План-конспект урока русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о падежах имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Зюнева Людмила Николаевна

Модель урока русского языка в 4 классе "Обобщение знанийй о падежах имён существительных". Материал может быть полезен учителям начальной школы. Урок проводится в конце изучения темы "Склонение имён существительных". К уроку прилагается раздаточный материал (тест, карточки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Обобщение знаний о падежах 
                   
имён существительных

                     Урок русского языка в 4 классе

                                                                                 Разработала
                                                                                учитель начальных классов
                                                                                первой квалификационной категории
                                                                                 Зюнева Людмила Николаевна

                                                 2016 – 2017 учебный год

                                        Русский язык (4 класс)

Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Цели урока: обобщить знания учащихся об особенностях каждого из
                      падежей; развивать умение определять падеж имён
                      существительных; развивать орфографическую зоркость.

Формируемые УУД:
познавательные – объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования падежей имён существительных;
коммуникативные – используют адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих мыслей с целью планирования, контроля и самооценки;
регулятивные – проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
личностные – овладевают навыками анализа, устойчивой мотивацией к обучению.

Оборудование: таблица «Падежи», карточки с заданиями, тест, сигналы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
    Прозвенел звонок весёлый,
    Затихает топот ног.
    Тихо в коридорах школы.
    Начинается урок.
  2. Чистописание.
    1) зарядка для кистей и пальцев рук;
    2) ________________________________________________________
       ________________________________________________________
       ________________________________________________________
  3. Актуализация знаний.
    1) чтение в лицах стихотворения Г.Граубина
    «Падежи»

    Спросили Лежебокина:  – А ну-ка, расскажи,
    За что так ненавидишь ты, не любишь падежи?
    Давным-давно уж школьники их знают назубок.
    Их за два года выучить лишь ты один не смог.
    Ответил он рассерженно:  – В том не моя вина.
    Пусть им сперва учёные изменят имена.
    Ведь я падеж творительный нарочно не учу:
    Трудиться, а тем более творить я не хочу.
    Такой падеж как дательный я с детства не терплю:
    Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.
    Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,
    Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.
    А на падеж винительный и вовсе я сердит:
    Отец во всякой шалости всегда меня винит.
    – Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
    А сам ты мог бы новые придумать имена?
    – Давно придумал:
    Взятельный,
    Грязнительный,
    Лежательный,
    Грубительный,
    Ленительный

    И, наконец,
    Простительный! 

    2) игровое упражнение «Расскажи о падеже» (уч-ся выходят по очереди парами к доске, в руках карточки с вопросами: 1-я пара – кто? что?, 2-я пара – кого? чего? и т.д.; остальные уч-ся по вопросам определяют падеж и рассказывают всё, что о нём знают; затем находят среди записанных на доске словосочетание с существительным в данном падеже и записывают в тетради).

    Ходит по классу (…), сделали на заводе (…), войти в дверь (…), стоят у дороги (…), лает собака (…), работал с другом (…).
     
  4. Работа по теме урока.
    1. Ответить на вопрос Почемучки на с. 79 в учебнике.
    2. Выполнение упр. 149 (просклонять сущ-ные журавль, сосна с предлогами).
    3. Выполнение с комментированием упр. 150.
      1) восстановление деформированных предложений;
      2) определение падежей имён сущ-ных;
      3) найти предложение, соответствующее данной в упр. схеме.
    4. Словарно-орфографическая работа.
    Игра «Кто первый?»
    1 ряд                                 2 ряд                             3 ряд
    на б…регу (…)                от м…роза (…)             в п…льто (…)
    у д…роги (…)                  в г…зете (…)                около м…газина (…)
    в б…блиотеку (…)         по к…мнате (…)           к ш…фёру (…)
    к д…ревне (…)                за т…варищем (…)      с к…пустой (…)
    Уч-ся по очереди (по 1 от каждого ряда) выходят к доске, вставляют пропущенную букву и определяют падеж. Затем каждый ряд записывает свой столбик.

                                    Физкультминутка.
5.
 Задания на карточках. Уч-ся выбирают тип задания, с которым, по их мнению, они легко справятся.
1) просклонять имена сущ-ные
cтол, лиса;
2) определить падеж имён сущ-ных:
   
на столе (___), ручкой (___), в портфеле (___), за окном (___), на перемену (___), с урока (___), к доске (___), с другом (___), собака (___).
3) найти в тексте имена существительные, определить падеж:
   
Наступила зима. В воздухе кружатся снежинки. Весь двор  замело снегом. После уроков дети играют в снежки. Ребята весело бегают  по площадке.
6. Тест «Склонение имён существительных».

  1. Рефлексия.
     – Назовите имя сущ-ное книга в разных падежах;
    – Оцените свою работу на уроке.
  2. Итоги урока.
    – Сколько падежей в русском языке?  (Таблица «Падежи»)
    – В каком падеже имена сущ-ные не имеют предлогов?
    – В каком падеже имена сущ-ные без предлогов не употребляются?
    – Какими членами предложения бывают имена сущ-ные в И.п.? В
      других падежах?
  3. Задание на дом.
    Выполнить упр. 151 в соответствии с заданиями к его тексту.

                               Тест «Имя существительное»

1. Найди ошибку в определении падежа.
1) в театре (П.п.)
2) за деревом (Т.п.)
3) по пустыне (Р.п.)
4) из тетради (Р.п.)

2. Как называются слова типа ПАЛЬТО, МЕТРО, РАДИО, КИНО?
1) интересные слова
2) никак
3) несклоняемые существительные
4) части речи

3. Имена существительные в именительном падеже в предложении
  бывают:
1) главными членами – сказуемыми
2) главными членами – подлежащими
3) второстепенными членами – дополнениями или обстоятельствами
4) второстепенными членами – определениями или обстоятельствами

4. Имена существительные во всех других падежах, кроме именительного,
  в предложении бывают:
1) главными членами – сказуемыми
2) главными членами – подлежащими
3) второстепенными членами – дополнениями или обстоятельствами
4) второстепенными членами – определениями или обстоятельствами

5. На вопрос кто? отвечают имена существительные только
1) в именительном падеже
2) в родительном падеже
3) в дательном падеже
4) в винительном падеже

6. С предлогами к, по имена существительные употребляются только 
1) в именительном падеже
2) в родительном падеже
3) в дательном падеже
4) в винительном падеже

7. В каком падеже имена существительные всегда употребляются с предлогами?
1) в родительном падеже
2) в винительном падеже
3) в творительном падеже
4) в предложном падеже

                                                       

                                                         Задание № 1      

Просклоняй имена существительные стол, лиса.

И.п._______________________________________________________

Р.п._______________________________________________________

Д.п._______________________________________________________

В.п._______________________________________________________

Т.п._______________________________________________________

П.п._______________________________________________________

                                                         

                                                          Задание № 2

Определи падеж имён существительных.


    На столе (___),  ручкой (___),  в портфеле (___),  за окном (___),

 на перемену (___),  с урока (___),  к доске (___),  с другом (___),

собака (___).

                                                          Задание № 3

Найди в тексте имена существительные, определи падеж.


   
Наступила зима. В воздухе кружатся снежинки. Весь двор


замело снегом. После уроков дети играют в снежки. Ребята весело бегают  по площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...