Наша речь. Наш язык. урок
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Горева Оксана Владимировна

Описание презентации. Наша речь. наш язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._nasha_rech_i_nash_yazyk.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Наша речь и наш язык

Организационный момент

Сегодня, ребята, миллионы мальчишек и девчонок отправляются в увлекательное путешествие по стране Знаний. Школьный звонок приглашает Вас на урок русского языка.

   Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

И. С. Тургенев

 Как вы понимаете высказывание русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева? ПАУЗА

 Почему писатель называет русский язык кладом?

ПАУЗА

Почему мы начали урок с этого высказывания?

ПАУЗА

  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

И. С. Тургенев

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете высказывание великого русского писателя И.С. Тургенева?

Почему писатель называет русский язык кладом?

Почему мы начали урок с этого высказывания?

Изучение материала. Тема: Язык

Наш сегодняшний урок будет посвящен русскому языку….

Язык возник очень давно, так как людям необходимо было что-то сказать друг другу. С помощью языка люди общаются между собой, обмениваются мыслями, выражают свои чувства и даже думают.  А еще с помощью языка мы познаем окружающий нас мир, узнаем много нового и интересного.

Значит язык – это средство человеческого общения.

Язык нам необходим для общения друг с другом и как средство познания окружающего мира.

Наша речь и наш язык

ситуации общения

дети с книгами

Язык – это средство человеческого общения

Функции языка: общение между людьми, средство познания окружающего мира

Язык – слово многозначное. Значит, оно имеет несколько значений:

  1. Язык – это средство человеческого общения, способность говорить, выражая свои мысли.

Мы говорим с тобой на одном языке.

  1. Язык –  предмет изучения или преподавания.

В школе мы изучаем русский язык.

  1. Язык  - пленный, захваченный для получения нужных сведений.

Во время войны разведчики захватили в плен языка.

  1. Язык -  мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в общении.

Врач сказал больному: «Покажите язык».

Картинки ..+ примеры

Чистописание

Чистописание: пропишите строчную букву я и ее соединения ( я, яя, яlя) … Пауза

Запишем слова «як» и «Ян»

Як – русское название тибетского быка….

Ян – мужское имя, распространено в Польше и Латвии, Литве Беларуси.  Во многих языках существует синоним этого имени: в русском – Иван,  в германии – Йоханн,  в Швеции и Норвегии – Юханнес.

Чистописание

 я, яя, яlя

як    Ян

Каждый народ имеет свой родной язык. Русский язык – язык русского народа. Это один из славянских языков. К славянским языкам относятся белорусский и украинский языки.  А почему каждый народ имеет свой язык?  Давайте послушаем библейскую историю…

Славянские языки: русский, белорусский, украинский.

Дополнительный материал. Библейская притча

Вавилонская башня

Это было давным-давно, когда все люди говорили на одном языке. И захотели люди, чтобы память о них жила в веках. И решили они построить башню до самого неба. Очень дружно взялись люди за работу: одни глину месили, другие кирпичи лепили, третьи их обжигали, кто-то их на гору носил… А на верху люди стояли, из этих кирпичей башню складывали. Не один год строилась башня, поэтому вокруг ее люди построили дома, посадили деревья. И рядом с башней вырос город. И очень горды были они своим твореньем.  Господь  посмотрел с небес на город и башню, которые строили люди  и сказал: "Вот, один народ и один у всех язык.., и не отстанут они от того, что задумали делать.»

      И Господь смешал язык людей, так что они перестали понимать друг друга и не могли продолжать строительства башни. А это место стало называться "Вавилон", то есть "смешение".

Вопросы для обсуждения:

  1. Для чего люди решили выстроить башню? Пауза
  2. Как шло строительство башни? Пауза
  3. Почему люди не смогли достроить башню? Пауза
  4. Как эта история связана с темой урока? Пауза

Библейская история

«Вавилонская башня»

Картинки по тексту

Вопросы для обсуждения:

  1. Для чего люди решили выстроить башню?
  2. Как шло строительство башни?
  3. Почему люди не смогли достроить башню?
  4. Как эта история связана с темой урока?

Закрепление материала

Выполните задание.

Продолжите предложение:

Люди, которые живут в России разговаривают на …(русском). языке,  в Белоруссии - …(на белорусском языке), в Англии - …(на английском языке), в Германии - …(на немецком языке), во Франции -… (на французском языке) .

Продолжите предложение:

Люди, которые живут в России  разговаривают на …. языке,  в Белоруссии - …, в Англии - …, в Германии - …, во Франции -…   .

По мере ответов нажимаем «далее» и появляется правильный ответ. 

Изучение материала. Тема: Речь. Чем отличается язык от речи.

Давайте  рассмотрим, чем же отличается язык от речи.

Речь – способность человека выражать свои мысли словами.

Мы часто слышим и произносим слова

русский язык, русская речь, но, не задумываемся над тем, в чём различие этих понятий. Давайте попробуем разобраться.

Представьте, что когда вам нужно что-нибудь сказать или написать, то вы заходите в огромное хранилище, где много полочек. На одних полочках хранятся имена существительные, имена прилагательные, глаголы. На других полочках – части слова: корни, приставки, суффиксы, окончания.

На следующих полочках хранятся звуки, из которых мы строим слова. Вот это хранилище и будет языком.

Тогда что же такое речь?

Перед вами картинка. Вам нужно рассказать товарищу, что на ней изображено.  Для этого необходимо зайти  в хранилище и взять существительное и глагол. Тогда мы сможем сказать: Солнце проснулось. А если подойдем еще  к полке с суффиксами, то скажем: Солнышко проснулось.

То, что мы сказали – это и будет речью.

Значит огромное хранилище  - это и есть язык, а использование запасов этого хранилища – это речь.

Язык и речь

Речь – способность человека выражать свои мысли словами.

Проиллюстрировать текст

Восход солнца

Солнце проснулось

Солнышко проснулось.

язык =картинка хранилища

речь=слова 

Физкультминутка

Наше солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Лучи-ручки развело

И за облачко зашло

Речь бывает устной и письменной.

Устная речь – это та речь, которую мы слышим и произносим. Слово «устная» образовалось от слова уста – губы.

Письменная речь – это речь написанная  буквами и другими знаками. Письменную речь мы читаем и пишем.

Еще можно выделить внутреннюю речь или речь про себя. Мы ее используем, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя

Скажите, для чего нужна речь в нашей жизни? ПАУЗА

Что имеют в виду, когда произносят словосочетание хорошая речь?

ПАУЗА

Подберите и запишите прилагательные к словосочетанию хорошая речь Ответы детей

Хорошая речь – это… (логичная, правильная, точная, выразительная).

Скажите, для чего нужна речь в нашей жизни?

Что имеют в виду, когда произносят словосочетание хорошая речь? (Ответы детей.)

Хорошая речь – это…

правильная

быстрая

точная

выразительная

сбивчивая

логичная

тихая

грубая

Развиваем свою речь

Каждый человек должен стараться говорить и писать правильно. Запомните, как пишется слово

. Запишите его. Запомните, как правильно произносится

Картинка говорящих детей

Закрепление материала

Прочитайте пословицы.

  •  Какова голова, такова и речь.
  •  Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
  •  Хорошая речь слаще меда.
  •  Видна птица по перьям, а человек - по речам.

  • Что  объединяет пословицы? ПАУЗА
  • Как вы понимаете эти высказывания? ПАУЗА
  • Как речь помогает человеку в жизни? ПАУЗА
  • Запишите понравившуюся вам пословицу. ПАУЗА

Какова голова, такова и речь.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Хорошая речь слаще меда.

Видна птица по перьям, а человек - по речам.

Вопросы можно озвучить или вывести на экран.

Правила вежливости.

Есть ли на свете чудеса? Конечно, есть. И их может сотворить каждый. Только нужно знать волшебные слова.

Какие волшебные слова вы говорите, когда приветствуете друг друга? ПАУЗА

Слова приветствия: здравствуйте, добрый день, доброе утро.

А когда прощаетесь, то необходимо сказать … ПАУЗА

Слова прощания: до свидания, прощайте, всего хорошего. ПАУЗА

Выражаем свою благодарность словами…

Слова благодарности: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры. ПАУЗА

Слова приветствия (картинка приветствия)

Здравствуйте, добрый день, доброе утро.

Слова прощания (картинка прощания)

До свидания, прощайте, всего хорошего.

Слова  благодарности (картинка)

Спасибо, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.

Развиваем свою речь

Запомните, как пишется волшебное слово «пожалуйста».

Слово «пожалуйста» мы произносим, когда просим что-то у человека и хотим от него получить желаемый результат. Прибавляя к просьбе «пожалуйста», мы во много раз увеличиваем вероятность того, что просьба будет услышана.

Закрепление материала. Правила вежливости

Давайте заглянем в наш уголок вежливости и вспомним, при каких ситуациях какие волшебные слова нужно говорить

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» ПАУЗА

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» ПАУЗА

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»ПАУЗА

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»ПАУЗА

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»ПАУЗА

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»ПАУЗА

(Браво!)

зегадки и картинки вывести на экран

Закрепление материала

 Подберите со второго столбика продолжение к пословицам. ПАУЗА

  •  Слово не воробей,  вылетит — не поймаешь.
  • Сначала подумай, потом говори.
  •  По речам узнают человека.
  •  Видна птица по перьям, а человек - по речам.
  • Меньше говори - больше дела твори.

Подберите со второго столбика продолжение к пословицам.

  •  Слово не воробей,... (вылетит — не поймаешь).
  • Сначала подумай…(потом говори)
  •  По речам узнают... (человека).
  •  Видна птица по перьям, а человек -... (по речам).
  • Меньше говори - …(больше дела твори).

Ответы детей

Итог урока

Сегодня на уроке мы вспомнили,  что язык – это средство человеческого общения, а речь - способность человека выражать свои мысли словами.

 Наша речь должна быть выразительная, правильная, логичная.  А сделать ее такой нам поможет изучение русского языка.

Так же не забывайте, что

Есть волшебные слова, 
Они все двери открывают, 
И говорим мы их не зря, 
Они нам в жизни помогают.

Рефлексия.

Давайте расскажем друг другу о сегодняшнем уроке, используя волшебные слова:

Продолжите фразу:

Спасибо, ….(мне урок очень понравился).

Благодарю, … (было очень интересно).

Пожалуйста,… (рассказывайте нам больше интересных историй).

К сожалению, … (я скучал на уроке).

Продолжите фразу:

Спасибо, … .

Благодарю, … .

Пожалуйста,….

К сожалению, … .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша речь. Наш язык. презентация

Презентация к уроку русского языка по теме Наша речь. Наш язык....

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Урок по русскому языка "Наша речь. Виды речи."

разработка конспектов уроков...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Наша речь.Виды речи."

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Наша речь.Виды речи."...

Презентация к уроку "Наша речь и язык" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: актуализация знаний обучающихся об особенностях русскоо языка и видах речевой деятельности....