Конспект урока по русскому языку, 3 класс, Школа России, тема: "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сорнева Екатерина Алексеевна

Урок по русскому языку по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ur_rus_yaz.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знаком

Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Оборудование: слайды компьютерной презентации, карточки для работы в парах                                                  

I Организационный момент.

       - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Я пришла к вам с хорошим настроением, мне хочется объяснить  вам новую тему, она очень важна для грамотного письма русских людей. Какое у вас настроение? Вы готовы меня слушать? Ваш класс очень дружный, вы умеете работать вместе. Соберите всю силу ума, внимания, ваши знания и у нас всё получится.

   - Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.

II Минутка чистописания.

   - Для минутки чистописания я вам подготовила буквы. Посмотрите на эти  буквы.

                         еёюя

- Что вы о них можете рассказать? ( гласные, хитрые, потому что когда стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

 -  Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

   - А теперь красиво запишем их парами.

III Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова.  Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово?( приставки и суффикса)

- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О,в(во)-с(со); изменяемые ;

А ещё есть приставки,  оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся,  на гласную

IV Мотивация знаний

- Посмотрите на экран.  Образуйте с помощью приставок существительные с  корнем –езд-  .А я запишу ваши слова .

выезд                                                            съезд

переезд                                                        объезд

проезд                                                          въезд

- Как вы думаете, почему я записала, образованные вами слова в два столбика?

- С помощью приставки ПОД - можно образовать слово ПОДЪЕЗД, а с помощью приставки ЗА-: ЗАЕЗД. В какой столбик мне надо записать эти слова?

V Новый материал

1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)

2. РАБОТА В ПАРАХ.

- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)

- Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Разберите эти слова по составу. И скажите, где же в слове пишется разделительный ъ.

объявил                             заявил

разъединил                     соединил

съюлил                             заюлил

съёжился                        поёжился

- Ваши выводы?(ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)

- Почему его назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)

- Посмотрите ,перед какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)

3. Составим схему к нашему открытию.

-Расскажите правило по схеме.

 Сравните с правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130

-Совпадает?

 –Молодцы!

-Так куда запишем наши слова?

VI Физминутка

VII Упражнения для закрепления

1.Давайте ещё поработаем в парах.

Я раздам карточки со словами, а вы найдите лишнее слово.

А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый

Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться

В)Спрыгнул, надрезал,  отбил, объявил

Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил

2.Мин.отдыха по глазным тренажёрам

3.Составление словосочетаний со словами с ъ.

- Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.

1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)

2)Неисправность, недостаток(изъян-изъян в фигуре)

4)Сжаться, скорчиться.(съёжиться-съёжиться от холода)

С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)

VII Рефлексия

-Когда пишется разделительный ъ.?

- Кто доволен своей работай? У кого, что-то не получилось?

-Оцените свою деятельность на уроке.

(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы.

Я всё понял , могу объяснить по схеме.

Я все понял, могу объяснить по схеме, могу объяснить другим)

 IX Дом.задание

1 группа- с.130 упр.265

2 группа- с.131 упр.267

3 группа- составить 3 предложения со словами , содержащими ъ.

X Итог

- В начале урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? Очень хорошо. Спасибо за урок!

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Единственное и множественное число имён прилагательных

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...