Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_nov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Класс: 3 «В».

Количество обучающихся: 26 человек.

Дата проведения: 18 марта 2016 год.

Учитель: Летягина Анна Владимировна.

Тема «Неопределённая форма глагола».

Цель: организация деятельности обучающихся, по ознакомлению с понятием «неопределённая форма глагола» и её особенностями.

Задачи:

-формировать понятие «неопределенная форма глагола»;

-развивать умение отличать неопределённую форму глагола от других;

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-формировать умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

-создавать условия для развития навыков совместной работы и стремиться к взаимопониманию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, экран, компьютер, презентация к уроку, магниты, таблички со словами, сигнальные карточки для рефлексии.

Педагогические технологии: проблемное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие икт, педагогика сотрудничества.

                                          Ход урока.

1 Организационный момент. (Слайд 1)

Всем ребятам дан звонок,

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.

              Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

              Будем отвечать активно,

              Хорошо себя вести,

              Чтобы гости дорогие

              Захотели вновь прийти!   Садитесь.

Минутка чистописания.

-Ребята, то из вас напомнит нам, как правильно работать в тетрадях?

Я тетрадь свою открою          (Слайд 2)

И с наклоном положу.

Я, от вас, друзья не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Откроим тетради, запишем 18 марта, классная работа. Пропишите буквосочетания  ть, ти, чь  до конца строчки. Старайтесь писать правильно, красиво, аккуратно. Почему мы сегодня работаем с этими буквосочетаниями, узнаем на уроке.

2 Актуализация изученного о глаголе с элементами проверки домашнего задания.

а) Беседа по вопросам. 

-Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (О глаголе).

   - Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи)  (СЛАЙД 3)

   - Что обозначает глагол? (Действие предмета).

   - Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние).

   - Как изменяются глаголы? (По числам, лицам, временам. В прошедшем времени ещё по родам).

   - Какая часть слова помогает определить прошедшее время глагола? (Суффикс л)

   - Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно).

б) Дома вы выполняли упр. 8, на с 119.

    - Перечислите, из данного упражнения, глаголы в прошедшем времени. (Стрелял, кричал, шагал, продирался, не знал, выбился, вышел)

    -Какой суффикс помог определить прошедшее время глагола. (л).

   - Назовите глаголы в настоящем времени. (Не отвечает, идёт, молчит, не воют, глядит).

   - Глаголы какого времени отсутствуют в тексте? (Будущего).

3 Постановка проблемы.

 Самостоятельная работа. (Упр. 368)

 - Прочитайте текст. Выпишите глаголы в столбик. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс л. Если возникли затруднения при определении времени и числа поставьте рядом с глаголом ? .

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Сверьте с доской.

садились – прош. вр., мн. ч.            (Слайд 4)

читали – прош.вр., мн.ч.

читать - ?

перелистывать -?

плакал – прош. вр., ед.ч.

приходилось – прош. вр., ?

вставать -?

закутывать -?

благодарил –прош. вр., ед. ч.

лизал – прош. вр., ед. ч.

засыпал – прош. вр. ед. ч.              (Слайд 5)

- Ребята, у каких глаголов не смогли определить время и число. Почему? (Не знаем).                                              (Слайд 6)

- Как вы думаете, какая будет цель деятельности нашего урока? (Узнать, что это за глаголы у которых не определить ни время, ни число).

4 Поиск решения.

1) Наблюдение по учебнику.

а) Прочитайте про себя текст к упр. 369.  (Слайд 7)  Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующее лицо и когда происходит действие? (Нет).

- Выпишите глаголы в столбик, рядом запишите вопросы.(1 ряд по цепочке у доски, остальные в тетрадях).

читать (что делать?)

знать (что делать?)

думать (что делать?)

понимать (что делать?)

чувствовать (что делать?)

- Что общего, кроме вопроса, у этих глаголов? (Оканчиваются на ть)

- Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет).

б) -А сейчас поработаем самостоятельно. Упр. 370.    (Слайд 8)             Запишем, что обычно любят делать мальчики и девочки. Девочки пишут о том. что они любят, а мальчики о том, что любят они. (Один мальчик и одна девочка работают у доски)

Мальчики любят (что делать?) бегать, строить, …

Девочки любят (что делать?) шить, вязать, …

Коллективная проверка.

в)- Ребята, давайте понаблюдаем за глаголами из упр. 371.

-Прочитайте столбики слов.

- Что объединяет эти глаголы? ( Вопросы (что делать?) и  (что сделать?))

- Почему глаголы записаны в три столбика? (1 оканчивается на ть, 2- на ти, 3- на чь)

-Какое название вы бы дали глаголам, у которых нельзя определить ни время, ни число? (Неопределённые) (Слайд 9)

- Прочитайте из задания к упр.371, какое ещё название можно дать этим глаголам? (Глаголы в начальной форме). Оказывается такие глаголы имеют три названия 1- глаголы в начальной форме, 2- глаголы в неопределённой форме, 3- инфинитив.    (Слайд 10)

Вывод по наблюдениям:  что у них общего? ( Эти глаголы отвечают на вопросы (что делать?), (что сделать?) У них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на ть, ти, чь.

2) Работа с текстовым определением в рамке (с.122). (Слайд 11)

а) Давайте сравним свой вывод с авторским текстом.(Чтение текста в оранжевой рамке)

б) После чтения.

- Сколько частей в этом тексте? (5)

-На какой вопрос отвечает каждая часть? ( 1 На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? 2 Как по другому называются эти глаголы? 3 Почему такая форма глагола называется неопределённой? 4 На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? 5 Какие глагольные суффиксы стоят перед ть?)

- Ребята, в начале урока мы с вами работали с буквосочетаниями ть, ти, чь теперь вы сможете ответить почему? Давайте графически обозначим какими частями слова они являются у глаголов в неопределённой форме. (ть, ти формообразующие суффиксы, чь часть корня).

-Ребята, откройте учебник на с.120. Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 12) Как вы думаете , почему такой рисунок выбрал художник? (Облако, которое на подносе держит Афанасий, тоже неопределённой формы: оно не круглое, не квадратное и не вытянутое …)

    Подвижная физминутка.    (Слайд13)

5 Развитие учебно-языковых и орфографических умений.

а) Первичное закрепление работа у доски.     (Слайд 14)

-Ребята, образуйте от данных глаголов (люблю, бежит, ухожу, пеку) глаголы в неопределённой форме. Запишите их в два столбика: 1- (что делать?) не законченное действие,  2 – (что сделать?) законченное действие. Выполняют самостоятельно (2 ряд по цепочке у доски). Коллективная проверка, сверяем с доской.               (что делать?)                                   (что сделать?)

                                    любить                                                 полюбить

                                    бежать                                                  пробежать

                                    уходить                                                уйти

                                     печь                                                      испечь

 Выделите формообразующие суффиксы глаголов в неопределённой форме.(3 ряд по цепочке у доски) Какие ещё есть суффиксы? Обозначьте их самостоятельно.

б) Закрепление работа в парах по карточкам.   (Слайд 15)

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте  задание, обсудите в парах и выполните самостоятельно.

Карточка. Запишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределённой формы.

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.

- Прочитайте полученный текст.  (Слайд 16)

- О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу.)

6 Итог урока.         (Слайд  17, 18, 19)

- О чём говорят у глаголов суффиксы ть, ти? (Это глаголы в неопределённой форме).

-На что ещё могут оканчиваться глаголы в неопределённой форме? (На чь).

- По каким признакам можно найти глаголы в неопределённой форме? (По вопросам и суффиксам)

7 Рефлекия  (Слайд 20)

 Оцени свою работу на уроке, используя сигнальные карточки:

Зелёная – Было интересно, легко на уроке, во всём разобрался.

Жёлтая – Иногда были трудности, сомнения.

Красная – Не разобрался в теме, ещё нужна помощь.

8 Д/з.  Упр. 2(с 128); правило (с.122)  (Слайд 21, 22)

Все услышали звонок? Наш закончился урок! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"

Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка. Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения.

Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей. Цель урока:  Диагностика успешности ученика на уроке. Тема изучается ...

Конспект урока русского языка Тема: Глагол.

Цель деятельности учителя: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом....

Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...