Правописание гласных в ударных и безударных слогах
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Покусова Маргарита Евгеньевна

Конспект первого урока по теме: "Правописание  гласных  в  ударных  и  безударных  слогах"  для 1 класса по программе "Школа России". Цель урока сформировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание  гласных  в  ударных  и  безударных  слогах.

Цель: сформировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова, оценивать свою работу.

                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко  светит  солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось  маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть трудности на уроке. Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если вы будете работать дружно и сообща.

  1. Словарная работа.

Запишите число, классная работа.

Сейчас мы будем с вами писать словарные слова с красной строки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть гласную.

Пальто, весело, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня.

  1. Актуализация знаний.

(на доске 2 столбика слов)

Оса – осы

Скала – скалы

Стрела – стрелы

Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (Обозначают безударные гласные звуки)

Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? ( Обозначают ударные гласные звуки)

Сравните написание этих букв. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?

Как вы думаете, слова, какого столбика будут проверочными, а какого проверяемыми? Какие слова называют проверочными? Какие слова называют проверчемыми?

(На доске записаны слова)

 Змея, волна, грибы, трава, мосты, поля.

Прочитайте слова. Выберите среди них те, написание которых нужно проверять.

( На доке записаны предложения)

Живёт в л.су л.са.  Летит за мёдом пч.ла.  С.стра несёт в.дро в.ды.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Как  проверить безударный гласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным). В лесу – лес,  лиса – лисы, пчела – пчёлы,  сестра – сёстры, ведро – вёдра,  вода – воды.

Сегодня у нас гость. Вы узнали его? ( Незнайка)

Прочитайте предложение.  Лиса гуляла в ( лису) и заметила там ( лису).

Как вы думаете, о чём задумался Незнайка?

Что ему надо знать о безударных гласных  звуках, чтобы верно обозначать их буквами?

Памятка

1.Найди « опасное место» в слове.

2.Поставь ударение.

3.Измени слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

На доске  запись звуковой  схемы: (лиса), т.е.то как мы слышим. Две картинки – с изображением лисы и леса.

Составь  буквенную запись слов. ( Леса, лиса). Объясните.

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Продолжаем изучать тему правописание гласных в ударных и безударных слогах).

  1. Физкультминутка.

  1. Работа по учебнику.

Упр. 13 с. 69.

Прочитайте  группы слов. Объясните их значение. Что вы  заметили? ( У каждой группы есть общая часть).

Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова. Прочитайте последнее задание,  выполните его самостоятельно.

Упр. 14 с.69.

Прочитайте загадку.

Найдите слова с выделенными буквами. Что вы можете о них сказать? Почему их нужно проверять?

Как проверить безударный гласный? Подберите к проверяемым словам  проверочные. Запишите в тетради.

Назовите отгадку к загадке  из предыдущего упражнения. ( Заяц). Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите количество слогов.Поставьте ударение.

Послушайте четверостишие:

Едет зайка на трамвае.

Едет зайка, рассуждает:

Если я купил билет, Кто я – заяц или нет?

Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

Убить двух зайцев.  ( Одновременно выполнять два дела)

Заячья душа. ( О трусливом, робком человеке)

В каком ещё значении употребляется слово заяц? ( Пассажир, не имеющий билета)

Упр. 15 с. 70 ( 1 часть)

Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Что такое проверочное слово? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? ( Чтобы проверить, какой буквой  обозначить безударный гласный  звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный  звук стал ударным: сова – совы.

Дети делают вывод: безударный гласный звук « а» можно обозначить на письме буквами « о» или « а».

Какое сейчас время года? Назовите признаки весны.

Незнайка вместе с детьми написал предложение, но допустил ошибки. Давайте поможем Незнайке исправить ошибки.

Грач на гаре – висна на дваре.   (Предложение заранее составлено на доске). Исправление ошибок.

  1. Рефлексия.

Чем занимались на уроке?

 Какие слова называются проверочными?

 Какие слова называют проверяемыми?

Вам понравился урок?

Всем большое спасибо. Урок окончен.