Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Боброва Екатерина Александровна

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

Предмет «Русский язык»

Класс 4

Тема урока: Три склонения имен существительных.Дополнение памятки морфологического разбора.

 

                                                                                                                          Выполнил: учитель начальных классов МБОУ

                                                                                                                              СШ №7 города Няндома Архангельской  области

                                                                Боброва Е.А.                                                                          

Цель урока: Научить определять склонение имен существительных .Дополнить памятку  морфологического  разбора  имен  существительных.

Задачи:     1.закрепить умение определять склонение имен существительных.

                     2.развивать орфографическую зоркость, речь, внимание.

                     3.воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма,

                        интерес к предмету.

УУД:

          1.  Познавательные:  - использование имеющихся знаний

                                              - исследование учебной задачи

                                              - преобразование информации

          2. Регулятивные:       - оценивать уровень успешности

                                              - производить контроль своих действий

                                              - определять цель учебной задачи

                                              - планировать свою деятельность, определяемую результатом

          3. Коммуникативные- умение слушать

                                              - умение правильно выражать свои мысли

                                              - умение контролировать и корректировать действия других

                                              - оформление своей мысли в устной  речи

                                              - обоснование своего ответа

                                              - умение ориентироваться в своей системе знаний

                                              - формирование грамотной речи

          4. Личностные          - самооценка своих возможностей

                                              - осознание роли традиций

                                              - осознание своей роли в природе

Планируемые результаты:

1. Личностные: - умение правильно выбрать уровень сложности задания;

                              - умение работать самостоятельно;

                               - проводить самоконтроль

2. Метапредметные: - установление связи между русским языком и языком природы;

                                     

 3. Предметные: - закрепить умения в определении склонений имен существительных;

                               - находить и объяснять орфограммы.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Презентация
  4. Учебники, тетради
  5. Карточки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

                   Слайд 1.

      « Прикоснись ко мне добротой.

       И болезни смоет волной,

       И печаль обойдет стороной,

       Озарится душа красотой»

 Как вы понимаете «Прикоснись ко мне добротой»

(улыбнись, скажи доброе слово)

Оказывается для счастья надо очень мало, просто нести добро

Дети отвечают: «Улыбнуться, сказать доброе слово»

Личностные желания «прикоснуться добротой»

2.Минутка каллиграфии.

На минутке каллиграфии мы будем отрабатывать написание элементов букв  д и б и  одновременно развивать память и внимание.

1)Стрелочка вверх – б

Стрелочка вниз – д

(показ на доске),

 

б   б   д   д

2) Расшифруйте  слово.

     О     ро

На первой строчке дети пишут буквы   дд и бб

Пишут «добро», «доброта», «добрый».

Слова отвечают на вопрос Что?Кто? И обозначают предмет.

 

Познавательные: использование имеющихся знаний

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной  речи

Регулятивные:

определять цель учебной задачи

3. Вхождение в тему.

Формулировка целей урока

 На доске запись:

 Придумайте однокоренные слова к слову добро (доброта, добряк, добро, добрый)

Правильно, это родственные слова, но с другой стороны одно слово здесь лишнее.

По каким признакам вы определили, что все остальные слова имена существительные?

С  какой  частью речи  мы будем  сегодня  работать?

На  какие две группы мы можем разделить эти имена существительные?

Что мы будем учиться делать сегодня на уроке?

Отвечают: «Имя существительное»

Пытаются сформировать цели урока.

 

4.Актуализация необходимых знаний

1)Работа  с  презентацией.

2)Работа  по  группам.

Дети определяют склонение имен существительных. Вспоминают правило.

От  данных  имен существительных образуйте   однокоренные    имена существительные 1 склонения.(Учитель,   друг, волшебник)

 От  данных  имен существительных образуйте   однокоренные    имена существительные 2 склонения (Ученица, приятельница ,лентяйка)

Познавательные: использование имеющихся знаний

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной  речи

5.Работа над темой.

а)Вспомните минутку чистописания и расшифруйте написанное на доске предложение.

Доброе дело без награды не останется.

       О    рое        ело           ез  награ    ы  

Не  останется.

б)Синтаксический разбор предложения.

а)Дети находят и объясняют орфограммы в словах, а затем записывают предложение, повторяют правила написания не с глаголами тся и ться в глаголах.

б)Дети разбирают предложение по памятке.

Познавательные:

Сравнивать и объединять слова в группу, определять склонение имен существительных.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность

Коммуникативные:

Обоснование своего ответа

6. Физкультминутка

7 .Исследовательская работа

Работа  в  группах.

Откройте альбомы найдите морфологический разбор имени существительного.

У каждой группы на  столе находится карточка. Ваша задача подумать и решить.

1)Зачем она вам дана.

2)Куда вы  ее можете  применить.

Дети учатся самостоятельно работать над исследованием формируют умения спрогнозировать свой продукт  и  делать выводы.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

8. Закрепление пройденного.

а)Морфологический  разбор имени существительного.

Доброе дело без награды не останется.

б) Выборочный диктант.

Игровое упражнение «Поймай свое слово».

Мы с вами любуемся снегом, облаками, восходом и закатом, а как приятно чувствовать легкое прикосновение ветерка.

Сейчас каждый поймает свое слово. Первый ряд запишет слова первого склонения, второй__ второго склонения, третий___третьего склонения.

На слайде слова:

Луч, снег, облако, ветер, закат, море, гнездо, радость, тень, грусть, зима, весна, осень, сосулька, улица.

Разрешение проблемной ситуации.

Дети выполняют морфологический  разбор имени существительного. В постоянных  признаках определяют склонение.

Первый ряд записывает имена существительные первого склонения, второй ряд – второго склонения, третий – третьего.

Познавательные:

Установление логической связи, постановка и решение проблемы

Личностные:

Положительное отношение к природе

Регулятивные:

Умение производить контроль своих действий

Коммуникативные:

Умение правильно и грамотно стоить предложение

Познавательные:

Умение классифицировать (разделять по группам)

Регулятивные:

Производить контроль своих действий

Коммуникативные:

Обоснование своего ответа

9. Физкультминутка

Отдых.

Работа  в  парах:

в) Списывание с дополнительным заданием.

  «Не прячьте доброты своей,

   Откройте сердце всем наружу

   Тем, что имеете, щедрей

   Делитесь, распахните душу!»

        г) Составление цветика – семицветика

Мы сейчас составим тоже три волшебных цветка. Первый цветок будет состоять из лепестков, на которых записаны слова первого склонения и т. д.

Лепестки со словами: доброта, отвага, ласка, дружба, забота, внимание, уважение, сочувствие, мужество, честность, щедрость, чуткость, справедливость, скромность.

Я хочу, чтоб эти слова были главными в жизни

Дети списывают со слайда и определяют склонение имен существительных в косвенных падежах и проверяют задание друг у друга.

Каждый ученик получает по одному слову на лепестке и прикрепляет к определенному цветку.

Познавательные:

Применение новых знаний

Регулятивные:

Контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:

Умение слушать друг друга и спокойно воспринимать критику

Познавательные:

Умение выделять существенные признаки, группировать слова

Регулятивные:

Определять контроль своих действий

Личностные:

Желание стать лучше.

10. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? Какие орфограммы встретились на уроке? Какие правила мы повторили? Кто может повторить самый главный вопрос на уроке. Как мы на него ответили?

Дети отвечают на вопросы.

Познавательные:

Умение делать выводы, применение ранее полученных знаний в разрешении проблемных ситуаций.

Регулятивные:

Самооценка

Коммуникативные:

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

12. Домашнее задание.Оценивание.

Написать мини – сочинение: «Какое бы желание вы загадали, если бы у вас был один единственный волшебный лепесток»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Ильенкова Елена Анатольевна

учитель начальных классов,

г. Апатиты Мурманской области

Естественно-научное направление

(окружающий мир)

Урок для 4 класса

общеобразовательной школы

к учебнику «Окружающий мир»

авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Технологическая карта урока

Предмет: русский  язык

Класс: 4

Тип урока: закрепление пройденного материала с элементами исследовательской работы.

Тема

Живой мир под микроскопом.

Цели урока

  • обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы;
  • развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности;
  • развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты 

Предметные:

  • закрепить умение определять  склонение имен существительных;
  •  закрепить практические навыки выполнения морфологического разбора;

Метапредметные:

-Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Оборудование

Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г.

Опросные карточки для проверки домашнего задания, световые микроскопы для каждого учащегося, готовые микропрепараты для рассматривания под микроскопом,  маршрутные листы.

Основные понятия

Признаки живого организма, условия для жизни живых организмов, строение микроскопа, клеточное строение живых организмов.

Ресурсы

Интернет ресурсы,  демонстрационные пособия, раздаточный материал.

Ход урока.

Этап

урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

УУД

1.Организационный

момент, мотивация учебной деятельности

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе

Устное приветствие,

создаёт эмоциональный

настрой на работу.

 Подготовка класса к работе

Фрон

тальная

Личностные: самоопределение;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Вхождение в тему.

Сформулировать цель урока и тему

 Подводит детей к формулированию темы и цели урока с помощью наводящих вопросов.

«Живой мир под микроскопом»

-о чем нам говорят эти слова?

- с чем нам придется сегодня столкнуться?

-и что надо знать для этого.?

Формулирование темы и цели урока

Фрон

тальная

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

3. Целеполагание

Систематизация целей, пожеланий.

Для ответов на эти вопросы мы  воспользуемся листочками , которые лежат у вас на столах. Напишите на них цели нашего и прикрепите на дерево ожиданий.

АМО  «Дерево ожиданий»

(Главная цель 1. Из чего состоят живые  организмы

Для этого нужно знать. 1. что такое живая природа, признаки живой природы

2. как пользоваться микроскопом, рассмотреть под микроскопом живые организмы) Главные цели располагаются ближе к стволу дерева, менее важные

Работают над созданием «Дерева ожиданий»

Групповая

Личностные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

4.Актуализация необходимых знаний

Систематизация знаний о живой природе.

Уточнить знания о живых организмах

 (1.Признаки живого организма.

 2. Необходимые условия для жизни живых организмов)

1 группа  

-Составить кластер о признаках живых организмов

2 группе.

На столе у 2 группы ноутбук с таблицей. Ученикам необходимо из таблицы выбрать  верные высказывания.

Групповая

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль;

Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую

5.Проработка содержания темы

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Что бы узнать из чего состоят живые организмы. Необходимо всестороннее исследование организма. Хорошим помощником нам  в этом будет микроскоп( - Ребята, как вы думаете из чего состоят все живые организмы?

- Как мы можем узнать это? (с помощью микроскопа))

Перед тем как начать работу с микроскопом вспомните 1 группа что такое микроскоп и назовите основные части микроскопа

2 группа перечислите правила работы с микроскопом.

У вас у каждой команды на столах лежат несколько экземпляров живой природы и маршрутные листы.

1. луковая пленка              1. Пластинка картофеля

2. кожица помидора          2. Пленка мандарина

3. листок фиалки               3. Цветок фиалки

 Вам надо рассмотреть  под микроскопом каждый экземпляр и выводы своего исследования занести в маршрутный лист. Затем общий вывод сделает капитан  группы.

Вспоминают и называют основные части микроскопа и правила работы с ним.

.

групповая

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль;

Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую

6.Исследовательская работа

Формирование

умения самостоятельно работать над исследованием формирование умения спрогнозировать свой продукт

Формирование умения делать выводы.

Помогает (при необходимости), контролирует и направляет исследовательскую деятельность групп.

Проводят исследование, делают выводы и заносят их в маршрутный лист

групповая

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

7.рефлексия

Самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы

Использование метода АМО «Волшебная полянка».

Детям предлагается прикрепить на «полянку» цветок соответственно своему настроению:

- если урок понравился, у ребенка все получилось – желтый;

- если ученик не получил от урока удовлетворения, у него что-то не получилось – голубой;

- если урок не понравился, ничего не получилось – красный.

 (цветы в конверте на столах )

прикрепляют на «полянку» цветок соответственно своему настроению.

индивидуальная

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные

общеучебные:

умение структурировать знания, Коммуникативные:

контроль, коррекция и самооценка.

8.Подведение итогов урока.

Анализ собственной деятельности на уроке

- Как вы считаете, мы достигли главной цели на уроке, которую вы поставили на дереве ожиданий.

- Что вам  больше всего понравилось?

 - Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Подводят итог своей деятельности на уроке.

Фронтальная

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: самоорганизация

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.

9.Домашнее задание

Закрепление знаний, развитие творческих способностей

Зарисовать в тетрадь результаты вашего исследования.

фронтальная

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: самоорганизация.