Проектная работа на тему "Слова-паразиты"
проект по русскому языку на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Проектная работа на тему "Слова-паразиты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysheva_natalya.docx349.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кисловская средняя школа

Лысковского района Нижегородской области

ПРОЕКТ

 «Вирусы нашего языка - слова-паразиты»

в номинации

«Познай истину»

Выполнила:

Малышева Наталья Сергеевна,

ученица 3 класса

Классный руководитель:

 Кузнецова Оксана Евгеньевна

2018 г.

Содержание  проекта

  1. Информационная карта проекта……………………………………...2
  2. Аннотация проекта……………………………………………………4
  3. Постановка проблемы…………………………………………………5
  4. Целеполагание, задачи, виды работ………………… ………………6
  5. Работа над проектом…………………………………………………..7
  6. Вывод…………………………………………………………………12
  7. Список литературы…………………………………………………..13
  8. Приложение ………………………………………………………….14

ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

1. Полное название проекта.          

«Вирусы нашего языка - слова-паразиты»

2. Автор проекта                              

Малышева Наталья Сергеевна, ученица 3 класса

3. Руководитель проекта                  

Кузнецова Оксана Евгеньевна

4. Консультант проекта

Демина Татьяна Витальевна – учитель русского языка и литературы,

Малышева Вера Владимировна - мама

5. Название проводящей организации

Кисловская средняя школа

6. Адрес организации                      

Лысковский  р –н, п.Нива, ул. Солдатова,д.2

7. Телефон                                        

34-383, 34-344

8. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

« Русский язык»

9. Цель проекта                                

Определить причины употребления слов-паразитов в речи одноклассников и найти способы устранения слов – паразитов.

10. Задачи проекта

  1. Узнать, что такое слова-паразиты;
  2. Определить в разговоре одноклассников слова-паразиты;
  3. Проследить  наиболее употребляемые одноклассниками слова-паразиты;
  4. Выработать советы по борьбе с употребление слов-паразитов;
  5. Выпустить памятку «Как избавиться от слов-паразитов»

11. Специализация проекта              

Учебный предмет

12. Тип проекта:  по числу участников

 Личный

13. Срок проведения

 мини – проект – 10 дней

14.  Продукт проекта

Выпустить памятку «Как избавиться от слов-паразитов»

15. Ожидаемый результат

Своей работой я хочу привлечь внимание одноклассников к своей речи и надеюсь, что они будут более внимательны к ней.

16. Вопросы проекта:

1. Узнать что такое слова-паразиты.

2. Как часто и какие слова-паразиты живут в нашей речи.

18. География участников

Учащиеся начальной школы

19. Официальный язык проекта

Русский

20. Краткое содержание  

Я предположила, что большинство учащихся в

своей речи употребляют слова-паразиты и не замечают их. Я думаю, что слова-паразиты характерны для речи людей, которые имеют маленький словарный запас.

21. Практическая значимость работы.

До начала этой исследовательской работы в моей речи звучали лишние слова и я надеюсь, что одноклассники, которые ознакомятся с моей работой, тоже задумаются над своей речью.

Аннотация проекта

В последнее время наша речь изменилась не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас учат русскому языку. А, в  общении с друзьями и одноклассниками, мы используем «другой язык». Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня,  в нашем языке, появились лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Данный проект является первым самостоятельным проектом.  В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.

Постановка проблемы

Тема моего проекта ««Вирусы нашего языка - слова-паразиты».

Речь моих одноклассников поражена неким вирусом – распространением слов-паразитов.  Ни один разговор, никакой праздник, никакая встреча и даже выступления не обходятся без бессмысленных слов – «это», «ну», «так сказать», «в общем», «короче говоря», «это самое», «вот», «как бы», «как его», «типа», «в принципе», «короче» и т. п. Общаясь со своими  сверстниками, я заметила, что многие из них  употребляют в своей речи слова-паразиты. Мне кажется, что если настойчиво и упорно обращать внимание школьников на эту вредную привычку, то ученики станут более внимательно относиться как к своей речи, так и к речи своих друзей.

Целеполагание

Цель моей работы: В ходе исследования определить причины употребления слов-паразитов в речи одноклассников и найти способы устранения слов-паразитов.

Задачи:

1. Узнать, что такое слова-паразиты;

2. Определить в разговоре одноклассников слова-паразиты;

3. Проследить  наиболее употребляемые одноклассниками слова-паразиты;

4. Выработать советы по борьбе с употребление слов-паразитов;

5. Выпустить памятку «Как избавиться от слов-паразитов»

Сроки работы над проектом – 10 дней

Этапы работы над проектом

1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью одноклассников на уроках и вне уроков;

    3. Анализ полученных результатов

    4. Вывод

Методы и приемы:
1. Поисковый.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.

Работа над проектом

В ходе работы над решения проблемы я наметила этапы работы над проектом: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап – сбор и анализ информации

Свою работу я начала с поиска ответа на вопрос, что такое слова-паразиты?

Эти слова мало изучены. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.  Но встретилась с терминами: «лишние слова», «вставные элементы», «сорные слова», «слова-заменители».

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в речи человека. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты…

Слово-паразит – это такое слово, которое прочно закреплено в речи человека и употребляется им для связки предложений.

 Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанных слов, они питаются нашей речью.

Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.

Я думаю, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию.  

Слова-паразиты:

– засоряют речь говорящего;

– затрудняют её пониманию;

– отвлекают внимание от содержания высказывания.

2. Основной этап – наблюдение (метод -- анкетирование)

На данном этапе я надеюсь найти  ответ на главный вопрос работы.

На уроках и на переменах в результате наблюдения я обратила внимание: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся моим одноклассникам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», «а-а-а» пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ребятам трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов.  А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования:

-  была составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи»;

-  проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов»

 В анкетировании и устном опросе принимали участие 25 учащихся 3 и 4 классов.  

 Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

67%- учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;

15%- лишь иногда прибегают к употреблению слов-паразитов в своей речи.  

Только 2 учащихся – 8%  полностью избегают слов-паразитов в разговоре.

На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом.

Ребята считали, что «нужно меньше говорить». Большинство учащихся нашей школы  не замечают слов-паразитов в речи и не знают способов борьбы с ними.  

На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила словарь слов-паразитов.

Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов  в лексиконе учащихся является  «ну» (40,5%); «короче» (39,6%); «блин» (38%), «типа» (23%).

 Частое употребление этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь  трёх учащихся  3 класса, и в ней выделены  слова-паразиты. Из 120 слов –  18 слов-паразитов, что составляет 15 % от общего количества сказанных слов.  

Слова-«паразиты», употребляемые

учащимися 3-4 классов нашей школы

ну – 40,5%

короче – 39,6%

типа – 23%

это – 14,5%

это самое – 14,5%

ваще – 12,2%

чё - 10%

вот – 9,5%

блин- 67%

Я проанализировала слова-паразиты, которые часто употребляют в речи ребят на уроке и во внеурочное время. Вот некоторые из них.

«Слово-паразит»

Причина употребления

Ситуация

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, давай быстрее...

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты крутой да?

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Я... это... забыла дневник.  И .. это... тетрадь тоже..

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Таблица умножения… как ее... надо знать хорошо...как это… иначе не решить пример…

Да ладно!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Да ладно! Не может быть…

3. Заключительный этап

Для того, чтобы начать избавляться от слов-паразитов нужно обратить внимание на свою речь. Если человек регулярно использует слова паразиты, то он:

  1. Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.
  2. Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.
  3. Часто путается в своей же речи.

Если человек приведет свою речь в порядок, то его мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

Можно ли избавиться от вредной привычки употреблять в своей речи слова-паразиты?   В литературе  я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов.  Вот некоторые из них:

  1. Заменяйте слова-паразиты на название фруктов, овощей, цветов.
  2. Не торопитесь говорить. Лучше сначала подумайте о том, что сказать.
  3. Занимайтесь аутотренингом.  Каждое утро говорите  себе: «Я сильный, уверенный  в себе. У меня грамотная, красивая речь. Я могу обходиться без слов-паразитов».
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Попросите своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит.

Рекомендации логопеда:

  1. Найти себе пример и иногда подражать ему.
  2. Работать со скороговорками для улучшения качества речи.
  3. Чтение вслух с выражениями, расстановками и интонациями.
  4. Для увеличения словарного запаса заучивать наизусть стихи и прозу.
  5. Постановка дыхания. При ровном речевом выдохе нет места словам – сорнякам.
  6. Внимательно следите  за своей речью.  Можно записывать свою речь на диктофон, а потом  выявлять свои слова-паразиты.

Эти способы избавления от слов-паразитов я хотела бы порекомендовать моим одноклассникам, призвав их следить за своей речью, обогащать её внимательным чтением художественной литературы. И я думаю, что речь у них станет точной и ясной, богатой и красивой!

После того, как человек очистит свою речь от вирусов в образе слов-паразитов, общение с ним будет гораздо приятнее.

  1. Вывод

В ходе данного исследования было выявлено, что 67% учеников  достаточно часто употребляют  слова-паразиты.  

На основании результатов данного исследования  можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у учеников возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Конечно же, нужно читать  художественную литературу.

Данная исследовательская  работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет  обратить внимание школьников на  бережное отношение к родному языку.  Давайте беречь наш язык!

Список литературы

  1. Энциклопедия Хочу все знать. Про все на свете./Беата Варнхрон-ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»
  2. Интернет-ресурсы
  3. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. juliadar@mail.ru..
  4. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004.
  5. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
  6. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http;//www.svobodanews.ru
  7. Левонтина И.Б., «О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?»// газета «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» - 2004 г. - №15. http://rus.1september.ru/2004/15/1.htm

Приложение

Поиск информации

C:\Users\МБОУ КОШ\Desktop\проект Злата Пучкова\IMG-369f131ed6e556b7f8ccc47910c6b54f-V.jpg               C:\Users\МБОУ КОШ\Desktop\проект Злата Пучкова\IMG-c7012d7d777c8f38bbd25eec06f4a225-V.jpg

Поиск информации в интернете                            Работа со словарями

C:\Users\МБОУ КОШ\Desktop\проект Злата Пучкова\IMG-dc4253a0c32c2813b7359dbaec4d1687-V.jpg

Чтение энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....