Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России». Класс 1.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Материал к уроку обучения грамоте по изучению буквы Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте).

УМК «Школа России». Класс 1.

                                       

Тема урока

«Звук [ж] и буквы Ж, ж».

Тип урока

урок усвоения новых знаний.

Цель:

Создать условия для формирования новых знаний  о звуке [ж] и букве «же».

Задачи урока.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь.

  -  формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

                                                                                                   

 Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                             Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

 Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                               Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                     Познакомить учащихся со звуком [ж]  и  буквами, которые его обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими   буквами                           

Оборудование

  «лента букв»,учебник «Азбука», плакат с буквой Ж, плакат для чтения слогов, презентация к уроку.  

Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по обучению грамотеВ.Г.Горецкий, Н.М.Белянкова М, «Просвещение», 2012г.
  2. Учебник «Азбука», авторы  В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин     М., «Просвещение», 2016г.
  3. Занимательное азбуковедение Москва «Просвещение» 1991г.
  4. Материалы Интернет.

Технологическая карта  урока.

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

       Организационный  этап.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку:  слайд 2.

 Парта- это не кровать.

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Учитель спросит–надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь,

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

 

Проговаривают стихотворение и вспоминают главное правило на уроке.

Регулятивные:

Организация рабочего

 места под

руководством учителя.

Личностные:

Развитие

 самостоятельности.

2

 Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

Физкульт-минутка.

1. По ленте букв проводит фонетическую зарядку с изученными буквами.

2. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей.

Послушайте стихотворение

В.Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется.

Шорох, шептание,

Шумок под окном,

Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

- Вспомните слова, в

которых есть звук [ш].

- Дайте характеристику звуку  [ш].

Учебник стр.23

 Чтение текста «Шум. Машина. Тишина».

Прочитайте текст по строчкам друг другу.

Выборочное чтение.

-Почему проснулась Тишина?

- О чём спросила Тишина у Машины?

- Что ответила Машина?

Звуко-буквенный анализ слова тишина.

-Сколько звуков? Букв? Составим слово из букв разрезной азбуки. (Звук  [ш] всегда твёрдый. Мягкого парного звука не имеет, поэтому, стоящая после Ш букваИ, теряет свою функцию показателя мягкости предшествующего согласного).

Правило ШИ пиши с И!

-Сколько слогов? Какой ударный?

-Какая буква ещё вызывает сомнение? Как проверить? (Тихо).

Послушаем тишину.

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Раз, два, раз, два.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

3.Проводит игру «Доскажи словечко».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот).

Вяжет мама длинный шарф,потомучто сын…(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по…(животикам).

-С какого звука начинаются все слова-отгадки?  [Ж]

-Как жужжит шмель? (ж-ж-ж).

4. На основании предыдущих заданий   организует совместное формулирование темы урока и учебных задач.

Отвечают на вопросы учителя.

Активно  и заинтересованно участвуют в игре.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся делают звуко – буквенный анализ слова тишина.

2 ученика работают у доски для последующей проверки.

выполняют движения, соответствующие считалке с озвучивания учителем

Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

Коммуникативные:

Постановка вопроса .

Познавательные:

Построение речевых высказываний.

Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.  

3

Этап изучения нового материала

Физкульт-минутка.

Учитель объясняет выполнение задания в слышании звуков.

Слайд 3

 -Назовите слова, в которых встречается звук  [Ж].

Учитель организует детейна исследовательскую работу, делит их на три группы

-Как вы думаете, звук [Ж] гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

-Твёрдый или мягкий?

Учитель предлагает детям подвести итог исследований и определить место буквы на ленте бук

-Вставайте с места всякий раз, когда в названии предмета на картинке встретится звук[ж]. Где он находится?

Слайды4-12

Знакомство с новыми буквами.

Это- Ж (же),

А это- К (ка).

Целый жук и полжука.

(А. Шибаев)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!       (С. Маршак).

Учащиеся выполняют упражнение в слышании звуков.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся повторяют правила работы в группах.

Каждая группа получает своё задание.

Каждая группа докладывает свой вывод.

Знакомятся с новыми буквами.

Познавательные.

осознавать звуки, соотношение звуков  и букв,

 речевое поведение какобъекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

 операции анализа,

 синтеза, сравнения, классификации,

обобщения.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

в общей беседе,

выполняя при этом

принятые нормы

речевого поведения,

культуры речи; задавать

 вопросы, слушать

собеседников,

 стремиться сделать

свою речь понятной,

стараться понять мысль

 другого.

Личностные.

помочь учащимся

осознать

социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала,

 ценность

совместной деятельности;  

4.

5.

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель организует первичную проверку материала (чтение слогов, слов с буквой Ж)

 

Учитель  организует диалог с учащимися по слайдам

Слайд 13.

-Сравните звуки  [Ж, Ш]. Чем похожи? Чем отличаются? (парные согласные).

Слайд 14

-Что происходит со звуком[Ж]? (оглушается).

-Почему пишем букву Ж?

ЖИ как ШИ пиши с И!

Слайд 15

-Почему с большой буквы?

ЧК неразлучны, дружат.

Звуко-буквенный разбор слов жмурки, лужа.

Работа по учебнику стр.25.

Организует беседу по иллюстрации на стр.25.

-Чем заняты дети?

-Как они играют?

Организует:

1. чтение в парах.

2.Чтение пословицы с буквой Ж на стр.24.

-Как понимаете смысл пословицы?

3.Составление предложений.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию

Дети выполняют задания в чтении.  

 

Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.

Учащиеся делают звуко – буквенный анализ слов жмурки, лужа.

Отвечают на вопросы

Читают друг другу текст, озаглавливают его.

Постановка детьми вопросов к тексту.

Составляют предложения с каждой парой слов

Много - больше

Далеко - дальше

Высоко - выше

Низко – ниже

Близко – ближе

Дают оценку своей работе.(Смайлики).

Познавательные УУД:

знаково- символическое моделирование

Коммуникативные:

формирование умения

 слушать и слышать.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...