Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Евсикова Светлана Михайловна

Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_sinonimy_na_konkurs.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: 

провести исследование близких и противоположных по смыслу слов, выявить их особенности, определить, какую роль они играют в речи и каковы правила их употребления.

Задачи урока: 

1)расширять представления учащихся об антонимах и синонимах;  развивать умение наблюдать за словами, противоположными и близкими по смыслу, подбирать их в зависимости от контекста, грамотно использовать в речи

2) формировать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать себя, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать; сравнивать, обобщать, делать выводы,   3) прививать стремление к познанию, трудолюбие, воспитывать у  учащихся  чувство  товарищества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для учащихся трёх видов, презентация к уроку, костюмы для героев сценки, микрофон для интервью.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД:

формировать умение и навык подбирать и использовать в речи синонимы и антонимы, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

  • Регулятивные УУД:

понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

  • Коммуникативные УУД:

формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты:

  • Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания приставок и  верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.
  • Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
  • Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Ход урока

1

Организационный этап. Мотивация. Мобилизация внимания.

 -  Дорогие ребята! Послушайте сказку.

Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень хотелось ей узнать обо всём, что есть на свете. И решила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала  лучшая подруга – Внимание. Девочки вместе отправились в путь. Дорога была дальняя и трудная, много препятствий возникало на пути, но все они были преодолены.

В пути им встретился маленький и весёлый Шумок. Он играл и шутил с девочками, шептался то с одной, то с другой. Девочки стали ссориться друг с другом, а ему того и надо было! Не знали девочки, что под маской безобидного Шумка скрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вниманию идти вместе в Страну Знаний. Внезапно он стал разрастаться. Увидев это, Память горько заплакала, но тут услышала ласковый голосок, утешавший её. Подняла Память заплаканные глаза и увидела рядом с собой девочку. Она была волшебницей, и звали её Воля. Бессилен оказался Шум перед Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, а потом и вовсе исчез.

Подруги обрадовались – наконец-то они смогли спокойно продолжить своё путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случится беда – пусть её, Волю, на помощь позовут.                                                                                          

 - Чтобы наш урок был успешным, какие качества нам понадобятся?  

 - И, конечно же, хорошее настроение!

 - Давайте улыбнемся друг другу!

2

Актуализация знаний. Самоопределение к  деятельности.

Создание проблемной ситуации

                      - А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости.  Сценка

1 мальчик  - Я так быстро сделал все уроки!

2 мальчик  - Да? А я  медленно работал.

    1 мальчик  -  Такой весёлый рассказ сочинил!

  2 мальчик  - А я – грустный.

  1 мальчик  - Ты что так печалишься?

   2 мальчик  - А ты что так радуешься?

   1 мальчик  - А что это мы все время с тобой спорим? Быстро – медленно, весёлый –   грустный, печалишься – радуешься? Очень интересные пары слов получились! Может они  как-нибудь называются?

     2 мальчик  - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой. Но всё равно мы с тобой друзья,  товарищи.

- Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? (антонимы)

  - Несмотря на то, что эти мальчики всё время спорят, они всё же кто? (друзья, товарищи)

- Как называются эти слова? (синонимы)

(Учитель, пока идет сценка, вывешивает слова на доске: быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься, друзья-товарищи)

-Догадались, о чем сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока.  

Дети формулируют тему: «Синонимы и антонимы». Слайд

3

Постановка проблемы, темы и цели  исследования

- Что вы уже знаете о таких словах? (появляется таблица и заголовок в первой графе «знаю»). 

Слайд.  После ответа на первый вопрос появляется запись в первой графе.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению – синонимы

Слова, противоположные по значению - антонимы

1)Какие особенности?

2)Какую роль играют в речи.  

-Хотели бы вы ещё больше узнать о синонимах и антонимах?

-Давайте проведем исследование. Я предлагаю в очередной раз самим постараться найти ответы на интересующие вопросы.

Появляется заголовок во второй графе

 -Что бы вы хотели узнать? 

После ответов учащихся появляется запись во второй графе.

Формулируется совместно  цель: как можно лучше изучить близкие и противоположные по смыслу слова, выявить их особенности,  понять, какую роль они играют в речи.

- А что значит исследовать? (размышлять, обобщать, сравнивать и т.д.) И обязательно делать выводы.

- Значит, сегодня на уроке вы будете исследователями русского языка.

4

Поиск решений проблем исследования

А

-Итак, начинаем. Давайте вернёмся к нашим словам и понаблюдаем за ними.

-Чем различаются пары слов? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи)

-Запишите пары в таком порядке: существительные, прилагательные, глаголы, наречия

-А что можно сказать о написании и звучании синонимов? Антонимов? (они различны по написанию и звучанию).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению – синонимы

Слова, противоположные по значению - антонимы

1)Какие особенности?

2) Какую роль играют в речи.

отвечают на один и тот же вопрос

 являются словами одной и той же части речи

звучат и пишутся по-разному

В 3 графе таблицы появляются записи: «отвечают на один и тот же вопрос и являются словами одной и той же части речи», «различны по написанию и звучанию (произношению)» по мере того, как отвечают дети. Дети проговаривают правило, делая выводы:

«Синонимы - это слова близкие по значению, одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы - это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному».

Учитель уточняет: антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Именно противоположное, а не разное. Слов с разными значениями великое множество, но антонимами они не являются.

Б

           Подбор синонимов и антонимов к картинкам-слайдам.

Физминутка 

 - Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете:

Храбрый - трусливый, темнота-мрак, щедрый - скупой, ненасытный – жадный, греть-охлаждать, Родина- Отечество, польза- вред, широкий – узкий, различие-сходство, огорчить - утешить, дивный – чудесный

В

-Задания усложняются. И сейчас вам нужно будет суметь подобрать и синонимы, и антонимы. И мы вновь продолжим наблюдать за словами и делать выводы.

На столах лежит по одной карточке со словом, которое нужно подобрать (в словах пропущены буквы орфограмм). Карточки напечатаны на желтой (антонимы) и розовой (синонимы) бумаге. Ученик, узнавший слово, выходит к доске вместе с другими учениками, нашедшими то или иное нужное слово. После того как ряд слов «выстроился», идёт объяснение орфограмм детьми, и  в таблице появляются эти слова

Слова

Синоним

Антоним

холод

мороз, стужа

жара

грустная

печальная, тоскливая

весёлая

мокрый

сырой, влажный

сухой

ненастный

хмурый, пасмурный

ясный

враг

противник, неприятель

друг

7

Работа по второму пункту исследования: значение использования в речи, правила  употребления.

1.-Когда бы вы употребили слово мороз, а  когда стужа;  тоскливая и печальная? Учитель указывает на оттенки значений синонимов после анализа слов детьми; делается вывод о том, что синонимы делают  нашу речь более точной и разнообразной.

 2. О сочетаемости слов делается вывод на основании исследования синонимического ряда слов «Старый - прошлый, ветхий»

3. Работа с пословицами (наблюдение над ролью  антонимов в речи). Слайд 

Хороша вещь, когда новая, а друг – старый.

Умный себя винит, …… товарища (глупый).

            Добро помни, а ….. забывай (зло).

- Почему в речи мы нередко противопоставляем один предмет другому?

- Для усиления контраста используют антонимы. Они помогают сравнивать и сопоставлять, а значит, делают нашу речь точной, выразительной, интересной. 

4.На основании п.6 и п.7делаются выводы и появляются в третьей графе таблицы: обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению – синонимы

Слова, противоположные по значению - антонимы

1)Какие особенности?

2)Какую роль играют в речи.

отвечают на один и тот же вопрос

 являются словами одной и той же части речи

звучат и пишутся по-разному

обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой

Динамическая пауза «Наоборот»
-Я поднимаю руку вверх – а вы … вниз (дети должны ещё и отвечать, называя те движения, которые они выполняют)
Вперед – назад,

Вниз – вверх,  
Назад – вперед, 
Присесть – подпрыгнуть, 
Подпрыгнуть – присесть.

-Какие действия мы выполняли? (Противоположные)

Г

Работа в парах: вывод о том, что синонимы помогают избежать повторов слов.

Интервью.

   –  Однажды одной группе слов предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая группа слов  давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

 –Выразительную, точную, разнообразную речь.

 – Что вы больше всего не  любите?

 – Не любим повторы.

– Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята

     на "пятерку" знали.

     В разговоре, на письме

     Нас  употребляли.

- Какие же это слова? (синонимы)

- О каких повторах идёт речь? Слайд

На слайде появляется текст.

-Вам всё понравилось?

-Что нужно сделать? (отредактировать текст)

Дети работают в паре.

Карточка

Мальчики возвращались из леса домой. По дороге шла старушка с полным ведром воды. Мальчики это заметили. Мальчики побежали помогать бабушке. Мальчики  взяли ведро и донесли его до её дома.

Вопросы, решаемые в паре:

1.Прочитайте текст.

2. Отредактируйте этот текст.

3.Какие слова вы использовали?

4. На какой вопрос они отвечают?

5. Какой частью речи являются эти слова?

Запишите получившийся текст в тетрадь.

Устная проверка. Дети оценивают свою работу на вертикальных шкалах-линеечках (на карточке). После этого в таблице появляется запись «помогают избежать  повторов слов».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению – синонимы

Слова, противоположные по значению - антонимы

1)Какие особенности?

2)Какую роль играют в речи.

отвечают на один и тот же вопрос

 являются словами одной и той же части речи

звучат и пишутся по-разному

обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой

помогают избежать  повторов слов

9

Применение новых знаний в учебной деятельности

Творческая самостоятельная работа индивидуальная (карточка №2 для более сильных учащихся).

Карточка 1.

Прочитайте текст.

Редко греет осеннее солнышко. Погода пасмурная. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Лиственный лес стоит грустный. Молчат птицы. Холодно и тоскливо!

Задание: заменить выделенные слова антонимами.

_____________ греет осеннее солнышко. Погода ______________. По небу плывут ___________    ______________ облака. Лиственный лес стоит _____________.

___________ птицы. _________ и _____________ !

Ответьте на вопросы.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение?

- Каким настроение стало?

- С помощью каких слов передается это настроение?

Карточка 2.

Прочитайте заголовок и текст. Какими словами-синонимами или антонимами - нужно заменить  выделенные слова в первом абзаце, во втором  абзаце, чтобы заголовок соответствовал содержанию текста? Впишите эти слова.

Весёлый праздник

В лесу было грустно. Солнце теперь вставало очень поздно, ложилось рано и скупо светило всем на земле. Густой туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом тусклое солнце, прогнало туман.

Деревья, кусты и поляны осветились. На каждой веточке показались точно крошечные зелёные пальчики. Это появлялись листья. Тут и начался весёлый праздник.

Весёлый праздник

В лесу было _________. Солнце теперь вставало очень ____________, ложилось ______ и ________ светило всем на земле. __________ туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом ________ солнце, прогнало туман.

Деревья, кусты и поляны осветились. На каждой веточке ___________ точно ___________ зелёные пальчики. Это _____________ листья. Тут и начался весёлый праздник.

Проверка устно.

10

Домашнее задание

Обратиться к словарю синонимов, выбрать синонимический ряд слов, записать в тетрадь не менее 5-7 слов и составить 3 предложения с ними.

11

Рефлексия. Подведение итогов. Выводы по результатам исследовательской работы

1.На слайде появляется вся таблица, которую дети составляли в течение всего урока. Дети обобщают материал урока по таблице.

2. - Если вам понятен материал, с которым познакомились сегодня на уроке, работали на уроке с желанием, вам было интересно, то нарисуйте солнышко. Если вы часто испытывали трудности, многое осталось непонятым, то - тучку. 

Слайд

Учитель читает текст со слайда:

Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...