Открытый урок .1 класс .Русский язык. "Буквы ё,у,я,ю их функции в словах"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Горбунова О.В.

Открытый урок .Русский язык .1 класс "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы я,ю,ё,е их функции в словах.36.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Урок- космическое путешествие http://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_7b0e7778.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/14/13995/hello_html_m2a7690f7.gif

Тема урока:

Тип урока: урок изучение  новых знаний.

 Цели: Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.

Задачи:

  • Совершенствовать знания о гласных звуках;
  • показать роль букв для гласных в слове;
  • провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове;
  • формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения

 Планируемые образовательные результаты: 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Метапредметные (компоненты культурно -компетентностного опыта /приобретенная компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Методы и формы обучения: частично – поисковый,  исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная,  работа в парах.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска, ноутбук; карточки для групповой работы.

Ход урока

1.Организационный момент.(1-2 мин.)

День сегодня не простой,

                     Это в мире знает каждый.

                     Впервые в космос полетел

                     Человек с Земли отважный.(Полина)

Мы пока что только дети,

                     Но придет желанный час –

                     На космической ракете

                     Дружно полетим на Марс!(Степан)

В небе звезды ярко светят

                      И ракету нашу ждут.

                      К дальней сказочной планете –

                      Наш космический маршрут.(Дима)

 Друзья мои! Сегодня мы откроем тайны,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут Волшебные слова:

«Хотим всё знать!».

- Пусть эти слова будут сегодня девизом.

Урок сегодня необычный.

2.Актуализация знаний.(4-5 мин.)

    Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос. Старт будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля - это наши гости и вы, ученики 1 “Б” класса. Прежде чем занять свое место в салоне корабля, вы должны приобрести  космические билет, цена которого - ваши знания. Приготовьтесь ответить на вопросы

Когда вся страна отмечает День космонавтики? (12 апреля)

Как фамилия первого космонавта ( Гагарин Юрий Алексеевич)

Космический корабль Юрия Гагарина назывался? ("Восток")

Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)

Как звали собак, побывавших в космосе? ( Белка и стрелка)

Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)

 Все получили  свои билеты Молодцы!

Внимание !  Всем занять правильную посадку!

 Открыть тетради и приготовиться  к старту!

Итак повторим правила посадки при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола 

Чтобы взлететь мы должны с вами отгадать ключевое, стартовое слово . П…х…л….!Правильно! Поехали! Что не хватало в слове(гласных букв),для чего служат нам гласные в словах (образуют слоги). Определите количество слогов в данном ключевом слове

3.Постановка учебной задачи.(4-5мин.)

– Сегодня мы отправимся в космическое  путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной планеты «Знаний» и приготовили вам подарки. Они спрятаны на планете «Слов».. Чтобы мы их всё – таки могли найти, они оставила нам карту .
– Вы готовы отправиться в путешествие? Путь нам предстоит нелёгкий, вы готовы справиться с трудными заданиями? Тогда в путь!

– На пути планета «Гласные» .На поверхности этой планеты много глубоких кратеров. Чтобы преодолеть этот путь, надо построить мост .Годятся  только те буквы,  которые смягчающие согласные звуки . А О И Ы У Э Ю Е Ё Я

 Но что бы бревнышки связать нужно буквы написать. Ю Е Ё Я И

Молодцы ребята!

-

Мы записали не просто буквы, а тему сегодняшнего урока. Озвучьте ее.

Буквы Е Ё Ю Я и их функции в словах.

– Вы правильно выполнили задания. Полетели дальше !

4. «Открытие нового знания»(7-8 мин.)        

Мы прилетели на планету «Согласных

– На планете  живут жители– Твердые и Мягкие. Они носят разные колпачки - синие и зелёные. Жители в синих колпачках собирают  предметы, которые начинаются с твёрдого согласного звука, жители в зеленых колпачках – собирают предметы которые начинаются с мягкого согласного звука. Поможем навести порядок  на этой планете и полететь дальше?

Тележка  лейка зонт  пила качели гамак  кирпич (делим слова на группы)

обведи гласные которые указывают на мягкость предшествующего согласного.(ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ)

-Чтобы мы смогли  взлететь с планеты «Согласные»  и не заблудиться   во вселенной , жители предлагают нам свою помощь.

-Напомнят нам еще один секрет букв Е Ё Ю Я  

Работа в парах.

 У каждого из вас есть  напарник ,вы должны помогать друг другу во всем ,  каждой паре предстоит выполнить задание .

Учебник упражнение 7 стр. 60

-Рассмотри записи.

-Когда буквы Е Ё Ю Я, обозначают два звука? (в начале слова. После гласных, после разделительных ь , ъ)

-Приведите примеры таких слов.

-Когда буквы Е Ё Ю Я обозначают один гласный звук? (после согласных)

-Давайте запишем слова ,в которых мы нашли букву обозначающую 2 звука, а что бы нам легче было сделать  это задание , жители планеты «Согласные» подготовили нам картинки подсказки.

На партах лежит дем. материал.

Гимнастика для глаз.(2 мин)

   Движемся дальше.  Сядьте поудобнее ,примите позу релаксации, расслабьтесь. Сейчас мы  посмотрим в иллюминатор. Пусть ваши глазки отдохнут.

5.Первичное закрепление (4-6 мин.)

Мы с вами на планете «Слов».

Работа со словарными словами.

-Найдите словарное слово- стр.60 упр.8

-Запишите слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

-

-Молодцы, посмотрите вот мы и оказались на космодроме планеты Слов. Нас встречает фея Слов. Ребятки, а вы знаете что любят феи?

-Правильно сказки и песенки.

-Давайте сейчас прочтем для нашей фей сказку упр9 стр 61.

-Прочитайте

-Из какой сказки отрывок? Назовите автора сказки («Дюймовочка», Г.Х. -Андерсон)

-О чем говорится в этом отрывке? Кто такие эльфы? (это духи природы)

-Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам? Расскажите.

-Прочитайте последнее задание.

-А теперь вместе прочтем предложение необычным способом:

- Пропоем только гласные…

-Молодцы!

-Знаете ли вы что слово «эльфы» - иноязычное по своему происхождению?

-Давайте узнаем из какого языка оно «пришло» в русский язык?

-Откройте учебник на стр. 62 найдите 10 упражнение.

-Знаешь ли ты, что большинство слов, в которых пишется буква э – иноязычные?

-Прочитайте слова с буквой «э».из каких языков они «пришли» к нам?

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой.(4-6) мин

-Ребята феи понравилось как вы хорошо умеете читать и рассуждать. Чтобы получить задание от феи ,мы должны выполнить упражнение стр.61 упр.9 второе задание.(чтение задания учеником).Самостоятельное выполнение, самопроверка. На доске задание выполняет ученик.

Пальчиковая гимнастика(1 мин)

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят.(Дети сгибают и разгибают пальцы, собирая  их в кулачки).

Говорят про каждый палец поддерживая его

Гагарин

Тинов

Леонов

Комаров

Пятый –женщина, а не мужчина

Тережкова Валентина

Дети соединяют ладошки перед собой ,вытягивая руки вверх

В космический корабль сели

Да и в космос полетели!

7.Включение нового знания

 в систему знаний и повторение.(7-9мин.)

Работа с электронным приложением к учебнику.

Работа в группах

-Фея предлагает нам сесть на 3 космических корабля и отправиться на поиски наших подарков. На каждом корабле своя команда  со своим капитаном. Задача каждой группы выполнить задание феи и вернуться на космодром.

Выберите слова в которых:

1 группа  - гласные обозначают твердость согласных.

2 группа –  гласные обозначают два звука.

3 группа – гласные обозначают мягкость согласных

8.Рефлексия деятельности (итог урока).(3-4 мин)

В своем космическом путешествии  мы побывали на планетах Гласных и Согласных звуков .

Справились мы со всеми заданиями!

Какую функцию выполняют гласные буквы ё ,е, ю, я,  словах? (смягчают согласные звуки, обозначают два звука   в начале слова ,после гласных и после твердого и мягкого знаков)

Кому было интересно путешествовать ?

Кому путешествие показалось сложным? Почему?

Ребята, от жителей планеты «Знаний» и  планеты Слов,  фея дарит вам памятные подарки и желает,  чтобы вы были здоровыми как настоящие космонавты, успехов в учебе.

Наше путешествие подходит к концу ,мы приземляемся на космодром планеты Земля. Спасибо всем за  активное участие в  космическом приключении.!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 1 класс русский язык УМК"Перспектива"

Тема:"Слова отвечающие на вопрос кто,что"...

Открытый урок, 4 класс, Русский язык

УМК: «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. 4 класс» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»....

открытый урок 4 класс "Русский язык"

урок систематизации и обобщений знаний по теме"Роль местоимений в речи"...

Открытый урок. 4 класс. Русский язык.

Тема: «Роль глагола  в предложении»Тип урока: открытия новых знанийФорма урока: групповаяОборудование: Интерактивная доска, индивидуальные ноутбуки, медиа проектор, документ-кам...

Конспект урока, 1 класс, русский язык, буква Ц

Конспект, урок, 1 класс, буква Ц...

Открытый урок -4 класс-Русский язык Тема: "Второстепенные члены предложения".

Конспект урока по теме"Второстепенные члены предложения. Обстоятельство, дополнение".Презентация к уроку....