Урок по русскому языку " Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: повторение изучаемого материала.

Цель:

- закрепление и обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи; формировать умение распознавать части речи, определять их и производить синтаксический разбор предложения.

Развивающие:

-способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости и  навыков каллиграфического письма.

Воспитательные:

воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя;

умение оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Основные понятия: части речи, морфология как раздел русского языка, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi_otkrytyy_urok.docx362 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Части речи»

Формы работы:

-фронтальная

-самостоятельная

-групповая

- в парах

Тип урока: повторение изучаемого материала.

Цель:

- закрепление и обобщение знаний учащихся о частях речи.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи; формировать умение распознавать части речи, определять их и производить синтаксический разбор предложения.

Развивающие:

-способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости и  навыков каллиграфического письма.

Воспитательные:

воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя;

умение оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Основные понятия: части речи, морфология как раздел русского языка, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Оборудование:

-мультимедийный проектор и экран;

- компьютер;

-лист рефлексии и взаимооценивания, разноуровневые задания на карточках

- бумага для постеров, маркеры, стикеры, нетбук

Ожидаемые  результаты:

1.Знать части речи.

2.Отрабатывать навык морфологических признаков частей речи.

3. Умение самостоятельно производить синтаксический разбор предложения

4. Составляют предложения с частями речи.

Ход урока

1.        Самоопределение к деятельности

(девиз, эпиграф урока должны вызвать у учащихся положительную эмоциональную направленность)

- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.

... + ... + ... = УСПЕХ

- Добавьте нужные слова: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ

СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ

- Воспользуемся этой формулой на уроке.

2.        Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений)

1)- Посмотрите на таблицу. Как она называется? (Части речи)

- На какие группы делятся части речи? (Делятся на самостоятельные и служебные)

- Почему части речи разделили на такие группы? (самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение, являются членом предложения)

- Какие части речи относятся к служебным частям? (предлоги, союзы, частицы)

- Что мы знаем о частях речи? Проведём игру «Угадай часть речи». Один называет признаки, другие угадывают к какой части речи они относятся.

3. Игра "Расставь по своим местам" слайд6

Проблемная ситуация. На интерактивной доске даны слова: т.традь, школьный, учит.ся, уч.ник, п.нал, кла.ная, думать, умный, р.шать, к.рандашей, тру.ного, пишут, тихо, пила, печь.

-Распределить по столбикам данные слова в зависимости от частей речи.

- Ребята, какие слова вызвали у вас затруднения при распределении их в столбики?

- Что объединяет все эти слова?

- Придумайте  по 2 предложения  со словами «пила, печь» (устно)

Веселым треском

Трещит затопленная печь.

РАБОТА В ГРУППАХ.

-Проверим, как умеем определять часть речи. Как мы будем действовать?

1.Определяем лексическое значение. (что обозначает)

2.Ставим вопрос.

 У каждой части речи свое грам .значение. Вы не забыли?

Вспоминаем грамматическое значение (как изменяются) Вспомним грамматические значения  сущ., прил., глагола ( кластер  на доске)

 Устно: определите грам. значени е слова «печь»  имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, жен. рода, И.п. ед.ч.,, в предложении явл. подлежащим.

Игра “Аукцион

А теперь – аукцион,

Подведёт итоги он.

Чья группа больше знает,

Тот пятерки получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

Говорит попугай попугаю:

“Я тебя, попугай, попугаю.”

Попугаю в ответ попугай:

“Попугай! Попугай! Попугай!”

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

1 группа – существительные

2 группа – глагол

3 группа - прилагательные

4 группа – местоимение

5 группа – наречие

  1. Потренируемся находить  имена существительные  слайд5           Разноуровневые задания

1уровень .: Образуйте существительные и определите их род.

Храбрый, мудрый, бедный, смелый.

2уровень: Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу существительные, определите их падеж.

Узкая, бурная, горная …

Холодным, сильным, порывистым …

Тёплого, солнечного, раннего …

Серому, хмурому, низкому …

3уровень:Подбери к данным существительным антонимы.

Радость, плач, добро, друг

Потренируемся находить  имена прилагательные  слайд6             Разноуровневые задания

Что знаете о прилагательном?

1ур.: Выпишите прилагательные: Бегун, бежать, беговой, красный, краснота, краснеть, синь, синий, посинеть.

2ур.: Допиши окончания прилагательных. Укажи их число и род.

Листья осенн…, снег пушист…, солнце ярк…, ночь темн… .

3ур.: Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные. Составь и запиши с одним из прилагательных предложение.

Свет, птицы, радость, солнце.

   Что знаете о глаголе?

1ур.: Выпиши глаголы.

Чистота, играет, осмотр, смотреть, чистил, чистый, весёлый, веселье, веселился.

2ур.: Спиши, определи

время глагола.

Прилетел, запоёт, пишет, спит, нарисовала, скажет.

3ур.: К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы в неопределённой форме.

Держать язык за зубами –

Бить баклуши –

Водить за нос –

Витать в облаках –

(Выполнение, проверка)

Итак, как же определи часть речи? Лист №2

6. Рефлексия

Вы работали индивидуально, в парах, в группе, а сейчас оцените себя, поставив на «Лестнице знаний». Если вы не усвоили материал, поставьте себя на первую ступень, если сомневаетесь в своих знаниях, и вам требуется помощь, поставьте себя на вторую ступень, если вы оценили себя на «4», поставьте на третью ступень и за отличные знания поставьте себя на верхнюю ступень.

7.  Итог урока

8. Домашнее задание

Дома вы подберёте отрывок из художественной книги, которую читаете, и определите все знакомые вам части речи.

 ------------------

            ---------

   ==

  1. 1ур.: Подписать части речи.

Дымит, дымовая, дым.

Морозный, морозит, мороз.

Ночевала, ночь, ночной

2ур.: Найди лишнее слово.

Обоснуй.

1) Береза, пчела, легкий, малина.

2) Написать, сказка, книга, окно.

3) Гора, морской, светлый, ясный.

3ур.: Спишите. Определите части речи. Произведите синтаксический разбор предложения.

Белым ковром укрылась земля.

Ф.И._____________________________________________________                          18.12.17.

Сущ.

Прил.

Глагол

Местоим.

Предлог

Союз

Слайд «Существительное»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд  «Прилагательное»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложении найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены (Н.в., Пр.в., Б.в.)

Река радует светлым журчанием.  Ночью в реке заиграют звезды.  Мы

мечтали найти исток реки.

  1. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.  Подпишите части речи.

Ст..ял   х..л..дноватый,   но тихий зимний день.  На  месте  грязных лу...

хрустели  тонк..   л..дяные   корки.  Порхал   ре..кий  чистый  сн..жок.

  1.  Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выбери имена существительные.

      а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

      5. Из данных слов выбери имена прилагательные.

      а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

6 Из данных слов выбери глаголы.

а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

Результат:____________________________________________

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/072f/00085816-d235e39d/img42.jpg


Автор: Оксана Иванова

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Белка-озорница
С ветки скок-поскок,
Шишку уронила -
Прямо Мишке в лоб.

Сел на травку Мишка
И давай реветь.
Испугался шишки
Глупенький медведь.

"Больше я не буду
По лесу гулять,
Больше я не стану
Шишки собирать".

Спрятался под ёлкой,
Как листок, дрожит.
Глядь - по лесу зайка
Серенький бежит.

Стыдно стало Мишке,
Лапой слёзы трет
Ив густой малинник
С кузовком идёт.

Ёж-четвероножек
Спрятался в кустах.
Снова косолапый
Испугался:"Ах!"

"Больше я не буду
По лесу гулять,
Лучше я в берлоге
Буду сладко спать!"

Мишка косолапый
Спит и видит сны.
Сладко спать в берлоге
Будет до весны.

(Один из народных вариантов)

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.

Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Рассердился Мишка
И ногою - топ!

Больше я не буду 
Шишки собирать,
Лягу я в берлогу,
Буду крепко спать!

Автор: А. Усачев                                                                                                          
                                                                         
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Оступился Мишка
И об землю - хлоп!

Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:
- Мишка косолапый
Наступил на хвост!

А за ним вдогонку
Пятеро зайчат:
- Мишка косолапый! -
Из кустов кричат.

Похватил дразнилку
Весь лесной народ.
- Мишка косолапый
По лесу идет!..

Бросился к берлоге
Маленький медведь:
- Чем такие ноги -
Лучше умереть!

Спрятался за шкапом
И ревёт ревмя:
- Мишкой косолапым
Дразнят все меня!

Мама удивилась:
- Глупенький сынок,
Я всегда гордилась 
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа,
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!

Мишка косолапый
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы,
Съел медовый торт.

Вышел из берлоги
И как заорёт:
- Мишка косолапый 
По лесу идёт!

***



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс

Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...

Урок по русскому языку "Части речи" ( 4 класс "Начальная Школа 21в")

УМК "Начальная школа" 4 класс. Урок разработан по ТРКМ. Содержит конспект, презентацию....

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Части речи".

Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи"....

Конспект урока по русскому языку "Части речи"

Обобщающий урок по русскому языку для учащихся 2 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Части речи. Обобщение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Обобщение" с использованием здоровьесберегающих технологий...