Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Тихонова Наталья Евгеньевна

    Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 01._frazeologizmy.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме:

    "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи"

    Цели.

    1. Углублять знания по фразеологии – разделу науки о языке.
    2. Учить детей употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения.
    3. Привлекать учащихся с активной познавательной деятельности для расширения их лексического запаса.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания.

    Работа с рисунками, на которых изображены свободные словосочетания: ходить по струнке, жить на ножах, прикусить язык и т.п.

    – Почему вам стало весело, когда вы рассматривали их?

    Учащиеся объясняют, что лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, отдельные слова в нем теряют свою самостоятельность.

    – Кто мог так нарисовать?

    (Дети, не знающие фразеологизмов; иностранцы, не знакомые с фразеологией русского языка, производящие дословный перевод.)

    2. Сообщение темы и цели урока.

    – Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Фразеологию.

    К каждой букве слова ФРАЗЕОЛОГИЯ назовите фразеологизм и объясните его значение.

    Варианты ответов.

    Ф – Фома неверующий (человек, склонный не верить на слово кому-либо или чему-либо, прежде чем не убедится сам);

    – филькина грамота (невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ).

    Р – раз-два и обчелся (так мало, что можно пересчитать);

    – раз плюнуть (очень просто, не составляет труда сделать).

    А – ахиллесова пята (уязвимое место, слабая сторона);

    – альфа и омега (основа всего, самая значительная).

    З – зарубить на носу (твердо запомнить);

    – засучив рукава работать (много и усердно, не жалея сил).

    Е – ездить верхом на ком-то (угнетать, издеваться, использовать в своих интересах);

    – ешь (пей) не хочу (всего вдоволь).

    О – обводить вокруг пальца кого-то (ловко, искусно обманывать);

    – один к одному (один лучше другого).

    Л – легок на помине (приходит как раз тогда, когда о нем думают, говорят, вспоминают);

    – ломать голову над чем-то (напряженно думать, стараясь понять что-то сложное).

    Г – гоняться за двумя зайцами (стремиться выполнить сразу два разных дела);

    – гол как сокол (крайне беден).

    И – играть в бирюльки (заниматься пустяками);

    – иголке негде упасть (очень тесно, многолюдно).

    Я – яблоко раздора (причина ссоры);

    – язык подвешен (хорошо умеет говорить).

    Так как эта работа достаточно объемная, можно предложить сильным учащимся заранее подобрать фразеологизмы на эти буквы, в случае затруднения обратиться к “Школьному фразеологическому словарю русского языка” (Сост. В.П. Жуков, А.В. Жуков).

    В качестве примера в классе можно называть лишь один фразеологизм на каждую букву.

    – Почему возникают в языке фразеологизмы, несмотря на то, что их значения можно выразить отдельными словами?

    3. Из данных фразеологизмов выбрать те, которые имеют литературную основу:

    Кот наплакал; а Васька слушает да ест (И.Крылов); остались кожа да кости; а воз и ныне там (И.Крылов); ни на йоту (Евангелие от Матфея:5,18); ни в какие ворота не лезет; остаться у разбитого корыта (А.Пушкин); ахиллесова пята (греч. мифология); а ларчик просто открывался (И.Крылов).

    4. Фразеологический зоопарк.

    – Угадайте, о каком животном идет речь. Составьте предложения с этими фразеологическими оборотами.

    чувствовать себя как … в воде
    … отпущения
    денег … не клюют
    … скребут на душе
    … слезы
    … на ухо наступил
    делать из … …
    живут как … с …

    (рыба)
    (козел)
    (куры)
    (кошки)
    (крокодиловы)
    (медведь)
    (муха, слон)
    (кошка с собакой)

    5. Игра “Кто больше?”

    Подбор к слову синонима-фразеологизма.

    Мало – кот наплакал; капля в море; по пальцам пересчитать; раз-два и обчелся; с гулькин нос.

    Быстро – на всех парах (парусах); во весь дух; сломя голову; во всю прыть; во все лопатки; во весь опор, со всех ног.

    6. Подбор синонимичных и антонимичных пар к фразеологизмам.

    1. Два сапога – пара (один другого не лучше).
      Синонимы: одного поля ягода; одним миром мазаны; на один покрой; на одну колодку.
      Антоним: как небо и земля (полная противоположность).
    2. Хоть отбавляй (слишком много).
      Синонимы: хоть пруд пруди; куры не клюют; как из рога изобилия; вагон и маленькая тележка.
      Антоним: хоть шаром покати.

    Вывод. К фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синонимы и антонимы.

    7. Тест.

    1) Найти фразеологизм.

    1 вариант.

    А) спрятать нос
    Б) вытереть нос
    В) повесить нос
    Г) лечить нос

    2 вариант.

    А) оставить надолго
    Б) оставить с носом
    В) оставить в классе
    Г) оставить с сестрой

    3 вариант.

    А) показать руки
    Б) надеть на руки
    В) вымыть руки
    Г) умыть руки

    2) С каким из слов может сочетаться фразеологизм.

    1 вариант. С пеной у рта

    А) думать
    Б) уходить
    В) ожидать
    Г) доказывать

    2 вариант. До последней капли крови

    А) подниматься
    Б) защищаться
    В) ударяться
    Г) стремиться

    3 вариант. На птичьих правах

    А) временно
    Б) постоянно
    В) немедленно
    Г) моментально

    3) Подобрать синоним к фразеологизму.

    1 вариант. Держать ухо востро

    А) глядеть в обо
    Б) держать язык за зубами
    В) вставлять палки в колеса
    Г) наступать на пятки

    2 вариант. Бабушка надвое сказала

    А) седьмая вода на киселе
    Б) втирать очки
    В) пятое колесо в телеге
    Г) вилами по воде писано

    3 вариант. Два сапога – пара

    А) как на подбор
    Б) один к одному
    В) тютелька в тютельку
    Г) один на один

    4) Подобрать антоним к фразеологизму.

    1 вариант. Бить баклуши

    А) работать
    Б) бездельничать
    В) обидеть
    Г) надоедать

    2 вариант. Засучив рукава

    А) упорно
    Б) усердно
    В) прилежно
    Г) спустя рукава

    3 вариант. За тридевять земель

    А) рукой подать
    Б) только его и видели
    В) как ветром сдуло
    Г) одна нога здесь, другая там

    8. Задание на дом.

    Вспомнить как можно больше фразеологизмов о каком-либо животном. Составить предложения, указать, каким членом предложения является фразеологизм.

    Сильным. Написать рассказ или стихотворение, в котором дается объяснение значения одного из фразеологизмов.

    9. Итоги урока.

    – Чем различаются фразеологизмы и свободные словосочетания?

    – Можно ли рассказать о чем-то только с помощью фразеологизмов? Почему?

    – С какой целью используются фразеологизмы в речи?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме:Знаки препинаия в предложениях с прямой речью

    Урок построен по технологии проблемного обучения.  В  обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групп...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

        Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

    Урок русского языка на тему "Обобщение знаний о местоимении как части речи"

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о местоимении как части речи". Образовательная система "Школа 2100"...

    Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100

    Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100...

    урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"

    Тема урока: Значение  фразеологизмов.  Цели  урока:1.     Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...

    Презентация к уроку русского языка на тему "Характеристика предложения и слова как части речи" 4 класс

    Разработка презентации по русскому языку четвертого класса. Тема презентации "Характеристика предложения и разбор слова как части речи". К учебнику 4 класса. Программа "Перспективная на...