Статья " Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Ларина Ирина Георгиевна

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx177.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Составитель Ларина И.Г.

 Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе 

           Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.                                                                                                                                                                                                                                             Еще  одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе. -

C:\Users\Александр\Desktop\1544327.jpg

Проблема воспитания способности детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

  Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия. Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Лингвинию или яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других педагогов и родителей учащихся. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Малыши гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями

C:\Users\Александр\Desktop\1544323.jpg

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии  психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

C:\Users\Александр\Desktop\1544326.jpg

Рассмотрим один из видов интеллектуально-развивающих игр - игры со словами и буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровку слов по определенному правилу, расшифровку слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т. п.

C:\Users\Александр\Desktop\mini_2.jpgВ игре принимают участие двое или группа играющих. В начале игры произвольно подбирают слово, состоящее из определенного количества букв. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Как правило, используются только имена существительные нарицательные в единственном числе, в именительном падеже. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов. Однако часто учитывают и оригинальность слов, и количество букв в них. Например, если играют четверо, слово, найденное одним участником, оценивается в три очка, двумя -- в 2 очка, тремя -- в одно очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова: СЕЛО, ЛОВ, РОВ, ВОР, СЕВ, ВЕС, ВЕСЛО.

СОСТАВЬ СЛОВО

На карточках, изготовленных из плотного картона размером 2x2, написаны буквы. Их должно быть такое количество: А -- 12 шт., Б -- 8, В -- 16, Г -- 6, Д -- 6, Е -- 8, Ж - 3,3 - 3, И -- 8, И - 2, К - 8, Л - 8, М - 8, Н-8,0 - 10, П - 6, Р - 8, С - 8, Т - 6, У - 5, Ф - 2, X -2, Ц-- 2, Ч - 4, Ш - 5, Щ - 2, Н - 3, Ь - 2, Ъ - 2, Э -- 3, Ю -- 3, Я -- 6. Итого -- 184 карточки.

Играть могут от 2 до 6 человек. Карточки перетасовать, положить на стол буквами вниз и развернуть большим кольцом. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники игры стараются из положенных в кругу букв составить какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами: А, Л, С, М, Ь, О. Из этих букв можно составить слова МОЛ, ЛОМ, САЛО, ЛОСЬ, СОЛЬ, СМОЛА и др.

Тот, кто первым назовет слово, забирает себе все нужные для его составления буквы и кладет перед собой составленное из них слово так, чтобы всем играющим оно было хорошо видно. Может случиться, что двое играющих одновременно подберут подходящие слова, которые были уже кем-то составлены раньше. Этого делать нельзя.

Когда из оставшихся в кругу открытых букв нового слова придумать нельзя, играющие вновь открывают по одной букве и кладут их внутрь круга рядом с теми, которые уже находятся в нем, чтобы составлять новые слова. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше карточек.

ШИФРОВАЛЬЩИКИ

Играют все: одни выступают в роли шифровальщика, другие - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможные варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв (гласных или согласных). Отгадчик должен отгадать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Словесный бой

В эту игру лучше играть вчетвером или вшестером, но можно и вдвоем. Каждый участник игры предварительно вычерчивает себе на листе бумаги квадрат 6x6 клеток.

Участники игры по очереди называют какие-нибудь буквы (всякий раз по одной). Каждый игрок записывает названную букву, чтобы из этих букв составить возможно больше слов, которые читались бы в строчках квадрата (слева направо) и в колонках (сверху вниз). Когда буква названа, каждый должен записать ее в одной из клеток своего квадрата, где ему это удобно. Названную букву менять на другую уже нельзя. Следующую букву можно называть лишь после того, как предыдущая будет всеми записана. Буквы называются до тех пор, пока не будут заполнены все карточки квадрата.

Когда все квадраты будут заполнены, определяют, кто больше составил слов. Заранее делается оговорка, какие части речи учитываются.

Очки подсчитываются следующим образом: слово из 2 букв - 2 очка, из 3 - 4 очка, из 4 - 6 очков, из 5 - 8 очков, из 6 - 10 очков.

Короткие слова, входящие в состав более длинного слова, не учитываются. В строчке или колонке могут оказаться и два слова, одно за другим. Важно лишь, чтобы буквы одного слова не входили в состав другого.

ЗАГАДКИ НА ТЕМУ "ОВОЩИ"

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицу. C:\Users\Александр\Desktop\ebe48f6808f544a1a66e8332ed34fb8d.jpg

(морковь)

Красная девица родилась в темнице,

 Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут... (морковку)

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (лук)

Закутан ребенок в сорок пеленок. (капуста)

Крута да гладка, откусишь - сладка,

 Засела крепко на грядке... (репка)

И зелен, и густ на грядке куст, покопай немножко, под кустом... (картошка)

Кругленькие братцы в домике ютятся,

В домике зеленом им совсем неплохо,

Варят их в бульоне и зовут ...(горохом)

КРОССВОРДИНА

Для игры можно использовать карточки с буквами и звездочками из игры "Составь слово". Играющие (2--4 человека) раскладывают на столе карточки буквами вниз и перемешивают их. После этого карточки раздают поровну всем играющим. Каждый играющий кладет их у себя по алфавиту буквами вверх.

Ниже мы приводим игровые задания, в которых играющим предстоит не только расшифровать слова, но также выбрать из расшифрованной группы слов лишние. Например: аалтерк (тарелка), кожал (ложка), шкаач (чашка), дмоичеа (чемодан). Лишние слово -- чемодан.

ниавд, соетт, слот, лексор,

(диван, тесто, стол, кресло),

жаарб, тяха, амшани,

(баржа, яхта, машина, лодка),

ыйвле, йовубл, иийнс, мылай

(левый, буйвол, синий, малый)

атсен, тевонкр, ракыш, коон

(стена, конверт, крыша, окно)

саивл, реох, шраук, шрауг

(слива, орех, шкура, груша)

снируко, едулжко, мниско, ртаника

(рисунок, желудок, снимок, картина)

нозиб, фелетон, абрез, грит

(бизон, телефон, зебра, тигр)

СЛОВЕСНОЕ ЛОТО

Для игры изготовить карточки с такими, например, слогами: ба-бо-би, ва-ви-во-вы, га-ги-го-гу, да-ди-до-ду, жа-же-жи, за-зи-зо, ка-ки-ко-ку, ла-ли-ло-ы, ма-ми-мо-мы-мя, на-ни-но-ны, пи-по-пы-пя-па, ра-ре-ри-ро-ры-ря, са-си-со-сы, та-ти-то-ты, фа, ха, ца, ча-чи, ша-ши, иш.

Нужны также 6--8 карточек с изображением звездочек и большие (контрольные) карты по числу играющих (4x6 клеток), на которые каждый будет накладывать составленные им слова.

Играют от двух до шести человек.

Карточки со слогами потасовать и по 8--12 штук раздать участникам игры. Оставшиеся карточки положить на стол стопкой буквами вниз. Играющие раскладывают перед собой полученные карточки лицевой стороной вверх (в 1 или 2 ряда).

Ведущий снимает со стопки верхнюю карточку и громко читает слог, написанный на ней. Каждый играющий старается как можно скорее найти среди своих карточек такой слог, который вместе с названием образует какое-либо слово (имя существительное в именительном падеже).

Например, ведущий назвал слог ши. Приставляя к нему другие слоги, играющие могут образовать слова: ши-на, ши-пы, мы-ши и др. Тому, кто первый назовет подходящее слово, ведущий отдает свою карточку. Составленное слово нужно выложить на своей контрольной карте. После этого ведущий открывает следующую карточку, и игра продолжается. Если названный слог никем не может быть использован для составления слова, то карточка откладывается в сторону. Звездочка, изображенная на карточке, заменяет любой слог. Поэтому тот, кому попадается такая карточка, оказывается в преимущественном положении.

Побеждает в игре тот, кто раньше заполнит свою контрольную карту составленными словами (или соответствующую часть карты по числу маленьких карточек). Начинающий составляет из своих карточек слово и кладет его на столе (по вертикали или горизонтали). Следующий за ним игрок подбирает любое слово, в котором имеется одна из букв, входящих в состав ранее составленного слова, и выкладывает его так, чтобы при пересечении слов эти буквы совпадали.

Все подбираемые слова должны быть именами существительными нарицательными, в единственном числе, именительном падеже. Складывание слов и букв с другими буквами или словами не допускается. Если при составлении слова у очередного играющего недостает буквы, а в выстроенном слове имеется карточка со звездочкой, играющий имеет право взять звездочку себе, поставив на ее место нужную букву, а звездочку использовать как недостающую букву при составлении новых слов.

Выигравшим считается тот, кто первым израсходует все свои карточки с буквами. Если к концу игры у каждого останется несколько карточек, из которых уже нельзя составить слово, выигравшим считается тот, у кого их осталось меньше.

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Игра заключается в нахождении цепочки слов, соединяющих два ключевых слова, причем каждое слово цепочки получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Выигрывает тот; чья цепочка короче.

Например: коза за разное число ходов превращается в других животных:

коза-ноза-нола-нолк-волк

коза-лоза-луза-лулп-яипа-лиса

коза-кора-кара-фара-фарс-барс

Итог

        Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У малышей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах. Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения. Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов.

Список использованной литературы

 Репкин В. В. Контроль в учебной деятельности школьников. М. 1982. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989.

Деятельностный метод как способ формирования единого образовательного пространства. Тамбов, 2005.

 Инновации в начальном обучении. Тамбов, 1996.

Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. М . 2003..Настольная книга учителя начальных классов. М. 2004.

 Квач В. В. Понимание в процессе овладения детьми знаковыми системами, или Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте.// Начальная школа, 2007, №5.

Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах.// Начальная школа,2007, № 7.

Тяжелова М. Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка. // Начальная школа, 2007, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С помощью тренингов-игр можно формировать определенные учебные умения и навыки, и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешно...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....