Главные вкладки

    Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Род имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Подсевалова Вера Павловна

    Технологическая карта урока с презентацией по программе "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _rod_imen_sushch.rar871.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Род имен существительных»

    Педагогические цели

    Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

    Тип урока

    Урок закрепления

    Планируемые результаты (предметные)

    Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

    Личностные результаты

    Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

    УУД (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

    Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.  

    Педагогические технологии

    Технология проблемно-диалогического обучения.

    Форма учебной деятельности, методы обучения

    Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

    ХОД УРОКА

    № п\п

    Этап урока

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Деятельность учителя

     

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Самоопределение к деятельности.

    Цели:

    -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

    -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    (слайд)

    -1.Прозвенел для нас звонок,
    Начинаю я урок.
    Гости к нам пришли сегодня.
    К ним сейчас вы повернитесь,
    Улыбнитесь, подружитесь.
    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,
    Чтобы гости дорогие
    Захотели вновь прийти.

     Я очень рада войти

    В приветливый наш класс.

    И для меня уже награда

    Сиянье ваших умных глаз.

     

    - Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»:

    «зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать;

    «жёлтый» - работать буду, но без особого желания;

    «красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.

     

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

    Настраиваются на работу.

    Показывают смалики

    Личностные:

    формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    Коммуникативные:

    - формирование умения слушать и слышать.

    2.

    Постановка учебной задачи.

    Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

    - Откройте тетради и запишите число и классную работу.

    Минутка чистописания (слайд)

    Р р

     Словарный диктант: (слайд)

    Чтение слов

    Запись самостоятельно

    Проверка: (открытие каждого слова на доске)

    - Какого овоща нет на слайде?

    - Как пишется это слово?

    - Со словами составьте предложения.

    1.Запись одного на доске.

    2.Разбор по членам предложения.

    3.разбор по частям речи.

    - А какой частью речи являются наши словарные слова?

    - В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Одну из них мы узнали на прошлом уроке. Какую?

    А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

     

    Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

    Указывает объект наблюдения.

    Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

    Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

    Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

    Дети отвечают

    Формулируют тему и цели урока

    3.

    «Открытие» детьми нового знания

    Цель:

    -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

      - Послушайте сказку.

    Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

    В одном королевстве жили имена существительные.

    Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

    И вот однажды она издала указ:

    “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

    А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

    Пришла королева и сказала:

    “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

    Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

    А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

    Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

    1 задание

    - Разделите наши слова.

    Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.  

    Проверка.

    -Какие слова взяли девочки? Почему?

    - Какие слова взяли мальчики?

    Почему?

    - А какие слова остались лишними? Почему?

    - Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

    Сделайте вывод.

    -На какие три группы делятся существительные?

    (слайд) Запомните.

    (слайд) Сущ. по родам не изменяются

     

    -Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

    - Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

    (слайд)

     Женский род запомню я

    И скажу: “Она – моя”.

    И запомню род мужской

    И опять скажу” “Он – мой”.

    Средний род: “Оно – моё!”

    Это правило – твоё!

    Организует диалог, уточняет правило,

    подводит детей к самостоятельному выводу. 

    Задает вопросы

    Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

    Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

    Учащиеся отвечают на вопросы

    Читают хором

    Регулятивные:

    - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    Познавательные:

    - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    - знание основных моральных норм работы в паре

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    4.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

    2 задание

    -  (слайд)

    Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

    3 задание

    «Чудо мешочек». В нем лежат предметы. Надо назвать предмет и определить род. Запишите транскрипцию своего слова.

    4 задание

    Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

    Проверка.

    ФИЗМИНУТКА

    5 задание

    -Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

    -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

    1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их  

     2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их    

    3 группа    лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их  

    Проверка.

    -Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

    6 задание

    (слайд)

    Игра «Да – нет»

    (Дополнительные упражнения в учебнике)

      

    Учитель контролирует работу детей

    Проверка.

    Задает вопросы

    Дети выполняют и проверяют задания

    Берут предметы и определяют род.

    Записывают транскрипцию.

    Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

    Выполняют физминутку

    Учащиеся работают в группах.

    1 группа М.р  снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

    2 группа Ж.р. -   метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

    3 группа Ср.р. -   солнце, небо, облако, веселье, волшебство

    Отвечают дети.

    Регулятивные:

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

    - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

    Личностные:

    - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

     

    5.

    Рефлексия учебной деятельности

    Цель:

    -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

    Итог урока.

    -Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока? 

     

    -Покажите с помощью смаликов

    Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

    Желтый  – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

    Зеленый  – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

     

    Выставление оценок

    Домашнее задание:

    - выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

     

     

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроки русского языка

    Получают позитивный настрой от урока

    Записывают в дневники

    Регулятивные:

    - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.

    ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

    Технологическая карта урока

    Тема: «Род имен существительных»

    3 класс  

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    В.П.Подсевалова

    2017-2018 уч.год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Число имен существительных".

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Число имен существительных". ...

    Презентация к уроку русского языка "Что мы наем об имени существительном" 3 класс

    Презентация к уроку  русского языка "Что мы наем об имени существительном" 3 класс...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс

    Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

    Презентация к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных"

    Готовая презентация с картинками для открытого урока русского языка на тему "Единственное и множественное число имен существительных"...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

    Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...