Дидактический материал по русскому языку для 4 класса (УМК" Гармония")
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Материал содержит дидактические карточки по русскому языку для  4 класса УМК "Гармония" по темам ,изучаемым на уроках русского языка.Карточки носят разноуровневый характер заданий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_kartochki_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические карточки по русскому языку 4 класс (УМК  «Гармония»)

Карточки по теме «Словосочетание»

Карточка 1

Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?

Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; на рассвете; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать .

Карточка 2

Образуйте словосочетания, запишите их; определите главное и зависимое слово

Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.

Карточка 3

Найди в тексте словосочетания ,выпиши ,определи главное и зависимое слово

Всюду лежит глубокий снег.

Стоит холодная зима.

Крепкий лед сковал реку.

Деревья стоят в серебристом инее.

Карточка 1

Выпишите из текста словосочетания.

Наступила радос?ная и шумная в.сна. Звонко п.ют птицы. Звенят в.сенние руч?и. Душ.стой см.лой пахнут набухшие поч?ки.

Карточка №2

Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные  по смыслу. У существительных определите падеж.

  Сидел в  (дупло)______,  подошёл к (дерево)______ ,

добежал до (река)    ______,   пролетел над (поле)_______.

Карточка 3

 Составьте и запишите предложения. У существительных определите падеж.

  Тропинка, из деревня, узкая, детей, привела, к роща, еловой.

  Недалеко, от, остановились,  дети,  полянка.

Карточка 1

 Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы.

Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____, теплое ____, вкусное ____, новые ____.

 Как называется такая запись?                                                                

Карточка2

 Зашумел у реки зеленый камыш.

Выпишите словосочетания

  Карточка3

Составь словосочетание(соедини стрелкой) из слов

Бегает                              по лесу

Гулял                              сестренке

отправил                          исторический

фильм                             быстро

Карточка 1

В спичеч...ной коро...ке л...жали рыболовные крюч..ки.

Решите орфографические задачи .

Выпишите из предложения словосочетания.

Карточка 2

) Спишите, решая орфографические задачи.Определите  падеж существительных.

Радостный (М, м)иша вприпры...ку (с)б...гает (по) лестнице. З...мой  в...р...бей ж...л в п...ч...ной трубе.

Карточка 3

Спишите текст ,исправив ошибки.

Вчера наш класс с Анной Генадьевной хадил на эксскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стаят зилёные, жёлтые багряные.

Определите падеж существительных.

Карточка 1

Исправь ошибку

Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья.

- В чем ошибка? Выпишите словосочетания, в котором допущена ошибка. Какое значение этого словосочетания?

Карточка 2

-Допишите окончания зависимых слов

Зимн..   погода ,

Бур..    медведь ,

Перелётн…    птицы ,

Пушист..   полотенце  ,

Зимн…   сказка .

Голуб…   небо .

Син..   карандаш

-Как узнать окончание прилагательных?

-Определите род ,число .падеж прилагательных.

Карточка 3

Из данных слов составьте и запишите предложения.

1)      Растопила, снежные, весна, сугробы.

2)      Листвой, деревья, помолодевшие, украсились.

3)      Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились.

-Выпишите из предложений словосочетания, где  существительное является главным словом, а имя прилагательное зависимым.  Определите  род у имени  прилагательного?    

Разноуровневые  карточки  по русскому языку по теме: « Совершенствование орфографических и грамматических умений»

1 уровень.

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

2 уровень

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

3 уровень

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое. Над подлежащем указать падеж, а над сказуемым – время.

Разноуровневая работа по карточкам по теме  : « Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»

Карточка1

- Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.

На белой скатерт.   снегов видны следы рыс.  . От ёлк.   к ёлк.  прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл. От  такой тяжест.  .

Карточка 2

Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.Определи склонение и падеж.

На белой скатерт.   снегов видны следы рыс.  . От ёлк.   к ёлк.  прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл. . От  такой тяжест.  .

Карточка 3

Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.Определи склонение и падеж.

Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.

На белой скатерт.   снегов видны следы рыс.  . От ёлк.   к ёлк.  прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл. От  такой тяжест.  .

Уровень 1

Запишите слова в три столика по склонениям.

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.

уровень 2

Найдите лишнее слово, Докажите почему?

машина, сверло, озеро;

скворец, улица, звонок;

Пушкин, ночь, печь;

окно, площадь , стол;

Свобода , любовь, рожь;

ракета, баран, едет;

Уровень 3

Определить склонение и падеж имён существительных:

Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку,обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в деревню.

Карточка 1

Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….

Карточка 2

Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составить 3–4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание – и.

Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….

Карточка 3

-е или -и в окончаниях существительных.

1) Рисовать в альбом., в тетрад.., в тетрадк.;

2) стоять на опушк., на дорог., на площад.;

3) ехать к дочер., к мам., к бабушк.;

4) лежал на стол., на полк., на парт.;

5) направляться к рек., к избушк., к площад.;

6) край рощ., дороги, алле.;

7) запах полын., сирен., зелен.;

Карточка 1

  без дорог. – по дорог.

от подруг. – к подруг.

по причин.  непогоды

из книг. по грамматик.

к речке – от речк.

около лужайк. – по лужайк.

из передач.  по музык.

Карточка 2

возле  речк. – по речк.

по просьб.  бабушк.

к дедушк. – от дедушк.

по тропинк. – без тропинк.

от деревн. – к деревн.

Карточка 3

Букет из сирен.

Из-за болезн.

В  тетрад.  по математик.

Из-за бол. в колен.

Сидел на дерев.

Карточка 1

В ванн . , из постел . , к квартир . , на дом . , в город . , у молодёж . .

Задание: Вставить безударные окончания у существительных,определить падеж.

Карточка2

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных ,определить падеж прилагательных

Карточка 3

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных . Придумать рассказ, используя словосочетания

Карточка 1

В ванн . , из постел . , к квартир . , на дом . , в город . , у молодёж . .

Задание: Вставить безударные окончания у существительных,определить падеж.

Карточка2

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных ,определить падеж прилагательных

Карточка 3

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных . Придумать рассказ, используя словосочетания

Разноуровневая работа по карточкам по теме: «Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»

Карточка 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Карточка 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Карточка 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки : мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

 Работа по карточкам по теме: « Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

Карточка 1

Вставить где нужно окончание .

Сбор помидор….

Покупка плат….

Починка сапог….

Сушка яблок….

Доставка газет….

Полив огурц….

Слушать пение солов….

Много двер….

Карточка 2

Исправьте ошибки в диалоге.

– В трамвае нет местов.

– Не местов, а мест. Падежов не знаете.

– А вам нет делов, что мы не знаем падежов.

Карточка 3

-Поставьте существительные в родительный падеж.

Деревья ,облака ,тучи ,леса ,сёла .мосты ,пар.ходы ,корабли ,дороги .голосы .двери.

Карточка 1

В ванн . , из постел . , к квартир . , на дом . , в город . , у молодёж . .

Задание: Вставить безударные окончания у существительных,определить падеж.

Карточка2

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных ,определить падеж прилагательных

Карточка 3

Ранн…  утро, разн…  следам, по белоснежн…  опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст…  ствола, больш… дятла.

Задание: Вставить безударные окончания прилагательных . Придумать рассказ, используя словосочетания

Работа по карточкам-разноуровневая по теме: « Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного.»

Карточка 1

. Вставьте окончания имён прилагательных, отметьте падеж.

Дикие утки готовились к скор…  отлёту.

Ребята на школьн..    дворе играли в прятки.

-Найдите главные члены предложения.

Карточка 2

 Вставьте окончания имён прилагательных, отметьте падеж.

На голуб... небе светило ярк… солнце. Его блестящ… лучи играли на бел… искрист… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали сверкающ... порошком. Мы были очарованы красотой зимн… природы в этот морозн… январск.. день.

Карточка 3

 Вставьте имена прилагательные, отметьте окончание и падеж.

 На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.

Русский язык. Карточки по теме:"Глагол"

Работа по карточкам

Уровень 1.

Выберите глагол в неопределенной форме.

ходить

смеется

думать

читал

2. Выберите из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

а) что делал?

б) что делать?

в) что делает?

г) что сделать?

Уровень 2.

1. Выберите из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.

Ходит, смеется, светит, капает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.

2. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

а) что делал?

б) что делать?

в) что делает?

г) что сделать?

д) что сделал?

Уровень 3.

Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают.

Поставь глагол в неопределенную форму:

скучали –

прячут –

бегает –

гуляла –

поглядел –

любит –

Карточка 1

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

В апреле.

Апрельское солнце свет..т ярко. Та..т последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прореза..т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон..т, тороп..т облака.На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш..т, начина..т расти.

Карточка 2

Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов.

Зябн.т осинка,

Дрож.т на ветру,

Стын.т на солнышке,

Мерзн.т в жару.

Из скольких предложений состоит это стихотворение?

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Дайте полную характеристику предложения.

Карточка3

Решить орфографические задачи .определить спряжение глаголов.

верт.м        держ.мся

        дума.ш.        слыш.ш.

        дыш.т        слож.т

        точ.т        посмотр.т

        плач.т        стро.т

Работа по карточкам по теме «Наречие»

Карточка 1

 Обозначь наречие. Выпиши словосочетания с наречием.

Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились голубые озёра. Повсюду чувствуется дыхание весны. По - разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок.

Карточка 2

Замени фразеологизм наречием.

Положа руку на сердце - …. У черта на куличках -…. Рукой подать - …. Как в аптеке -…. Черным по белому -…. Битый час -…. Бок о бок -…. На вес золота -…. Душа в душу -….

Слова для справок: Дружно, близко, честно, долго, далеко, ясно, рядом, точно, дорого.

Карточка 3

Запишите наречия ,решая орфографические задачи

Изредк_, вправ_, добел_, занов_, издавн_, начист_, запрост_, досух_, снов_, издалек_, влев_, налев_, слев_, справ_, наглух_, засветл_.

- от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?

.Разноуровневая работа по карточка

Карточка 1.

Определите части речи ,найдите наречия.Выделите у наречий суффиксы.

На фоне молочного неба резче проступают силуэты деревьев. Он говорил умно, горячо, дельно. Окно глядело мрачно, зловеще.

Карточка 2

Выпишите словосочетания с наречиями, выделите в них суффикс.

Заснеженные купола и пики лучились могуче и свежо. В разных местах зловеще стоят зарева. На станции длинно, тонко и чисто засвистел паровоз.

Карточка 3

  Распределите словосочетания на 2 группы.У наречий выделите суффиксы.

  рано вставать, чудесно сверкать, ранний восход, устный ответ,   великодушный поступок, устно ответить, великодушно поступить, поздно прийти, чудесное сверкание, поздний приход

работа по карточкам

Карточка 1.

1.Вставь пропущенные буквы, реши и другие орфографические задачи. В скобках напиши слово-отгадку и укажи часть речи. В загадке найди слова той же части речи, надпиши её название.

Вч.ра меня все звали завтр..,

А завтр.. наз..вут вч..ра.

Вот и вся м..я зага..ка,

Меня назвать пришла пора.

Карточка 2.

Найди ошибки в тексте, исправь их, подчеркни наречия.

Клёст седел на жёрдачьке торжественна и горда. Он помалчал, паглидел задумчива в окно и запел. Песьня начилась глуха, незаметна.

Карточка 3

Реши орфографические задачи.

(В)верх,( в)лев.,( в)низ, в.круг,( в)прав., инт.ресн., красив., медленн., (на)лев.,( на)прав., приветлив., скор., х.р.шо, спокойн., прям..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку. 3 класс

Представлен дидактический материал по русскому языку по развитию грамотного письма в игровой форме "Орфографическое лото"...

Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.

Контрольно измерительный материал по русскому языку позволяет в тестовом варианте быстро проверить знания учащихся по различным темам. Материал подобран в соответствии с программой с учётом  возр...

Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.

Данный материал разработан для повторения основных тем курса русского языка во 2 классе....

Дидактический материал по русскому языку( 2 класс)

Дидактический материал по русскому языку позволяет проверить знания учащихся по темам " Главные члены предлжения", " Однокоренные слова", " " Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", " "Перенос...

дидактический материал по русскому языку 1 класс

К вашему виманию закачала несколько файлов с дидактическими карточками по русскому языку 1 класс.Данный материал подходит для всех УМК....

Дидактический материал по русскому языку 3 класс

Данный материал предназначен для работы с отстающими ребятами. Он поможет им лучше изучить русский язык...