I и II спряжение глаголов настоящего времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прокофьева Елена Александровна

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику В.П.Канакиной. ("Школа России")  Тема: "l и ll спряжение глаголов настоящего времени".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  I и II спряжение глаголов настоящего времени

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с понятием «спряжение» и личных окончаниях глаголов I и II спряжения, познакомить обучающихся, как определять спряжения глаголов по личным ударным окончаниям.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка, уважительное отношение к мнению собеседника, способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: 

  • регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль);
  • коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, умение работать в паре, группе);
  • познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе работы с текстом);

Воспитывать у обучающиеся интерес к уроку русского языка, способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

ХОД УРОКА

Мотивация

Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в начале урока.

Я так оценила себя.

-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.

- Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. А кто такие исследователи?

А вот что говорится в толковом словаре С. И. Ожегова.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

Вот сегодня мы на уроке будем исследователями, а что будем исследовать вы  узнаете в ходе урока. И так, исследования проходят в какой-то лаборатории, вот наша лаборатория — это класс. Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наша с вами рабочая тетрадь.

Напоминается посадка при письме и положение тетради.

-Откройте научный дневник и запишите дату исследования и место проведения работы.

2) Минутка чистописания

         Двадцать девятое марта.

                  Классная  работа.

А сейчас давайте познакомимся с планом нашего урока.

Сначала наши гости и я восхитимся знаниями, которые у вас имеются.

- Что для этого надо сделать? (Выполнить привычное задание, показать, что умеем делать)

- Какие задания выполнить? (На повторение)

Потом попробуем ответить на главный вопрос сегодняшнего урока.

- Что это значит? (Познакомиться с новой темой)

Затем потренируем мозги.

- Это как? (Выполним новые задания)

И наконец, положим в тайники нашей памяти кое-что ценное.

- ?????? (То, что мы узнаем на сегодняшнем уроке)

Ребята на доске карточки. Соберите предложение.

                                            Наука в лес не ведёт, а из леса выводит.

-Прочтите что получилось. Что это?  (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

Запишите пословицу в тетрадь с красной строки, красиво и аккуратно, соблюдая правила каллиграфического письма.

2. Актуализация знаний (работа в парах), сортировка.

У вас на партах лежат карточки, на которых написаны слова.

Понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, рассказывает, строю, поливаем, растите, бежать.

- Прочитайте. Что общего у слов? (Это глаголы настоящего времени)

- Распределите данные глаголы по группам, используя различные признаки.

- Прочитайте какие группы у вас получились, какие признаки вы использовали? (ед. и мн. число; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)

- Что вы еще знаете о глаголах? (Изменяются по лицам и числам, спрягаются)

3. Постановка цели урока.

- Назовите глаголы, которые встретились в пословице, которую мы записали.

- Выделите окончания у глаголов?

- В каком числе и лице они употреблены? (3 лицо, ед.число)

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе?

- Как вы думаете почему? (Не знаем)

-А если мы чего-то не знаем, то значит …… (Надо узнать)

- Определите цель урока. (Узнать от чего зависят личные окончания глаголов настоящего времени)

4. Открытие нового знания.

Работа в группах

Проспрягать глаголы в тетради, выделить окончания (обратите внимание (помощь), личные окончания глаголов даны на доске), результаты исследования записать в маршрутные листы:

идти

Число

Лицо

Окончание

Ед.ч.

1-е лицо(я)

2-е лицо (ты)

3-е лицо (он, она, оно)

Мн.ч.

1-е лицо (мы)

2-е лицо (вы)

3-е лицо (они)

идти, шалить, бежать, расти, петь

Вывешиваем результаты на доску.

-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили?

1. В первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, Е, И.

3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.

Выводы

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы.

- А кто догадается как будем называть эти группы глаголов?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка - напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.

- Эта схема-опора будет помогать вам на уроках русского языка.

- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?

(Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)

Давайте убедимся правы ли мы. Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте сведения о языке.

5.Физминутка

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте-2р.

Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку

Глубоко теперь вдохните, сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите и опять писать начните.

6. Первичное закрепление

- Следующий пункт нашего плана? (Потренироваться)

- Упр.181 (в парах), устно с проговариванием во внешней речи.

- Либо по вариантам проспрягать слова верну и спешу. Взаимопроверка по эталону.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Распределить данные слова в 2 столбика в зависимости от спряжения, окончания выделите.

Играет, летит, слушает, гуляет, вертите, говорят, мычит, рычит, держит, стучат, лежишь, нырнёте, зовут, растёшь.

8. Рефлексия.

- Какую цель ставили? (Узнать от чего зависят личные окончания глаголов настоящего времени)

- Что нового узнали о спряжении глаголов? (Глаголы бывают 1 и 2 спряжения)

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?

Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в конце урока.

Я так оценила себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени (презентация).

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"....

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени. 4 класс. Конспект урока.

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класс УМК "Школа России" по теме: "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"...

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...

Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"

В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....