Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Подсевалова Вера Павловна

Технологическая карта урока с презентацией по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rod_imen_sushch.rar871.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род имен существительных»

Педагогические цели

Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Тип урока

Урок закрепления

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

УУД (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.  

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цели:

-осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(слайд)

-1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

 Я очень рада войти

В приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

 

- Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»:

«зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать;

«жёлтый» - работать буду, но без особого желания;

«красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.

 

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Показывают смалики

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Откройте тетради и запишите число и классную работу.

Минутка чистописания (слайд)

Р р

 Словарный диктант: (слайд)

Чтение слов

Запись самостоятельно

Проверка: (открытие каждого слова на доске)

- Какого овоща нет на слайде?

- Как пишется это слово?

- Со словами составьте предложения.

1.Запись одного на доске.

2.Разбор по членам предложения.

3.разбор по частям речи.

- А какой частью речи являются наши словарные слова?

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Одну из них мы узнали на прошлом уроке. Какую?

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

Указывает объект наблюдения.

Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

Дети отвечают

Формулируют тему и цели урока

3.

«Открытие» детьми нового знания

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

  - Послушайте сказку.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

1 задание

- Разделите наши слова.

Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.  

Проверка.

-Какие слова взяли девочки? Почему?

- Какие слова взяли мальчики?

Почему?

- А какие слова остались лишними? Почему?

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

Сделайте вывод.

-На какие три группы делятся существительные?

(слайд) Запомните.

(слайд) Сущ. по родам не изменяются

 

-Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

- Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

(слайд)

 Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Организует диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Задает вопросы

Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

Читают хором

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

2 задание

-  (слайд)

Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

3 задание

«Чудо мешочек». В нем лежат предметы. Надо назвать предмет и определить род. Запишите транскрипцию своего слова.

4 задание

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

Проверка.

ФИЗМИНУТКА

5 задание

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их  

 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их    

3 группа    лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их  

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6 задание

(слайд)

Игра «Да – нет»

(Дополнительные упражнения в учебнике)

  

Учитель контролирует работу детей

Проверка.

Задает вопросы

Дети выполняют и проверяют задания

Берут предметы и определяют род.

Записывают транскрипцию.

Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

Выполняют физминутку

Учащиеся работают в группах.

1 группа М.р  снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа Ж.р. -   метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа Ср.р. -   солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Отвечают дети.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

 

5.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока? 

 

-Покажите с помощью смаликов

Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Желтый  – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

Зеленый  – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

 

Выставление оценок

Домашнее задание:

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

 

 

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Записывают в дневники

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

Технологическая карта урока

Тема: «Род имен существительных»

3 класс  

Подготовила и провела

учитель начальных классов

В.П.Подсевалова

2017-2018 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Число имен существительных".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Число имен существительных". ...

Презентация к уроку русского языка "Что мы наем об имени существительном" 3 класс

Презентация к уроку  русского языка "Что мы наем об имени существительном" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс

Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

Презентация к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных"

Готовая презентация с картинками для открытого урока русского языка на тему "Единственное и множественное число имен существительных"...

презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Презентация "Зимняя сказка" позволяет провести урок русского языка по теме" Правописание имен существительных в предложном падеже" более увлекательнее. Способствует мотивации учащи...

Технологическая карта + презентация к уроку русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."

Данная технологическая карта и презентация подойдут для урока русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные." УМК ...

Интерактивная презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение имен существительных"

Интерактивная презентация содержить в себе тренировочные задания к уроку русского языка в 4 классе на тему: "Склонение имен существительных"...