Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Зенина Ирина Семёновна
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Планета знаний», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе проектно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

                                           

Проект

   «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Проектирование  урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки»

на основе проектно-творческой деятельности

Участники рабочей группы:

Горбенко Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ

«СОШ № 12» Вахитовского района г. Казани

Ильясова Любовь Павловна,  учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ № 12» Вахитовского района г. Казани

Зенина Ирина Семёновна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 12» Вахитовского района г. Казани

Научный руководитель:

                  Замалетдинова   Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМЦПКиППРО

 Проектная работа допущена к защите

                                                                                  Дата 17.06. 2016 г.

Казань – 2016                                  

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Планета знаний», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе проектно-творческой деятельности.

Актуальность.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено ФГОС НОО   как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Мы, учителя, должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение.   Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией: умение добывать информацию; осмысливать ее и преобразовывать; извлекать из нее необходимые знания; применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Информационная культура личности - это одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в современном обществе. Анализ ФГОС НОО и примерной   ООП НОО, показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования, непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности. Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п.  

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

           Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено    на формирование представления учащихся об отраслях экономики, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

      Считаем, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования,   занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.

Основная часть.

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Парные звонкие и глухие согласные звуки», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, направленного на формирование представления учащихся о парных согласных звуках, позволяющего совершенствовать умение правильно писать слова с данной орфограммой

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных результатов обучения, а также методические рекомендации по разработке технологической карты урока в рамках реализации проектно-творческой деятельности;
  2. Определить результаты изучения темы «Парные звонкие и глухие согласные звуки» в 1 классе на основе требований  ФГОС НОО  в рамках проектно-творческой деятельности, содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Планета знаний» по учебнику Андриановой Т.М., Илюхиной В.А.«Русский язык» 1 класс;
  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

Цель урока: формирование представления учащихся о парных звонких и глухих согласных звуках

Задачи урока:

- показать, что согласные звуки бывают парными по звонкости и глухости;

- способствовать развитию умений сравнивать пары слов, называть звуки, которыми они различаются, определять буквы,  которые обозначают парные звонкие и глухие согласные, давать характеристику звукам, обозначенным выделенными буквами;

- совершенствовать умение правильно писать слова (молоко, молочко, молочный суп)

          б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

 На изучение данной темы отводится 2 часа.

в) Ресурсы:

- книгопечатная продукция - Андрианова Т.М., Илюхина В.А.«Русский язык» 1 класс,

 Москва:  АСТ: Астрель, 2015 г.;

          - печатные пособия – рабочая тетрадь для учащихся;

- ИКС – электронное приложение к учебнику; презентация к уроку;

-ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемые результаты.

Предметные:

  • - научатся: различать звонкие и глухие согласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные звуки, определять, правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки и дифференцировать их;

- получат возможность научиться: подбирать проверочные слова на правописание парных согласных.

Метапредметные:

познавательные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

коммуникативные – выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

регулятивные – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Личностные:  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

  •  

Место и роль темы в курсе.

На изучение русского языка в 1 классе отводится  50 часов в год (2 полугодие)

На изучение данной темы отводится 2 часа,  осуществляется связь с предшествующим материалом «Согласные звуки» и последующим материалом «непарные звонкие и глухие согласные звуки».

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала

 Этап I. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Графический диктант с целью постановки учебной задачи.  

Формируются УУД  - Познавательные: умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   строить  речевое высказывание в устной форме.

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Этап  II. Постановка учебной задачи. Наблюдение

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания.

Этап  III. Изучение нового материала. Работа по учебнику

          Формируются УУД -    Регулятивные: принимать и ставить цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания, овладение навыками смыслового чтения научного текста.

Этап  IV. Первичное закрепление. Работа с лентой букв. Составление канона

Формируются УУД - Регулятивные: овладевают способами поисковой и творческой деятельности.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания, овладение навыками смыслового чтения научного текста.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Этап  V. Включение нового знания в систему знаний.

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Этап  VI. Повторение

Формируются УУД - Регулятивные: умение планировать, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: общеучебные –структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, с использование различного источника поиска для выполнения учебного задания.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Этап  VII. Итог урока. Рефлексия

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Познавательные:  общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Тип урока – открытие нового знания.

Условные обозначения УУД:

познавательные - ПУУД;

коммуникативные - КУУД;

регулятивные – РУУД;

личностные – ЛУУД.

Технологическая карта урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

I.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Слайд

Слова на карточках

Организует работу в рабочей тетради

Проводит графический диктант

Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы.

Выполняют графический диктант, письменные задания

Фронтальная


Строчные буквы л, м, я

-Прочитайте буквы. Что вы о них можете рассказать? Назовите сходные элементы.

-Проговорите алгоритм написания каждой буквы. Запишите буквы далее на строке.

Лимон, яма

-Прочитайте слова.

- Запишите слова по образцу. Сравните вашу запись с образцом. Кто успешно справился с заданием?

ПУУД

РУУД

II.

Постановка учебной задачи. Наблюдение

Слайд

Читает стихотворение. Задаёт вопросы

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы

-барабанит, барабанит

-повторение звука [б]

-удары будут звучать не звонко, а глухо

-п-п-п

-звук [б] произносится с голосом, а звук  [п] -без голоса

- Глухие

- Звонкие

-«Звонкие и глухие согласные»

- Будем учиться узнавать и различать звонкие и глухие согласные звуки

Фронтальная

Чтение стихотворения А.Барто.

«Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд,

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд»

-Услышали ли вы бой барабана?

-А в каких словах это особенно слышно?

-Повторением какого звука передаётся барабанный бой?

-Ещё раз ударим в барабан: б-б-б

-звонко бьёт наш барабан, и помогает ему звонкий звук [б]

-Но дальше случилось вот что:

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

-Изменятся ли удары барабана?

-Будут ли они звучать звонко?

-Попробуйте изобразить их

-Сравните звуки [б] и [п]

-Что заметили?

-Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят из шума?

-Как называются согласные, которые произносятся с участием голоса?

-Назовите тему нашего урока.

-Как вы думаете, чему будем учиться?

ПУУД

РУУД

III.

IV.

Изучение нового материала. Работа по учебнику

1.« Рассели парные согласные»

2.Работа по учебнику. Упражнение 2

Упражнение 3

Физминутка

Знакомство со словарным словом

Первичное закрепление.

Работа с лентой букв

Составление канона

 Слайд

 

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Организует работу по учебнику

Организует работу в парах

Показывает рисунок грифа.

-Что означает слово «грифы»?

-Что означает слово «рубежи»?

Называет слово с парным согласным (звонкий-хлопают, глухой-топают)

Организует знакомство со словарным словом

Организует работу в группах.

Организует работу над составлением канона

Выполняют задания по учебнику

[Б-п], [в-ф], [г-к], [д-т], [ж-ш]

-На первом этаже

6 квартир

Работают в парах

Б,  в, г, д, ж, з

П, ф, к, т, ш, с

Бить-пить          [бיּ-пיּ]

Гривы-грифы      [в-ф]

Горка-корка        [г-к]

Дело-тело           [дיּ-тיּ]

Жар-шар             [ж-ш]

Злой-слой           [з-с]

-Грифы - крупные хищные птицы

С о б а к и

-Это граница, черта, линия

Выполняют движения игры

Записывают словарное слово  «молоко» и подчеркивают орфограммы

Работают в группах

Фронтальная

В парах

 

Индивидуальная

Индивидуальная

В парах (взаимопроверка)

Фронтальная

 

Групповая

-Прочитайте пары слов.

- Назовите звуки, которыми они различаются

-Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки

-Сколько квартир на первом этаже?

-Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите двойняшек по квартирам.

-Подберите к каждому слову пару, различающуюся одной буквой

-Какими звуками они различаются?

-Спишите текст. В последнем слове текста подчеркните буквы, обозначающие парные звонкие - одной чертой, а парные глухие - двумя

 

Игра «Топни-хлопни»

     В

     Е    С

     Д    Е

     Р    Н

М О л О к о

-Назовите парные глухие согласные, придумайте и запишите  слова на эти звуки.

-Назовите парные звонкие согласные, придумайте и запишите слова на эти звуки

-Составьте слово из букв:

1-й- глухая пара звука [з]

2-й- глухая пара звука[ д]

3-й – гласный [о] под ударением

4-й – глухая пара звука [г]

РУУД

КУУД

ЛУУД

 

 

РУУД

ПУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

V.

Включение нового знания в систему знаний.

Слайд

Организует работу в рабочей тетради

Выполняют задания, осуществляют само- и –взаимопроверку

-Укол-угол

-Лужа-Луша

-Борт-порт

Фата-вата

Игра-икра

Плоды-плоты

(объясняют значение слов)

Лук-луг

Индивидуальная

-Выполните задание самостоятельно

-Прочитайте пары слов, различающиеся буквами, обозначающими парные звонкие и глухие согласны звуки

-Значение каких слов вам непонятно?

-Прочитайте загадку

-Какое слово отгадку нужно записать?

-Назовите глухой парный согласный звук в этом слове

-Какой звук является для него парным по звонкости?

-Замените звуки, какое слово получилось? Запишите слово

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

VI.

Повторение

Слайд

Организует игру (ПУ)

-Почему написали такую согласную? Как проверяли? Научите!

Записывает согласную букву, которая обозначает согласный звук в конце слова

Называют проверочные слова, «учат»

Индивидуальная

Кит и год, мороз и нос,

Машинист и паровоз,

Йогурт, корж и лимонад,

Абрикос и виноград

ПУУД

ЛУУД

РУУД

VII

Итог урока.

Рефлексия

Слайд

Организует подведение итогов урока

Анализируют учебную деятельность на уроке

Фронтальная

-На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/ -:

-Комфортно ли вам было на уроке?

-Поняли ли вы тему урока?

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя?

б) соседа по парте?

-Как вы думаете, чему будем учиться дальше?

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

Заключение.

Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на   личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.

           Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Парные звонкие и глухие согласные звуки», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, направленного на формирование представления учащихся о парных звонких и глухих согласных звуках и способе  их проверки, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся, достигнута полностью.

Проектная деятельность развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.   Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. 

         Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков русского языка в 1 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.

Литература:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

Примерная основная образовательная программа одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Цели: Способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости - глухости согласные звуки в проверочном и пров...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии".

Урок  по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии"....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива»....

Конспект урока русского языка 1 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" поможет быть полезен учителю начальных классов....