Главные вкладки

    Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Приходько Маргарита Сергеевна

    Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомятся со словами - предметами и словами - действиями, а так же учатся различать их и составлять схемы предложений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе

    Тема урока: «Слова-предметы. Слова-действия.»

    Класс: 1

    Учитель:  Приходько М. С.

    Программа: «Перспективная начальная школа»

    Тип урока: урок изучения нового учебного материала

    Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

    Планируемые результаты образования:

    предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении; 

    метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

    регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку;  ставят  цели.

    познавательные –  анализируют и соотносят  различные языковые явления, подводят  языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

    коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции   партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

    вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

    личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют  достижение  цели;

    Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, Н, А, Чуракова;

                                          тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс.

                                          компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки со  

                                          словами для групповой работы.

    Структура урока:

    I. Организационное начало урока.

    II. Мотивация и целеполагание

    III. Основной этап.

          IV. Подведение итогов. Рефлексия

    Технологии:

    • проблемно-диалоговая,
    • формирования универсальных учебных действий,
    • оценки достижения планируемых образовательных результатов
    • ИКТ

    Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

    Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, гимнастики для глаз, чередование видов деятельности.

    Ход урока

    I.Организационное начало урока

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Стали ровно,

     Повернулись, поздоровались,

    На меня все посмотрели.

    Тихо сели.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно!

    II.Мотивация. Целеполагание.

    Слайд 1:

    Интрига урока:

     Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-покой)  так и не хочет, чтобы в  волшебном лесу был  гомон и шум и поэтому она   заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

    - Чтобы  помочь ребятам спасти  деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания,  которые приготовили Асырк и Торк.

    - Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям. 

    Слайд 2:

               Работа в парах.

    Задания:

    Разделите слова на 2 группы.

    Работа в парах.

    Читают слова, делят их на 2 группы по каким-либо признакам, на основе чего определяют тему урока и ставят цель.

    собака              лает

    сорока            трещит

    картина          висит

    вода                 кипит

    Определите тему урока

    По выполненному заданию сформулируйте тему урока.

    Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом – помощником. (Повторить)

    - Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Учиться различать, узнать, научиться составлять)

    Тема: «Слова- названия предмета,

    слова – название действия».

    Цели:

    1. Учиться различать слова-предметы и слова – действия при помощи вопросов.
    2. Узнать как схематически обозначаются эти слова.
    3. Научиться составлять схемы предложений при помощи новых моделей.

    Цели появляются  на экране.

    III. Основной этап.

    - А теперь разделите слова-предметы на две группы.  

    КТО?                 ЧТО?

                                                               собака                вода

      сорока              картина

    - Что вы можете сказать об этих словах-предметах?                 

    - Слова-предметы могут быть живыми и неживыми.

    -Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?

    -На какие  вопросы  отвечают слова-предметы, которые вы назвали «живыми» и «неживыми»? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?)

    Слайд 6:

    Справка Летучей мыши:

     «Живые» слова- предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а  «неживые» - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?

    Слайд 7:

    Орфографическая  минутка: 

    - Каждый, работающий в паре возьмёт 2 слова из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем орфограммы. Слева от слова раскрасьте кружок  в нужный цвет.

    Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых кружок  раскрашен красным.

    Выбирают 2  слова, раскрашивают круг

     (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный).

    Подчеркивают орфограммы.

    Самопроверка:  фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

    - Закончите рисование шарика в зависимости от правильности выполненной вами работы: заканчивают рисование шарика:

    • нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
    • 1 ош. – хвостик,
    • более 1 ош – ничего.

               - Поднимите руку, у кого шарик  получился.

    Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной и в этом слове 2 слога.

    Физминутка.

    Игра на внимание и на закрепление новых знаний.

    Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

    мышь – кто?         прыгает – что делает?

    кузнечик, самолет, плывет, дождь, летит,  бежит, окно, рисует.

    Слайд 8:

    Фронтальная работа:

    -Асырк и Торк  никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше предложение и просят составить схему.

    Ёж    сопит.  – схема составляется, как в «Азбуке».                                   .

    Асырк и Торк  пердлагают ребятам какую-то новую модель.

     Что же она может обозначать?

    (-Это модель предложения, т.к. первый  прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в  конце стоит точка.»

    Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто?  Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает? )

    -Проверим правильно ли догадались.

    Слайд 9:

    Справка Летучей мыши:

    Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

    Работа в тетради:

    - Образуйте из слов этих двух групп  смысловые пары. Задавайте вопросы.

    собака                                     лает

    сорока                                    трещит

    картина     что делает?         висит

    вода                                        кипит

    - Составьте из данных слов 2 предложения:

     1-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

    2-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

    - Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

    (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

    - Давайте запишем первое получившееся предложение и  нарисуем модель.

    -Откройте  тетради для самостоятельной работы  на стр. 6

    Прочитаем 1 задание.

    Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

    Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

    Как обозначим на схеме?

    Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

    Как обозначим?

    Гимнастика для глаз.

    Закрепление новых знаний.

     

    - Анишит-Йокоп   решила усложнить  спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

    -Прочитайте задание № 2.

    - Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте  круг и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу –зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

    -Выполните это задание самостоятельно.

     Взаимопроверка в парах (Меняются тетрадями. 1 ученик  у доски, остальные проверяют.

    - Оцените выполненную самостоятельно работу.

    • нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
    • 1 ош. – хвостик
    • более 1 ош – ничего

    -Прочитаем задание 3 (Дополните  предложение к рисунку по схеме).

    -Какое слово можно добавить? Это слово- предмет или слово-признак? Докажите.

    -Составьте предложение.

    - Запишем это предложение с комментированием.

    VI.Итог урока. Рефлексия

    -А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

    - Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

    Слайд 10.

    -Молодцы! Вы замечательно  справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно  помогали  Мише и Маше.

    - Как вы оцените свою работу на уроке при помощи фонариков:

    • Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый
    • мне немного было не понятно, но я старался –желтый,
    • я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

    Всем  спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Лает вода висит собака кипит сорока картина трещит Разделите слова на 2 группы.

    Слайд 3

    вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Проверка

    Слайд 4

    Слова-предметы, слова-действия

    Слайд 5

    Разделите слова-предметы на 2 группы. Что вы можете сказать о них? вода собака сорока картина

    Слайд 6

    собака вода сорока картина Кто? Что?

    Слайд 7

    «Живые» слова- предметы называются одушевлёнными и отвечают на вопрос кто? , «Неживые» - неодушевлёнными . Они отвечают на вопрос что?

    Слайд 8

    собака вода картина Орфографическая минутка с о бака в о да к а ртина сорока с о рока

    Слайд 9

    Ёж сопит .

    Слайд 10

    вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Составьте предложения

    Слайд 11

    Главное слово- предмет – кто ? или что? Слово-действие - что делает?

    Слайд 12

    Мне все было понятно, я хорошо работал Мне немного было понятно, но я старался Я ничего не понял, мне нужна помощь

    Слайд 13

    Спасибо за помощь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

    Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

    Презентация к уроку русского языка: "Состав слова" 3 класс

    Презентация к уроку русского языка: "Состав слова"...

    Презентация к уроку русского языка "Состав слова" - 3 класс

    Презентация к уроку русского языка "Состав слова". На уроке в игровой форме дети знакомятся с 3 частями слова (приставкой, суффиксом, окончанием) и на основе наблюдений делают выводы, формулируют прав...

    Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

    Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

    Презентация к уроку русского языка "Сложные слова" 3 класс

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе " Сложные слова", знакомство с образованием слов при помощи сложения двух корней....

    Презентация к уроку русского языка "Состав слова" 3 класс

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Состав слова"...

    Презентация к уроку русского языка. "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

    Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей....