Влияние фонем на написание мягкого знака как показателя мягкости согласных
статья по русскому языку (3 класс)

Орехова Елена Петровна

В данной статье рассмотрены более сложные орфографические правила написания мягкого знака в словах для смягчения согласных. Эта тема не до конца представлена в учебниках русског языка начальной школы, поэтому вызывает сложности правописания у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_fonem_na_napisanie_v_russkom_yazyke.docx217.56 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фонем на написание Ь как показателя мягкости согласных

В русском алфавите 33 буквы. Практически все они обозначают какие –либо звуки: гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Особняком стоят две буквы – мягкий знак и твердый знак. Еще с 1 класса мы знаем, что звуков эти буквы не обозначают. А мягкий знак может влиять на звук, стоящий перед ним, он  не может стоять в начале слова и не имеет заглавной буквы.

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК, НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

 ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

 БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК? (Это сделал мягкий знак!)

Значит, мягкий знак – это только буква, а управляют ею фонемы, то есть другие звуки. В своей работе я попробую в этом разобраться.

Мы знаем,  что у мягкого знака два лица, или две роли в русском языке:

  1. Разделительная ( отделять согласный от гласных Е, Ё, Ю, Я, И,  чтобы они не сливались при написании)
  2. Обозначение мягкости согласных на письме.

Очень простое орфографическое правило знаем мы, что мягкость согласных на письме обозначается при помощи мягкого знака.

Мы провели в классе орфографический диктант на правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Взяли следующие слова: корь, борьба,  тумба, свадьба, винтик, рысь, кости, зонтик, мельница,  просьба, тьма, отличное,  грусть, светильник, крестик, письмо, Барбос,  руль, земляничное, нянчить.

После проверки выяснили, что наименьшее количество ошибок, вернее, ни одной, учащиеся не допустили в таких словах, как КОРЬ, РЫСЬ,  РУЛЬ.

А все потому, что сложностей на конце слова нет. Никому не придет в голову написать рыс  или рул, ведь последние  согласные звуки звучат мягко.

Наше правило для данного случая звучит так: мягкость согласных на конце слова обозначается мягким знаком.

Трудности произошли с мягким знаком в середине слова, когда рядом оказались два согласных, потому что мягкий знак там нужен не всегда.

14 учащихся из 23 допустили в этих словах ошибки. Это составляет 60%.

Я сравнила согласные в этих словах и выделила такие пары:

  1. два твердых согласных
  2. один мягкий, другой твердый согласный
  3. два мягких согласных
  1. Одну пару согласных можно отбросить сразу, так как там мягкий знак не нужен – это пара с двумя твердыми согласными, слова ТУМБА, БАРБОС. Никто из учащихся моего класса не допустил ошибки в этих словах.
  2. В словах БОРЬБА, СВАДЬБА, ПРОСЬБА, ТЬМА, ПИСЬМО мягкий знак стоит перед твердым согласным – это сильная позиция для парных фонем по твердости и мягкости. А на письме мягкие фонемы от твердых отличаем, то есть ставим мягкий знак.

    Наше правило звучит так: между мягким и твердым согласным в середине слова пиши мягкий знак.

На это правило 2 учащихся допустили ошибки.

  1. Самое сложная позиция у мягкого знака – это оказаться между двумя мягкими согласными. В таких словах как ВИНТИК, КОСТИ, ЗОНТИК, ГРУСТЬ, КРЕСТИК так и хочется в середине слова написать мягкий знак.

3 учащихся допустили ошибки в этих словах, написали мягкий знак в середине слова.

Это происходит потому,  что следующий согласный звук сам мягкий, он смягчается при помощи гласных фонем или мягкого знака в конце слова. Мы знаем, что у парных фонем по твердости-мягкости сильная позиция-  это твердая позиция. Изменим слова

ВИНТИК- ВИНТ

КОСТИ –КОСТОЧКА

ЗОНТИК-ЗОНТ

КРЕСТИК-КРЕСТ

Второй согласный из мягкого превратился в твердый. И согласный перед ним тоже стал звучать твердо. Значит, в этих словах мягкий знак писать не надо.

Наше правило звучит так:  между двумя мягкими согласными мягкий знак не пишется. Исключение составляет звук [Л]. После него всегда надо писать мягкий знак: МЕЛЬНИЦА, СВЕТИЛЬНИК.

Никто из учащихся не сделал ошибку в этих словах.

По дороге «стук» да «стук» -

Едет крашеный сундук.

Старичок его везет,

На всю улицу орет:

«Отличное! Земляничное!

Прекрасное! Ананасное!

Мороженое!»

Этот старичок –мороженщик с его  «отличным земляничным» мороженым тоже подчиняется правилу.

Наше правило звучит так: в сочетаниях чн, чк, нч, чн мягкий знак не пишется.

Это тоже правило фонемное. Звуки [Ч] и  [Щ] всегда мягкие, это они влияют своей мягкостью на твердых соседей  [Н] и [К]. А мы уже знаем, что чужую мягкость на письме обозначать не надо. Получается «масло масляное».

Есть и исключения у этого «фонемного правила». В слове НЯНЧИТЬ [Н] на самом деле мягкий звук. Проверяем – НЯНЬКА. Но таких слов в русском языке мало, поэтому условились: в сочетаниях нч, нщ мягкий знак не писать. Самое большое  количество ошибок допустили учащиеся в этом слове – 22 человека.

Приложение 2

Анализ сделанных ошибок в словах с мягким знаком в середине слова

14, или 60% учащихся из 23 допустили ошибки на правописание мягкого знака в середине слова, между двумя согласными

Из них :

8% - ошибка в написании мягкого знака между твердым и мягким согласными

13% - ошибка в написании мягкого знака между двумя мягкими согласными

39% - ошибка в написании мягкого знака в слове – исключении нянчить.

Список литературы:

1. Ширшова Ю.В. Орфография в загадках. // Начальная школа – 2001 – №2.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.

3. Морозова С.Л. Её величество – орфография. Игровое пособие по правописанию для начальных классов. М.: Финансы и статистика, 1997.

4. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа – 1997. - №4.

5.https://orfogrammka.ru/правила_русской_орфографии_и_пунктуации_лопатин/разделительные_ъ_и_ь/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова.

Конспект логопедического занятия Мягкий знак на конце слова...