Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомятся со словами - предметами и словами - действиями, а так же учатся различать их и составлять схемы предложений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: «Слова-предметы. Слова-действия.»
Класс: 1
Учитель: Приходько М. С.
Программа: «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют достижение цели;
Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, Н, А, Чуракова;
тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс.
компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки со
словами для групповой работы.
Структура урока:
I. Организационное начало урока.
II. Мотивация и целеполагание
III. Основной этап.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Технологии:
- проблемно-диалоговая,
- формирования универсальных учебных действий,
- оценки достижения планируемых образовательных результатов
- ИКТ
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, гимнастики для глаз, чередование видов деятельности.
Ход урока
I.Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно,
Повернулись, поздоровались,
На меня все посмотрели.
Тихо сели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II.Мотивация. Целеполагание.
Слайд 1:
Интрига урока:
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
- Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Асырк и Торк.
- Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
Слайд 2:
Работа в парах.
Задания:
Разделите слова на 2 группы.
Работа в парах.
Читают слова, делят их на 2 группы по каким-либо признакам, на основе чего определяют тему урока и ставят цель.
собака лает
сорока трещит
картина висит
вода кипит
Определите тему урока
По выполненному заданию сформулируйте тему урока.
Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом – помощником. (Повторить)
- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Учиться различать, узнать, научиться составлять)
Тема: «Слова- названия предмета,
слова – название действия».
Цели:
- Учиться различать слова-предметы и слова – действия при помощи вопросов.
- Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- Научиться составлять схемы предложений при помощи новых моделей.
Цели появляются на экране.
III. Основной этап.
- А теперь разделите слова-предметы на две группы.
КТО? ЧТО?
собака вода
сорока картина
- Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
- Слова-предметы могут быть живыми и неживыми.
-Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?
-На какие вопросы отвечают слова-предметы, которые вы назвали «живыми» и «неживыми»? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?)
Слайд 6:
Справка Летучей мыши:
«Живые» слова- предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?
Слайд 7:
Орфографическая минутка:
- Каждый, работающий в паре возьмёт 2 слова из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем орфограммы. Слева от слова раскрасьте кружок в нужный цвет.
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых кружок раскрашен красным.
Выбирают 2 слова, раскрашивают круг
(могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный).
Подчеркивают орфограммы.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
- Закончите рисование шарика в зависимости от правильности выполненной вами работы: заканчивают рисование шарика:
- нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
- 1 ош. – хвостик,
- более 1 ош – ничего.
- Поднимите руку, у кого шарик получился.
Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной и в этом слове 2 слога.
Физминутка.
Игра на внимание и на закрепление новых знаний.
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
мышь – кто? прыгает – что делает?
кузнечик, самолет, плывет, дождь, летит, бежит, окно, рисует.
Слайд 8:
Фронтальная работа:
-Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше предложение и просят составить схему.
Ёж сопит. – схема составляется, как в «Азбуке». .
Асырк и Торк пердлагают ребятам какую-то новую модель.
Что же она может обозначать?
(-Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка.»
Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто? Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает? )
-Проверим правильно ли догадались.
Слайд 9:
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
Работа в тетради:
- Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары. Задавайте вопросы.
собака лает
сорока трещит
картина что делает? висит
вода кипит
- Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
- Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
-Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
Как обозначим?
Гимнастика для глаз.
Закрепление новых знаний.
- Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
-Прочитайте задание № 2.
- Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте круг и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу –зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
-Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
- Оцените выполненную самостоятельно работу.
- нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
- 1 ош. – хвостик
- более 1 ош – ничего
-Прочитаем задание 3 (Дополните предложение к рисунку по схеме).
-Какое слово можно добавить? Это слово- предмет или слово-признак? Докажите.
-Составьте предложение.
- Запишем это предложение с комментированием.
VI.Итог урока. Рефлексия
-А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Слайд 10.
-Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
- Как вы оцените свою работу на уроке при помощи фонариков:
- Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый
- мне немного было не понятно, но я старался –желтый,
- я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.
Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лает вода висит собака кипит сорока картина трещит Разделите слова на 2 группы.
вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Проверка
Слова-предметы, слова-действия
Разделите слова-предметы на 2 группы. Что вы можете сказать о них? вода собака сорока картина
собака вода сорока картина Кто? Что?
«Живые» слова- предметы называются одушевлёнными и отвечают на вопрос кто? , «Неживые» - неодушевлёнными . Они отвечают на вопрос что?
собака вода картина Орфографическая минутка с о бака в о да к а ртина сорока с о рока
Ёж сопит .
вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Составьте предложения
Главное слово- предмет – кто ? или что? Слово-действие - что делает?
Мне все было понятно, я хорошо работал Мне немного было понятно, но я старался Я ничего не понял, мне нужна помощь
Спасибо за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Презентация к уроку русского языка: "Состав слова" 3 класс
Презентация к уроку русского языка: "Состав слова"...
Презентация к уроку русского языка "Состав слова" - 3 класс
Презентация к уроку русского языка "Состав слова". На уроке в игровой форме дети знакомятся с 3 частями слова (приставкой, суффиксом, окончанием) и на основе наблюдений делают выводы, формулируют прав...
Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....
Презентация к уроку русского языка "Сложные слова" 3 класс
Презентация к уроку русского языка в 3 классе " Сложные слова", знакомство с образованием слов при помощи сложения двух корней....
Презентация к уроку русского языка "Состав слова" 3 класс
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Состав слова"...
Презентация к уроку русского языка "Неизменяемые слова" 2 класс
Предлагаю вашему вниманию презентацию, разработанную для открытого урока русского языка "Неизменяемые слова", 2 класс по программе "Начальная школа XXI век".В данной презента...