Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Крысанова Татьяна Ивановна

Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. Новогремяченское

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Тип урока: Урок -сюрприз

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,

- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, эталоны, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. Новогремяченское

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Тип урока: Урок -сюрприз

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:  

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,

- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, эталоны, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.


Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

- Проверьте готовность к уроку.

Слайд 2

Организация учебного процесса на этапе:

     Всё знакомо вокруг, тем не менее,

     На земле ещё столько всего,

     Что достойно, поверь, удивления!

- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (Да.)

- Как ученики узнают новое? (Определяют, что не знают, и сами находят способ. (Эталон)

- Что мы закончили изучать на предыдущем уроке? (Мягкие и твердые согласные звуки).

II. Актуализация знаний в пробном учебном действии и фиксация затруднения

Проверка дом. задания

- Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня? (Узнавать новое о мягких согласных)

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? (Повторим необходимые знания).

Слайд 3.

Мёд, ряд, рис, люк, мел.

- Что общего во всех этих словах? (Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).

Слайд 3(анимация)

- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).

- Послушайте сказку.

Чтение сказки:

Слайд 4

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки», — проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете», — упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» — поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», — сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?» — допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных» — ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» — воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

Слайд 4 (анимация)

Слайд  5

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).

Чистописание                   

Слайд 6-9

Потренируемся в его написании

ьь   нь   ль   ть   дь   ьт

Пробное действие.

Слайд 10

- Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?

- Запишите это слово и объясните его написание (на планшете) 

- Кто выполнил задание? 

- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).

- Я увидела, что у вас записаны разные слова.

- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание? Каким эталоном вы воспользовались? (Я не могу объяснить написание слова. У меня нет эталона).

Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.

III. Выявление места и причины затруднения

- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?

(Вернемся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не получилось).

- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и объясняли его написание).

- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть 

- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласной буквой.

-Не можем обосновать свою запись).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

(Мы должны поставить перед собой цель).

- Определите цель своей работы.

(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласным).

Слайд 11

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Тема нашего урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»).

Слайд12

- Я вам предлагаю работать по следующему плану.

Слайд 12 (анимация)

  1. Уточняем лексическое значение слова.
  2. Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.

V. Реализация построенного проекта

(фронтальная работа)

Слайд-13 (анимация)

шест - шесть

  1. - Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).

- Что обозначает слово шесть? (анимация) (Шесть — это цифра и число).

  1. - Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).

- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).

- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).

Слайд 14 (анимация)

пал?то, тен?

- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? ([л'])

- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Аналогично - тень

- Какой вывод можно сделать?

(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается (ь).

- Откройте учебник на стр. 125 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон)  (Да).

Слайд 15

Обобщим наши знания о мягких согласных

-  Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными

 Е, Ё, Ю, Я, И и Ь).

Слайд 16

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

физкультминутка

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.

        

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон).

- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание с опорой на эталон).

1. Одну меня не съешь никогда,

    А без меня – невкусна еда. (Соль)

2. Спит или купается, все не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)   

   3. Езжу сразу на обоих!

    Что за кони у меня? (Коньки)

4. У двух матерей

    По пять сыновей.

    Одно имя всем. (Пальцы)

Проверка с доски

- На какие две группы можно разделить слова?

(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове).

Работа устно фронтально.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).

Слайд 17.

 карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

карась             яблонька

апрель             альбом

лошадь           пальцы

Поверка.      

 Слайд 18

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).

- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).

- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком).

VIII. Включение в систему знаний.

Запись предложения под диктовку на доске.

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

 (Из народной песни.)

- Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?

- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости согласных. Где она находится?

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (беленький)

Диктант «Плюс-минус»

(выполняют учащиеся в таблице)

Слайд 19

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове нет его,

«Минус» напиши в ответ.

- А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Слайд 20

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка.

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое затруднение было на уроке?

(Не знали о каком слове шла речь (шест - шесть).

(Не знали, как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласной буквой).

(Не могли обосновать свою запись).

Слайд 21

- Мы с ним справились? (Да!)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика: 

Слайд 22

ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ

ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ

- Где нам могут пригодиться новые знания?

(При выполнении письменных работ).

- Где мы можем потренироваться?

(При выполнении домашней работы).

Слайд 23

Домашнее задание.

  1. стр. 125 правило; упр. 206;
  2. выписать из орфографического словаря (стр. 123) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости;
  3. придумать и записать предложение с одним из записанных слов (по желанию).

Коротко записать:

стр. 125 прав.; упр. 206; 5 слов из орф. сл.+пред-е

Использованная литература:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
  2. Бакулина Т.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"...

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...