Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Красникова Арина Игоревна

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 1-2

Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Планируемые результаты

предметные: 

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

- личностные: 

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

Словесный: Слово учителя

Словесный: учебный диалог

10 мин

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3)

- Как называется новый учебник? (Русский язык.)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

На доске кроссворд

- Отгадайте загадки, Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда.

1. В белом поле по дороге

МЧИТСЯ КОНЬ МОЙ ОДНОНОГИЙ.

И на много-много лет

Оставляет он свой след.

(Ручка)

2. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мед.)

3. Новый дом несу в руке,

дверцы дома _— на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Учебники.)

4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)

Ключевое слово: речь

- Прочитайте ключевое слово. (Речь.)

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

Знакомиться с учебником

Отвечать на вопросы

Отгадывать загадки

Заполнять кроссворд

Объяснять, для чего нужна речь

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: строить речевые высказывания в устной форме

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Словесный: слово учителя

5 мин

- Предположите, чему будет посвящен первый раздел.

- Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и

устную речь.)

Работать по учебнику

Участвовать в учебном диалоге

Слушать речь учителя

Определять тему и цель урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Физкультминутка

1 мин

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку,

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через 200!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией

Практический: работа по упражнению

Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания

15 мин

- Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?»

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

На доске рисунки:

1. Девочка поёт в микрофон.

2. Зрители в зрительном зале.

3. Дедушка читает газету.

4. Учительница пишет на доске.

На доске таблички:

 

- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками.

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь

про себя?

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом


Строить речевые высказывания

Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского

Высказывать свое мнение



Работать с рисунками и с карточками

Участвовать в учебном диалоге

Читать сведения

Делать правильные выводы

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

        

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

5.

Самостоятельная работа

6 мин

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

Самостоятельно выполнять задания

Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

6.

Итог урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока

Отвечать на вопросы по изученной теме

Высказывать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

7.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...

Знакомство с учебником "Русский язык". Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 класс.

Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России....

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык...