Олимпиада для учащихся 4 класса
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Воронкова Мария Владимировна

Данная работа составлена для проведения школьного тура предметной олимпиады по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_4_klass_2018_2_tur.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по русскому языку в 2017/2018 учебном году 4 класс

МБОУ «Школа № 41»

      Фамилия _______________________________ Имя_____________________

1. Расставьте ударения в словах.

Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

2. Прочитай слова и запиши их:

                [ПАТСКАСКА]                    [С'ЭДОЙ]             [ЙУПКА]

                 ______________              _____________          ______________

3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните ихзначения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

  1. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:

Апельсины-________________,сапоги-______________помидоры-_______________________, ботинки-_________.

8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

9.Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:

Япония – японец, Франция - _________________________, Россия - ____________, Украина - ______________, Узбекистан - _______________________,Чехия - _____________  __, Дания - _______________.

10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Закончи пословицы: 

У кого что болит, тот ________________________________________________. 
Где много слов, там _________________________________________________. 
За всё берётся, да _______________________________________________       . 
Тяжело в учении - _________________________________________________.

Составь пословицы с данными словами:

Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.  Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

_________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.

_________________________________________________________________

КЛЮЧИ

1. Расставьте ударения в словах.

Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.  Итого — 2 балла.

  1. ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – (2 балла)

3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.  Итого — 3 балла.

4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово. Итого — 4,5 б.

5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Рукой подать — рядом, близко.

Работать не покладая рук — работать усердно.

Легкая рука — о том, кто приносит удачу.

Правая рука — надежный помощник.

Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.  Итого — 5 баллов.

6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное. Итого — 4,4 балла.

  1. (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог,  помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.

 

8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого — 3 балла.

9.ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК,  ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу

10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого — 2 балла.

11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого — 2,1 балла.

12. У кого что болит, тот о том и говорит. 
Где много слов, там мало дела. 
За всё берётся, да не все удаётся. 
Тяжело в учении – легко в бою. 
0,5 балла за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу

13. Тише едешь, дальше будешь.

Язык до Киева доведёт.

 Как сыр в масле. (3 балла)

Общая сумма баллов —47 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа подготовки к предметным олимпиадам для учащихся 4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий и список литературы...

Интегрированная олимпиада для учащихся 4-х классов

Интегрированная олимпиада  состоит из заданий по 4-ом предметным линиям: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и предназначена для учащихся 4-х классов....

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ

Районные предметные олимпиады среди выпускников начальной школы проводятся в 4 классе. Поэтому целесообразнее проводить отбор для участия в этих олимпиадах уже в 3 классе, для того чтобы был зап...

Городская интегрированная олимпиада для учащихся 4 класса - 2011 г.

Задания содержат материалы по русскому языку, математике, литературе, окружающему миру. Работа рассчитана на 2 академических часа. Прилагаются ответы и критерии оценивания....

Городская интегрированная олимпиада для учащихся 4 класса - 2012 г.

Задания включают материалы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Время выполнения - 2 академических часа. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Олимпиады для учащихся 4 класса

Олимпиады по русскому языку , математике, чтению, окружающему миру для четвероклассников содержат задания разного уровня сложности. Материал можно использовать при проведении внутришкольных олимпиад....