Понятие об окончании и основе слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Суханова Ольга Андреевна

Урок русского языка, 3 класс

Тема:"Понятие об окончании и основе слова" (урок открытия нового знания). Цель: усвоение новых языковых понятий - окончание и основа слова. Задачи: первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_ob_okonchanii_i_osnove_slova.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА

Урок 57 (51).

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:

 – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова

Задачи:

 ‒ первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

4

  1. Вспоминаем то, что знаем

Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы включиться в урок проведём игру «Верите ли вы»

Возьмите листочки на которых напечатана таблица. Переверните их. Под № каждого задания вам нужно поставить или знак «+» - верю, или знак «-», если не верю.

1

2

3

4

5

  1. Верите ли вы, что приставка – это часть слова?
  2. Верите ли вы, что окончание – это часть слова?
  3. Верите ли вы, что приставка пишется раздельно со словом?
  4. Верите ли вы, что корень – это главная часть слова?
  5. Верите ли вы, что окончание входит в основу слова?

Кто смог ответить на все 5 вопросов?

У кого были трудности?        

Поставьте рядом под номером этого задания знак ?.

Почему вам было трудно ответить на вопрос? (Не знаем, что такое основа)

Проверка

Попробуйте сформулировать основной вопрос урока.  1 3 3

(Узнать, что такое окончание слова, основа слова).

Определите тему урока. (Понятие об окончании и основе слова).

Составим план.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Совместное открытие нового знания.

 3 4 3 3

1. Фронтальная работа.

На слайде появляется заготовка предложения.

Мам_ слушает дочк_.

Задание.

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученное предложение. У всех получилось одинаково?

Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

Слайд

– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

(Разные буквы на конце слов мама и дочка.)

Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.)

– А дочка и дочку?

– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.)

– Как называется эта изменяемая часть слова?

Ученики высказывают предположения.

2. Работа с правилом.

– Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила.

Слайд

Вопрос после чтения.

– Как вы поняли, что такое окончание? (То, что у слова меняется.)

– Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова.

– Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.

3. Наблюдение по учебнику. 

Упр. 175.

– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)

Ученики составляют первое предложение: 

Звучит нежная мелодия вальса.

– Прочитайте слова на второй строчке.

– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

– Составьте и запишите предложение.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

– Почему же вы изменяли окончания слов?

– Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

4. Проверьте себя, прочитав вторую часть правила.

Физминутка

 Я буду называть слова. Если это форма одного и того же слова, то хлопаете в ладоши, если однокоренное -, то приседаете. Слово сад

Садовник, в саду,  у сада, садовый, за садом, садик, рассада, посадил.

Всё ли получилось у тебя,   ?

Вернёмся к началу урока (повтор слайда)

Вспомните, какой основной вопрос урока? (Что такое окончание и основа).

А что такое основа? Где об этом можно узнать? (показ словаря Ожегова)

«Толковый словарь» под редакцией С.Ожегова предлагает несколько значений этого слова.

Слайд

 Какое из этих определений подходит к нашему уроку?

– Как вы поняли, что такое основа слова?

– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 3

1.  Первичное закрепление. Работа в учебнике.

1. Упр. 176 и упр. 177 (работа в парах). Выполняются устно по «шагам» в задании.

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках.

Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики.

Прочитайте вывод.

Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?

О чём ещё вы узнали из правила?

Что значит нулевое окончание?

2. Работа по карточкам (разноуровневые задания)

А теперь вам предлагается выполнить задание на карточке по выбору.

Необходимый уровень – карточка жёлтого цвета, повышенный – зелёного, максимальный – розового.

Н

Обозначьте галочкой те слова, в которых верно выделены окончание и основа.

        Берёза,        ветках,        кисти,          бахромой,        серебром,                ,          снегом,        окном.

П

К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее слово из правого столбика, обозначающее его часть. Соедините их. В словах выделите окончание и основу.

голова                ветка

книга                 день

рука                   пуговица

дерево               страница

  кофта            ухо

  неделя             пальцы

М

Вставьте пропущенные буквы.

Выделите в этих словах окончание и основу слова.

Плачет киска в коридор__:

У неё больш____     гор____ -

Зл____    люд_____    бедн_____    киск__

Не дают украсть сосиск_____.

Подведём итог.

Слайд

Вам предлагается игра «Доскажи словечко»

Часть слова, которая изменяется,

____________________  называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы ___________________.

Проверка

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):ыполнить задание по выбору

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

4  4

Рефлексия

Возьмите карточки и заполните их.

Работа с сигнальными карточками: да–нет.

– Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет):

– Окончание – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1)Выполнить задание на карточках.

2) Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.

Деятельность учеников:

 – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

«Понятие об окончании и основе слова»

                                                    ...

Урок "Понятие об окончании и основе слова".

Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...

Понятие об окончании и основе слова.

Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

урок "Понятие об окончании и основе слова"

урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...