конспект к уроку и презентация по русскому языку на тему: "Связь имени прилагательного с именем существительным" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чевтайкина Ангелина Сергеевна

Связь имени прилагательног с именекм существительным 2 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2Б класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Слайд 2

Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем .

Слайд 3

28 февраля. Классная работа.

Слайд 6

Морковь, молоко, яблоко, картофель.

Слайд 7

Имя прилагательное обозначает … И отвечает на вопросы … Прилагательные могут обозначать различные признаки :…

Слайд 8

морковь сладкая

Слайд 9

картофель вкусный

Слайд 10

яблоко румяное

Слайд 11

молоко свежее

Слайд 12

Тема урока: « Связь имени прилагательного с именем существительным».

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Вот крупа, молоко, чашка. Сварилась к завтраку вкусная (кашка)

Слайд 15

Игра «Какие бывают каши?»

Слайд 16

Сладкие, молочные, полезные, жидкие, горячие.

Слайд 17

Игра « Ладошки».

Слайд 18

Хороша кашка, да мала чашка. Щи да каша – пища наша. Кашу маслом не испортишь. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Гречневая каша – матушка наша.

Слайд 19

Сказка «Приключение зёрнышка» « Посадили весной в……………….. землю ………….. зернышко. Появился из зернышка ……………… росточек. Земля , вода и ……………….солнце помогли ему превратиться в ………………колосок, полный ……………. зерен. Осенью колоски собрали и обмолотили — достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно уже сварить …………………………………………кашу.» Тёплую , крохотное, слабенький, ласковое, сильный, новых, вкусную и полезную

Слайд 20

Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Выполнили мы учебную задачу?

Слайд 21

Очень занимательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадёт оно. Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”, Не скажем маме: милая, красивая, любимая. Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало. Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языку

 во 2 – «Б» классе, учитель начальных классов Чевтайкина А.С.

 

ТЕМА УРОКА: «Связь имени прилагательного с именем существительным». 

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить со смысловым значением имён прилагательных, показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Учебные задачи: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:  

  • способность к самооценке и основе критерия успешности учебной деятельности;  
  • развитие этических чувств, доброжелательности,
  • формирование установки на безопасный, здоровый стиль жизни.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):  

  • уметь определять и формировать цель с помощью учителя, сохранять цель и учебные  задачи;  
  • уметь высказывать своё мнение;  
  • формирование умения  планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • ориентироваться в системе знаний;  
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь  других; формирование умения взаимодействовать в парах и группах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  - формирование различать часть речи, определять её место в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, устанавливать связь между прилагательными и существительными.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник по русскому языку (УМК «Школа России» Полякова)  
  2. Карточки с текстом.  
  3. Проектор, компьютер.
  4.  Презентация.  

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока: I.  Организационный  момент. Прозвенел звонок Начинается урок.

Наши ушки на макушке, Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем.

 

  • С каким настроение пришли на урок?  
  • Какие качества  вам  нужно проявить ,  чтобы урок получился интересным?
  • Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения:

                       Пальчики здороваются друг с другом.

           Согреем пальчики.

           Покатать ручку между ладонями.

           Опустили кисти рук и потрясли ими.

  • А теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.
  • Проверьте свою посадку, потому что «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».

 

  1. .Чистописание.  Сегодня будем писать букву К. Дайте характеристику этой буквы.

Напишите строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.  С этой буквы начинается очень вкусное блюдо, о котором будем сегодня говорить.

  1. Актуализация знаний.

1). Работа над словарными словами.(на доске)

-Мы уже говорили, что пища помогает нам сохранить здоровье. Давайте найдём в словаре названия полезных продуктов, в которых есть буква К и запишем их.(Морковь, картофель, яблоко, молоко).

Морковь                  картофель             яблоко

2). Повторение и обобщение знаний, полученных ранее. 

-Какой частью речи являются написанные слова? Докажите. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить.

-Какая часть речи о себе так может сказать? 3). Блиц-опрос. Закончите предложения:

  • Имя прилагательное обозначает ……
  • И отвечает на вопросы……
  • Прилагательные могут обозначать различные признаки:…(цвет, форму, вкус, размер, запах)

4). Поиграем в игру «Кто больше?» К нашим словарным словам подберём как можно больше прилагательных.

морковь      картофель         яблоко сладкая       вкусный            румяное 

-От какой части речи мы ставили вопрос?

-Значит, с какой частью речи связано имя прилагательное?

 

4). Целеполагание.

Какую цель мы перед собой поставим?

(Научиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы детей).

Наша тема звучит: «Связь имени прилагательного с именем существительным».

  1. Работа с учебником.

Откройте учебник  на с. 88 упр.152 (устно)

  1. Физминутка.

Найдите глазами яблоко, морковь, апельсин и т.д.

 

  1. Наблюдение над ролью  имён  прилагательных.

-Отгадайте загадку:  Вот крупа, молоко, чашка.   Сварилась к завтраку вкусная       (каша)

Я предлагаю поговорить о каше. Она научит не только правильно питаться, но и правильно употреблять имена прилагательные, чтобы наша речь была красивой и выразительной.

 

1).Сообщения детей.

Каша – одно из самых старинных блюд. Самые старые среди  каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже 9000 лет. Рисовую кашу – 5000 лет, гречневую – 4000 лет.

Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.При рождении ребёнка варилась «бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».

Врачи советуют  каждый день есть кашу на завтрак. Ведь в крупах, из которых мы варим кашу содержатся витамины В1 и В2, которые помогают вам вырасти сильными, здоровыми, энергичными и сохранить хорошее зрение.

 

2). Работа над прилагательными. Игра «Какие бывают каши?»

Подберите имена прилагательные к слову каша. (Учитель показывает крупу, дети записывают виды каш на доске и в тетрадях).

Игра «Какие бывают каши?». Каши (какие?)  гречневые, пшённые, рисовые, перловые.

А теперь давайте похвалим кашу. Какая часть речи поможет нам?

(на экране слова) сладкие, молочные, полезные, жидкие, горячие.

Будем  подчеркивать  знакомые вам орфограммы.  

-В каком числе стоят существительные? А прилагательные?  

-В русском языке говорят, что существительные и прилагательные согласуются в числе.

 

3). Игра « Ладошки».

Я буду называть прилагательные. Если они подходят  к слову каша, то хлопайте.

Тёплая, вкусная, кудрявая, квадратная, ароматная,  деревянная, синяя, длинная, любимая.

-А почему не хлопали, когда я говорила деревянная каша, длинная каша? Имена существительные связаны с прилагательными по смыслу.

 

4). Работа в группах. Пословицы.

Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Ваша задача - соединить начало и конец пословиц.

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша – пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Гречневая каша – матушка наша.

Назовите пословицу о каше с именем прилагательным? Объясните её смысл. (Она вкусная и питательная,  даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой.)

 

VI. Работа по развитию   речи (работа в парах).

-На карточках записана сказка «Приключение зёрнышка». (Дети читают сказку.)

Но все прилагательные сбежали из этой сказки. Давайте их вернём. Беглецы прячутся под текстом. Впишите нужные по смыслу прилагательные  в сказку.

«Посадили весной в тёплую землю крохотное зернышко. Появился из него слабенький  росточек.  

Земля, вода и ласковое солнце помогли ему превратиться в сильный колосок, полный новых зерен. 

Осенью колоски собрали и обмолотили — достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили  вкусную и полезную кашу» 

 

-Как изменился текст?

-Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

Давайте любить кашу и, когда её дают нам в столовой, всю съедать.

 

VIII . Итог урока.  Рефлексия. Домашнее задание.

1).Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали?  

Выполнили мы учебную задачу?

Очень занимательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.                                          

Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”, Не скажем маме: милая, красивая, любимая.

Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять. 2). Домашнее задание (на выбор):

  • сварить вместе с мамой вашу любимую кашу, а рецепт её приготовления записать в тетрадь

(прилагательные подчеркнуть волнистой линией);

  • в стихотворении о каше вставить пропущенные прилагательные.

 

ВКУСНАЯ КАША  

Маленький Петя с сестрёнкой Наташей,  Кушал за завтраком манную кашу.  Мама в тарелки её разложила,  Кашу молочную очень хвалила:  

Сладкая, пышная с маслицем вкусным.  

Кашу сварить – это тоже искусство!  Чтобы хорошей она получилась,  

Нужно, чтоб в меру она разварилась,  Чтоб молочко было свежим, душистым,  Пахло, чтоб лугом и солнцем лучистым.  Сахар чтоб был удивительно сладким,  Манка насыпана ровно и гладко.  

Манная каша – одно объеденье,  

С мёдом и маслом, с вишнёвым вареньем.  

Каша с добавкой исчезла так быстро!  

Глянула мама – в тарелочках чисто!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 Хороша кашка,                                            

Щи да каша –                                               матушка наша. Кашу маслом                                                не испортишь. Если про кашу не забудешь,                      пища наша.                                                                        здоровым будешь. Сам кашу заварил,                                  сам и расхлёбывай. Гречневая каша –                                       да мала чашка.

 

Приложение 2.

 

 

«Посадили весной в……………….. землю ………….. зернышко. Появился из зернышка ……………… росточек.

Земля, вода и ……………….солнце помогли ему превратиться в ………………колосок, полный ……………. зерен.

Осенью колоски собрали и обмолотили — достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из

крупы можно уже сварить …………………………………………кашу.»

 

 

Тёплую, крохотное, слабенький, ласковое,  сильный,  новых, вкусную и полезную

 

 

Приложение 3.

         

                 Вкусная каша.

……………….. Петя с сестрёнкой Наташей,  Кушал за завтраком ………………… кашу.  

Мама в тарелки её разложила,  

Кашу …………………………. очень хвалила:  

- …………………, …………….. с маслицем ………………...  

Кашу сварить – это тоже искусство!  

Чтобы ………………… она получилась,  

Нужно, чтоб в меру она разварилась,  

Чтоб молочко было ………………, ……………………….,  Пахло, чтоб лугом и солнцем ………………………...  

Сахар чтоб был удивительно ………………….,  Манка насыпана ровно и гладко.  

…………………. каша – одно объеденье,  С мёдом и маслом, с ………………… вареньем.  

Каша с добавкой исчезла так быстро!  Глянула мама – в тарелочках чисто!

 

(маленький, манную, молочную, сладкая, пышная, вкусным, хорошей, свежим, душистым, лучистым, сладким, вишнёвым) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс...

Конспект по русскому языку по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным", 2 класс.

Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России» тема «Связь имени прилагательного с именем существ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о  связи имени прилагательного с именем существительным, значении и употреблении в речи имён прилагательныхЗа...

Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

Презентация поможет научиться правильно писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода....

Конспект урока и презентация по русскому языку по теме "Правописание чк, чн, щн, чт", 2 класс

Данный материал может быть использован на уроке русского языка при изучении темы "Правописание чк, чн, щн, чт"...