      г.л..са

х.л.да                                     х..х..тать                                выг.няют

гл.деть                                   в.зать                                     вал.жник

пок.тить                                ук.лоть                                   м.л.дняк

10.вып.рил                          11. выр.зать                          12  вын.сти

гр.б.шок                                д.р.гой                                   з.л.неет

зас.дить                                 ул.тят                                    уб.жал

в.дитель                                 веч.ром                                 в.лнение

н.чевать                                 нап.дение                              упр.сить

13.ц.почка                           14.дер.вце                              15. ж.леть

з.л.той                                 к.л.сок                                    зап.сает

ув.зить                                б.льница                                 уг.щает

зад.вать                               д.бро                                       попр.сила

осв.щение                           ум.лкать                                 разд.вала

16. уд.вительный                

      вд.ли                                      

      прот.кала

      .ст.новка

      д.лина

                                                         Карточка  № 18

1. Вставь   пропущенные  буквы:

1.  О – А                               2. А – О                                 3.  А – О

прош.гать                            х.ровой                                попр.вляют

спр.сил                                хр.брец                                нак.лол

в.лить                                  оч.рование                           зат.ился

ск.листый                            ч.стокол                               хл.п.тливые

похв.ла                                охр.няют                              к.тать

4.  О – А                             5. О – А                                   6. О – А

нап.лняет                            к.лючие                                жур.влиный

п.хучие                                пок.зался                              зав.рил

пл.щадка                              к.мочки                                зам.лчала

зн.чок                                   под.рить                              г.лодный

ухв.тились                           ск.льзить                              разн.сить

7.  О – А                             8. Е – И – Я                            9. Е – И – Я

    др.чливый                            ч.нить                                   п.так

сч.стливый                            л.жачий                               обл.тела

уст.реть                                св.тлеть                                р.звиться

покр.шить                            осв.щали                              п.тнистый

тр.вяной                                р.чистый                              зв.ринец

10. Е – И – Я                     11. Е – И – Я                          12. Е – И – Я

пл.сать                                   взгл.нуть                              ч.татель

осв.тил                                   зацв.тает                               тр.щание

ож.вают                                  сб.гают                                 сл.допыт

закр.пили                                с.неет                                   ст.кольщик

по.вилась                                прибл.жаться                       п.сатель

13. Е – И – Я                      14. Е – И – Я  

нар.дились                             разд.валка

созр.вает                                 п.щат

н.зина                                      выд.ржка

од.ночество                            повстр.чали

оп.риться                                тр.скучий

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.Д. Ушакова «Объясняем  трудную тему  по русскому языку, выделяем орфограммы»,  3-4 класс,  издательский дом «Литера»,  Санкт-Петербург, 2014
  2. А.М. Александров  Дидактический материал»  3 класс,  «Просвещение», Москва,   2012 г.
  3. Ш.В. Журжина,  Н.В. Костромина  «Дидактический материал  по русскому языку.  3 класс»,  «Просвещение»,  Москва,  2015г.
  4. В. Волина  «Русский язык,   учимся играя»ТОО  «Издательство АРГО», 2012г.
  5. О.А.Шаповалова  «Русский язык»  3 класс. Карточки заданий»,   «Лицей»,  Саратов,  2011 г.



Предварительный просмотр:

Простые тексты

  1. Зима. Кружит вьюга. Падают хлопья снега. Рады дети снегу. Кто — на санки. Кто — на лыжи. На ветках кричат синицы. И птицы рады зиме.
  2. Купил  мужик житный  калач  и  съел. Купил другой. Съел. Купил третий. Съел. Купил баранку и наелся. Мне  бы  сначала баранку  съесть. Сразу бы наелся. Чудной мужик!
  3. Царь, царевна и птичка. Жил-был царь. Была у царя дочка. Красавица царевна. Царь дарил ей платья и кольца. Но царевна чахла на глазах. Жаль царю дочку.
  4. Пришла к царю старая женщина. У женщины причудливый сундучок. Там пушистая птичка. Стала птичка жить у царевны. Живой музыкальный инструмент. Рада царева дочка.
  5. Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было.    Вот и хорошо!    Он включил  радио. Достал   из  портфеля пенал   и   тетрадь.   Взял   задачник   по математике. Стал решать задачу. (По Н.Носову)
  6. Ольга и Светлана успели проскочить мимо дежурного. Они влетели в класс в   конце   перемены.  Ольга   раскрыла портфель.   Вынула   пенал   и   тетрадь. Сложила руки на парте. Начался урок математики.(По С.Иванову)
  7. На перемене учительница ушла. Дежурным велела следить, за порядком. Но   ребята  стали  портфели   бросать. Шумно начался урок. Один задачу по математике решает. Семеро болтают. А где шум, там мало толку. (По Е.Ильиной)
  8. Ольга прошла мимо дежурного и отправилась в класс. Она решила сделать домашнее задание. Достала из  портфеля пенал,  задачник и тетрадку  по математике.   Прочитала  задачу   и   нахмурилась. (По С.Иванову)
  9. Ужасно в школу опаздывать. Дежурные на перемене ругают! Я раньше выходить стала. Но раньше выйдешь — что-нибудь забудешь. Пенал или тетрадку с задачей по математике. А то и портфель. (По О. Ремез)
  10. Толя — ученик четвертого класса. Он шел к своему товарищу.   Вдруг из-под забора   вылезла   кошка.   Она   решила перебежать   дорогу. Толя зашипел на нее змеиным языком. Но кошка бросилась вперед. (По Н.Носову)
  11. Ребята Гениного класса собирали металлический лом. А Гена катался с горки. Учительнице сказал, что заболел. Такбыло каждый день. Но вот Гена получил единицу по русскому языку. Не смог найти орфограмму. (По Н.Носову)
  12. Малыш был первым учеником в классе. Однажды он сидел у школы. Дожидался  учительницу.   Вдруг  ребята запустили   в   него   снежками.   Хотелось Малышу отплатить товарищам. Но он стерпел. Не маленький! (По В.И.Дмитриевой)
  13. Пригласили ученики "Русский язык" на праздник. Привел "Букварь" своего товарища в класс.  Ребята с учителем попрощались с   Букварем .Попросили "Русский   язык"   рассказать   о   новых орфограммах. (По Е.Ильиной)
  14. Начался урок русского языка. Ребята объясняли орфограммы. Вдруг в класс вбежал Снежок. Все засмеялись. Вот так ученик!    Снежка выпроводили из класса. Ребята посмеялись и стали слушать учительницу. (По Л.Воронковой)
  15. На Севере даже весной стоят морозы. Хоть на коньках катайся! Всюду катки! У ненцев легкие санки — нарты. В них запрягают собак. Надевают ненцы малицу. Это меховой халат. Мчат на нартах. (По Б.Житкову)
  16. Жили в лесу кошка и собака. Пришли холодный январь да лютый февраль. Наступили сильные морозы. Увидали звери огонек. Дом поблизости. Собака заглянула в оконце. За столом пировал заяц. (По Цвирке)
  17. Декабрь пролетел незаметно. С утра Чук и Гек торчали на морозе. Играли с собаками. Вспоминали московский каток. Они ожидали отца. Но отец вернулся только в начале января. (По А. Гайдару)
  18. Приблизился декабрь. Пришел мороз. Побелели деревья. Заяц надел белую шубку. Ребятишки залили каток. На коньках катаются. Лишь ручеек не поддался морозу. Тек себе до февраля. Там и весна пришла. (По Л.Леонову)
  19. Декабрь пролетел незаметно. С утра Чук и Гек торчали на морозе. Играли с собаками. Вспоминали московский каток. Они ожидали отца. Но отец вернулся только в начале января. (По А.Гайдару)
  20. День прибавляется еще с декабря. К концу января он займет половину суток. В феврале снег начинает таять. Мороз теряет силу. Растаял каток. Спрятаны коньки. Чаще слышен лай собак. Заяц переоделся. Конец зиме. (По К. Ушинскому)
  21. Погнался за мной в лесу медведь. Я бросил ему платок. Он опять за мной. Бросил я медведю пальто. Он снова за мной. Пришлось отдать костюм и сапоги. Выбежал я из леса в носках и трусиках. (По Н.Носову)
  22. Заболел царь. Мудрец посоветовал найти счастливого человека. Снять с него костюм, пальто или сапог. Надеть эту одежду на царя. Нашли счастливого в ветхой избушке. Но у него не было даже резиновых сапог. (По Л. Толстому)
  23. Не велел старик Ивану амбар отпирать. Жене платок и платье с карманами давать. Но Иван пошел в амбар. Одежды там видимо-невидимо. Одела жена пальто и платок. Встала на носок и исчезла. (По А. Платонову)
  24. Солнце уже пригревает. Бегает по - дну оляпка. Это шустрый водяной воробей. Он ищет горошины, червячков, улиток. Слышны разные голоса. Синицы поют: зинь-зивер! Старые вороны оглашают лес звонким карканьем. (По Г. Снегиреву)
  25. Прилетели птицы в родной край. Воробьи и сороки. Гуси и лебеди. Маленькие птички с хоботами-клювами. Запели на разные голоса. Нанесли яичек. А ворона ну яички таскать! Засадил орел ворону в острог. (По В.И.Далю)
  26. В  деревне  Саше   и   Маше  подарили ежика.   Глазки   у   ежика,   как   черные смородины. Он жил у детей все лето. Прибегал на их зов. Дети очень любили ежика. Каждый день приносили стакан молока. (По М.Быкову)
  27. Друзья отправились к своему соседу. Он жил в домике в два этажа. Друзьям предстала такая картина. Комната без _всякой мебели. Все на кнопках. Нажмешь кнопку — откроется дверь. Нажмешь другую — телевизор выедет. (По Н.Носова)
  28. Пришел Котька. Сосед с четвертого этажа. Телепередач по телевизору не было. Мы решили поиграть. Вовка побежал в комнату. Я спрятался в чулане. Там посуда. Котька меня и не нашел! (По Н.Носову)
  29. Был урок рисования. Арсюша даже не притронулся к набору карандашей. Он не знал, что рисовать. Вдруг он увидел за окном облака. Арсюша обрадовался. Через полчаса рисунок был готов.

Сложные тексты

Проказы старухи-зимы.

        

        Задумала зима всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком.

        Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. Покричали и полетели в тёплые страны. Остался воробей, да и тот под крышу забился.

Случай с Яшкой.

        Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом.

        Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.

В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

Джульбарс.

На день рождения Коле подарили маленького щенка. Коля очень любил своего Джульбарса.

Началась война. Тяжело было расстаться с собакой, но Коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. Джульбарса научили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пошёл сильный дождь, потом ударил мороз. Поле покрылось толстой коркой льда. Только собака смогла обнаружить мины.

Всю войну Джульбарс верно служил людям.

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.

Растёт город.

Город Санкт-Петербург расположен на реке Неве и по берегам Финского залива. Новые дома возводятся сейчас и там, где было дно залива. Вы удивились? Происходит это так. Мощные насосы берут со дна залива грунт и намывают его близко от берега. Постепенно прибрежная полоса становится все шире. Море отступает. А город получает новую землю.

Тексты с заданиями

Спиши текст.  В 3 предложении подчеркни имена существительные.

В лесу.

     Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Найди в тексте 4 орфографические ошибки .  Спиши текст правильно.

В зоопарке.

    Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На сонце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.

Спиши текст.

Грибы.

     Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС

Русский язык. 
Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).

Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант. 
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания. 
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.

Словарный диктант Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).


Математика. 


Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Для первого класса.

Русский язык.

Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: II полугодие – 1 диктант (с грамматическим заданием), 2 списывания текста. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением.

Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года - 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года - текст из 15 слов для дик¬танта, текст из 15 слов для списывания.
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания 25-30 минут.
В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.

Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считают:
а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове;
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считают следующие ошибки: 
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

Математика 

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник контрольных работ по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"

Сборник составлен в соответствии с програмным материалом "Школа России"  Сделана выборка диктантов, тестов  для всего учебного года в нескольких вариантах из разных источников.Тесты в электр...

Сборник проверочных работ по русскому языку за 2 класс.

В данном сборнике предлагаются проверочные работы по всем темам, которые встречаются в курсе русского языка за 2 класс. Темы такие: "Парные звонкие и глухие согласные", "Предложение", "Безударные глас...

Сборник контрольных работ по русскому языку за 4 класс.

Сборник контрольных работ и тестов по русскому языку....

Сборник контрольных работ по русскому языку 2 - 4 классов для детей с ОВЗ.

Данный сборник контрольных работ по русскому является примерным пособием для учителей  II –  IV классов, работающих в классах с детьми ОВЗ. В сборник вошли вво...

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...

сборник контрольных диктантов по русскому языку для 4 классов

Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций. В сборнике представлены обучающие контрольные диктантыпо основным разделам курса "Русский язык" для учащихся 4 класса. Мат...