Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Снисарь Людмила Викторовна

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной образовательной программы начального общего образования. Уровень образования   -  начальное общее образование   1-4  класс.  (рассчитана на ступень обучения). Количество часов         135  часов (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский  край  МО Крыловский район станица Октябрьская   муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 имени И. И. Охрименко станицы Октябрьской муниципального образования  Крыловский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного кружка

«Занимательное  языкознание»

  Учитель:   Снисарь Людмила Викторовна

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной образовательной программы начального общего образования. Уровень образования   -  начальное общее образование   1-4  класс.  (рассчитана на ступень обучения). Количество часов         135  часов (1 час в неделю).

В основе обучения грамматике лежат следующие исходные положения:

1. Язык – это основное средство общения (коммуникации) людей, поэтому в изучении родного языка в школе преобладает коммуникативная направленность.

2. Язык и мышление едины. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мышление как деятельность мозга невозможно.

3. Язык – сложное, многосистемное явление, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве.

В начальных классах дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс «Занимательного языкознания» должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка.

Учащиеся приобретают ряд грамматических умений: в области фонетики – умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно произносить их; в области морфологии – умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы; в области синтаксиса – умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного предложений и составлять их.

На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуационные навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка.

Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать.

Программа предметного кружка «Занимательное языкознание  удовлетворяет следующим дидактическим принципам обучения:

1. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

Обучение – это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятие, наблюдательность, память, мышление, речь).

2. Сознательность усвоения учебного материала, т.е. понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен уметь объяснить, почему задание выполнено так, а не иначе. При изучении русского языка формализм проявляется чаще всего в усвоении грамматических категорий и форм в отрыве от смыслового содержания речи, что ведет к механическому запоминанию правила и неумению сознательно применять его.

Осознанное усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, а прочность знаний, умений и навыков – также одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью существует тесная взаимосвязь.

3. Принцип научности предполагает освещение учебного материала таким образом, чтобы оно не противоречило данным науки.

4. Принцип доступности или посильности. Научность обучения не должна вступать в противоречие с другим принципом дидактики – принципом доступности или посильности. Изучение грамматики требует высокого уровня абстракции и обобщения, а речь идет о детях младшего школьного возраста. Недоступным является тот материал, к усвоению которого дети не подготовлены, а также слишком большой по объему.

5. Принцип связи между теорией и практикой предполагает правильное соотношение между тем и другим. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражнений. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения языкового материала, а также не обладает навыком письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописания в младших классах – это преимущественно практический курс.

Роль же грамматической теории, элементы которой изучаются в начальных классах, заключается в том, что она помогает в какой-то мере понять значения слов, которыми пользуется ученик в своей речи и которые встречаются в книгах, им читаемых, значения словосочетаний и предложений, основных грамматических разрядов слов и их форм (части речи, род, число, падеж, время и т.д.), отношений между словами и предложениями.

Практические упражнения развивают познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет реализация принципа активности и самостоятельности учащихся. Применяя формы и метод организации умственной деятельности детей, требующие активного и самостоятельного включения в работу каждого ребенка, учитель руководит учащимися, готовит их к активному восприятию, помогает в самостоятельной работе, предупреждает появление ошибок, побуждает их к самоконтролю – словом, приобщает к культуре умственного труда.

6. Принцип наглядности.

Развивая у детей абстрактное мышление, учитель не должен забывать о том, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, т.е. имеет образное мышление. Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип наглядности.

Наглядность – это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Правильное произношение, четкая дикция, выразительность речи учителя иной раз лучше, чем рассуждения, помогают понять языковое явление и, кроме того, способствуют воспитанию у детей умения слушать и слышать речь, отчетливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи.

7. Систематичность и последовательность в обучении – материал программы представлен таким образом, что, следуя данному в программе порядку прохождения разделов и тем, учитель обеспечивает систематичность занятий. Материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комплексно.

8. Принцип преемственности и перспективности подразумевает то, что каждый класс начальной школы наилучшим образом готовит к последующему классу, с тем, чтобы не приходилось исправлять изученное или тратить много времени на повторение, чтобы умения и навыки были прочными.

Методические принципы:

1. Принцип языкового чутья или чувства языка представляет собой умение безошибочно следовать нормам лексики, словообразования, синтаксиса и даже стилистики, принятые в языке. Формирование чувства языка идет параллельно с умственным и языковым развитием человека.

2. Принцип развития речи. Необходимо повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам.

3. Принцип опережающего овладения устной речью по отношению к письменной лежит в основе ведущих приемов и форм организации обучения языку. Прежде что-либо записать ребёнок обязательно проговаривает это вслух. Предварительное устное рассказывание используется в обучении сочинению и изложению.

4. Принцип предупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не только исправлять их.

5. Принцип разностороннего изучения родного языка. Взаимная связь различных сторон языка должна быть в центре внимания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования.

 Предметный кружок “Занимательное языкознание”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением, поможет соблюсти  эти принципы и показать учащимся, как интересен, разнообразен, безграничен мир слова, мир русского языкознания, содействовать созданию условий для реализации обучающимися своих интересов. Внеурочные формы работы  представляют собой ориентир для решения проблем обучения в начальной школе. Это имеет первостепенное  значение для формирования истинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть необычное в знакомых словах, понять, что встречающиеся в повседневной жизни слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языкознанию  должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать речевые навыки.

Включение в программу кружка дидактических игр и игровых элементов позволяет сделать занятия интересными для обучающихся начальной школы. Вместе с тем широкое привлечение элементов занимательности не должно снижать предметной, метапредметной  и воспитывающей роли занятий по языкознанию.

При подготовке к занятиям учитель осуществляется связь с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы.

Практическая значимость данной программы предметного кружка состоит в том, что, учащиеся углубляют умения и навыки в области русского языка.

Знание русского языка способствует  успешному усвоению всех предметов школьной программы. Никакая познавательная деятельность не возможна без владения словом. Занятия “Занимательного  языкознания” направлены на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Работу по воспитанию культуры общения, по воспитанию правильного речевого поведения на занятиях необходимо проводить с использованием  дидактических и ролевых игр на всех занятиях, начиная с первого года обучения. Кружок  “Занимательное языкознание” позволяет работать над фонемами, частями речи и развитием правильной речи.

Содержание программы кружка  “Занимательного языкознания” способствуют закреплению теоретических сведений, полученных на уроках русского языка в начальной школе на практике.

Учащиеся познакомятся с общими принципами анализа и  лингвистическим токованием художественного текста, оценивание произведений художественной литературы как явления искусства слова. Именно при работе с конкретным текстом осуществимо значительное расширение содержания лингвистического и литературоведческого образования, введение в обиход учащихся целого ряда новых для них понятий, совершенствование навыков и умений.

 Во время проведения занятий используются дидактические игры игровые элементы, раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки и произведения всех жанров литературы, изучаемые в программе начальной школы. Дидактический материал дается в прозе и в стихах, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Система заданий и упражнений, дидактических игр открывает для детей удивительный  мир языка, прививает им любовь к  родной речи,  желание узнать новое о русском языке.

Содержание программы предметного кружка «Занимательное языкознание» способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы начальной школы, удовлетворяя запросы учащихся, нуждающихся в изучении русского языка на повышенном уровне и дополняя базовую программу с учётом всех принципов дидактики.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  научить обучающихся чувствовать слово, думать над словом, искать в лексическом значении слова истинный смысл, восхищаться родным языком, выражать себя в слове, овладевая несметным богатством родного языка, показать, что языкознание - это не свод скучных и трудных правил для запоминания, а занимательное и увлекательное путешествие в мир слов.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  мотивации к изучению русского языка как учебного  предмета;
  • приобретение знаний, умений, навыков в области русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над словом и текстом.
  • развитие творческих способностей и обогащение  словарного запаса;
  • достижение общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном русском языке.

Воспитывающие:

  • воспитание речевой культуры, культуры мышления и привитие этических и нравственных норм поведения;
  •  формирование и развитие у учащихся орфографической зоркости  и языковой грамотности,

Развивающие:

  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной поисковой и исследовательской работе;
  • развитие умения  пользоваться  словарями всех видов;
  • привитие гигиенических навыков  при работе с книгой;
  • Развитие интереса учащихся к русскому языку.

     III.  Особенности программы предметного кружка  «Занимательное  языкознание»

1 класс -   «Занимательная лексика»

2класс -   «Занимательная орфография»

3класс - «Лексика, фразеология и  словообразование»

4класс -  «Занимательная лингвистика»

IV. Формы проведения занятий

  • широкое использование интерактивных средств обучения и практические занятия с элементами дидактических игр, использование  раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и филологическое изучение текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;

практическая. 

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

VI.  Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • оценивать произведения художественной литературы как явления искусства слова;
  • формировать эмоциональную сферу,  учить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

VII. Содержание программы. Тематическое планирование.

1-й класс   «Занимательная лексика»

Тематическое планирование   (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

В мире тишины и неведомых звуков.

1

2

Путешествие в страну слов.

1

3

Волшебные слова.

1

4

Волшебные звуки. Гласные и согласные.

1

5

Слова-друзья

1

6

Лексическое значение слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

 От А до Я. Знакомство с алфавитом

2

10

Тайны  звуков и букв.

1

11

Разноцветные слова.

1

12

Путешествие в Страну Говорящих Скал.

1

13

Ударение в словах. Дидактическая игра «Позови слово».

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

Путешествие в  Страну Слогов.

1

16

Знаки препинания.

1

17

Составь слово.

1

18

Многозначные слова.

1

19

Слова – синонимы.

1

20

Слова-омонимы.

1

21

Слова-омофоны.

1

22

Слова-антонимы

1

23

Словесная карусель.

1

24

Конкурс знающих.

1

25

Весёлый аттракцион.

1

26

Необычный урок.

1

27

Узелки на память.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

Путешествие к словам – родственникам.

2

31

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

32

Полёт в будущее. Неологизмы.

1

33

Итоговое занятие.

1

Итого 33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире тишины и неведомых звуков. (1ч.)                                                          Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. Путешествие в Страну Слов. (1ч.)                                                                                   Игры «Слова – братья», «Многозначные слова», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».

Тема3 . Волшебные слова.  (1ч.)                                                                                    Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 4 . Волшебные звуки. Гласные и согласные.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. (1 ч.) Из чего «строятся слова».

Тема 5. Слова-друзья.    (1ч.)                                                                                      

Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. Лексическое значение слов. (1ч.)                                                         Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови слова по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                                                    Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9.. От А до Я. Знакомство с алфавитом  (2ч)                                                                                         Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Значение слов «азбука» и «алфавит». Путешествие в прошлое. Как появилась письменность на Руси. Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма».

Тема 10. Тайны звуков и букв.  (1ч.)                                                                                      Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Разноцветные слова.(1ч.)                                                                                                Сказка «Слова, которые могут рисовать» - эпитеты. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Упражнения в описании картины.

Тема 12. Путешествие в  Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                                              Беседа о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка  «Заколдованные слова». (Значение наскальных рисунков).

Тема13.. Ударение в словах. Дидактическая игра «Позови слово».   (1ч.)    

Упражнения в постановке ударения с использованием    методического приёма «Позови слово».  Наблюдение над изменением лексического значения слов при перемещении ударения (атлас, стоит, мука и т. д.)                                                     

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                                                 Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций. Работа с деформированным текстом.

Тема 15. Путешествие в  Страну Слогов.   (1ч.)                                                                                                     Игра на умение делить слова на слоги.  Хоровое скандирование. Разгадывание головоломки. Игра с воздушным шариком «Продолжи слово».

Тема 16. Знаки препинания.     (1ч.)                                                  

  Работа над выразительностью речи. Роль знаков препинания для выразительности речи. Инсценирование.

Тема 17. Составь слово.(1ч.)                                                                         Игры «Преврати буквы и слоги в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Объясни значение слов».

Тема 18.  Многозначные слова. (1ч.)                                                                      Разгадывание ребусов. Многозначные слова.  Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.

Тема 19 Слова – синонимы.

Тема 20. Слова - омонимы. (1ч.)                                                                                     Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21. Слова-омофоны (1ч.).  Поговорим о  словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. 

Тема 22 Слова-антонимы(1ч.).                                                                                    

Тема 23.  Словесная карусель  (1ч.)                                                                           Головоломка. Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)                                                                                         Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами, синонимами и антонимами.

Тема 25. Весёлый аттракцион. (1ч.)                                                                         Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый и мягкий знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                                                   Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Узелки на память. (1ч.)                                                                           «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                                                      Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра с омонимами.

Тема 29-30. Путешествие к словам – родственникам. (2ч.)                                                      Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Найди пару». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч.)                                                                                  Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. Неологизмы.  (1ч.)                                                                                               Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)                                                                                Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                            Антонимы, многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги (скандирование).                                                                                                          Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя с использованием синонимов, антонимов, эпитетов.                                                                                   Работать со словарями.

Объяснять лексическое значение слов.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование      (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Как обходились без письма?

1

2

Древние письмена.

1

3

Возникновение письменности на Руси.

1

4-5

Фонема.

2

6-7

Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

2

8

Твёрдый и мягкий знаки.

1

9 - 10

«Ошибкоопасные» места.

2

11

Тайны фонемы

1

12 - 13

Опасные согласные

2

14

На сцене гласные. Ударение.

1

15

«Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16

Вспоминаем  жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

1

17-18

Непроизносимые согласные.

2

19-20

Самопроверка орфограмм.

2

21

Память и грамотность.

1

22.

Строим слова из морфем.

1

23

Где хранятся слова?

1

24-25

Игры с приставками. Составление слов.

1

26

Предлоги.

1

26-27

Слова – «родственники»

2

28-30

Загадки корней

3

31-32

Главное правило корня.

2

33

«Слова-пришельцы. Заимствованные слова.

1

34

Итоговое занятие

1

                                                                                     Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

      Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

      Рисуночное письмо. Наскальное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные» знаки. Придумай свои иероглифы.

Тема 3. Возникновение письменности. (1 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Возникновение письменности на Руси.  Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Фонема (2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 7. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.  2 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.

Тема 8. Твёрдый и мягкий знаки. Сказка про твёрдый и мягкий знак» Э. Мошковской  (инсценирование).

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      Кому нужна зоркость? Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону.  Составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные. Ударение.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот! Игра «Позови слово». Слова-омонимы.

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Вспоминаем жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ . Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18.. Непроизносимые согласные. (2 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Самопроверка орфограмм.(2 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

       Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строим слова из морфем.(1ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставки.  Суффиксы. Окончания. Игра «Образуй слова».

Тема 23. Где хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 25. Игры с приставками. Составление слов. (2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 26. Предлоги (1 ч.)

Как пишутся предлоги со словами. Способы различения предлогов и приставок.

Практическое занятие.

 Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».  Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Загадки корней (2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. Главное правило корня. (2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Слова-пришельцы. Заимствованные слова.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём иностранных слов. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                            Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать приставки и предлоги.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.

3 класс     «Лексика фразеология словообразование»  

Тематическое планирование. (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Путешествие в царство слов.

1

2-3

Работа с разными группами слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

Родственные (однокоренные слова).

2

8- 9

Волшебные  слова.

2

10

Устаревшие слова - архаизмы. Экскурсия в прошлое.

1

11- 12

Новые слова в русском языке - неологизмы.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями. Заимствованные слова.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова и выражения.

1

19- 20

Найди ошибку.

2

21-22

Учимся сочинять сами.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Учимся работать с «трудными» словами.

2

28- 29

Ребусы, анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы и кроссворды.

2

32

Из истории имён.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

Олимпиада  по русскому языку.

1

Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1.  Путешествие в  царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи  на примерах произведений устного народного творчества.  Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Работа с разными группами слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  Родственные (однокоренные) слова.. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов . Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Волшебные слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Устаревшие слова - архаизмы. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста устаревших слов. Творческая работа. Объяснение лексического значения устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке - неологизмы.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями. Заимствованные слова.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы».  Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова -  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова - омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова и выражения (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  Найди ошибку. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  Учимся сочинять сами.(2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Ребусы, анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы и кроссворды. (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Из истории имён.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  Олимпиада  по русскому языку. (1ч.)

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование     (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

1

Что такое орфоэпия? Нормы литературного произношения.

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки - не буквы! Транскрипция.

1

4

Звучащая строка.

1

5

Торты и жалюзи. Знакомство с нормами литературного произношения.

1

6

Правильная постановка ударения.

1

7

Кар и  кря! Звукоподражание.

1

Лексикология    (27 часов)

8

Толкование слов.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

Многозначные слова. Слова-омонимы.

1

11

Неологизмы.

1

12

Прямое и переносное значение слов.

1

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Синонимия слов.

1

15

Этимологические  и исторические словари.

1

16

Слова – антонимы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари иностранных слов. Знакомство с историей происхождения и образования слов.

1

19

О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

1

20

Литературный язык и живая народная речь.

1

21

«Крылатые» выражения и афоризмы.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Архаизмы и неологизмы.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

История древнерусских имён.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Межъязыковая паронимия.  

1

28

Знакомство со словарем паронимов.

1

29

Орфографический словарь.

1

30

Этимологический словарь.

1

31

Омонимия среди имён собственных.

1

32

Древнерусские имена. Происхождение фамилий и отчеств.  

1

33

Основные орфографические  и пунктуационные правила

1

34

Олимпиада по русскому языку.

1

Итого 34 часа  

        

Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки - не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Торты и жалюзи. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        Правильная постановка ударения.. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах. Явления омонимии в русском языке.

Тема  7.        Кар и  кря! Звукоподражание. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Толкование слов. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        Многозначные слова. Слова-омонимы. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов». Н. Сладков «Овсянка».

Тема 11.        Неологизмы.  (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Прямое и переносное значение слов. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Синонимия слов. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Этимологические  и исторические словари. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антонимы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари иностранных  слов. Знакомство с историей происхождения и образования слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 19.        О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

Орфографическое и орфоэпическое произношение слов.

Тема20.        Литературный язык и живая народная речь. (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        «Крылатые» выражения и афоризмы. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы».  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Архаизмы и неологизмы. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  История древнерусских имён. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы» (безответный, безответственный). Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема27.   Межъязыковая паронимия.  (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Ложные друзья переводчика, или межъязыковые омонимы (межъязыковые паронимы) — пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. Например, польск. miasto — город, а не место; czas — время, а не час, nalóg — дурная привычка, а не налог, sklep — магазин, а не склеп; англ. angina — стенокардия, а не ангина; genial — добрый, а не гениальный; magazine — журнал, а не магазин; англ. и исп. mosquito — комар, а не москит.

Тема 28. Знакомство со словарем паронимов.  (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.          Орфографический словарь. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Этимологический словарь. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.         Омонимия среди имён собственных. (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.         Древнерусские имена. Происхождение фамилий и отчеств.  (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема33. Основные орфографические  и пунктуационные правила (1ч.)

Повторение основных орфографических правил на основе изучения литературных произведений.

Тема 34.   Олимпиада по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

  •  наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 1000 упражнений по русскому языку для начальной школы. - Москва: Наука, 2001. - 576 c.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Academia, 2010..
3. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2012.
4. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б. Беленькая. - М.: Феникс, 2014. 
5. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б. Беленькая. - М.: Феникс, 2015..
6.  Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Academia, 2013.

7. Матвеев, С.А. Все правила русского языка для начальной школы / С.А. Матвеев. - М.: АСТ, 2013. - 19. Милосердова, Г. В. Дополнительные задания по русскому языку для начальных классов / Г.В. Милосердова. - М.: Феникс, 2007.

8. Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2000.

9. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

10. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

11. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

12.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

13.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

14.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

15.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

16.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

18. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

19.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

20.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

21. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).

Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...

Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс

Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс...

Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс

Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс...

Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Занимательная грамматика"

Рабочая программа предназначина для учителей начальных классов....

Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Всезнайка"

Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов....

Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»

Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....