Урок русского языка в 4 классе. Фразеологизмы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель:

- обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse._frazeologizmy.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения

родителей, им.Г.К.Жукова»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

                                 

Тема: «Фразеологизмы»

                                                                                               Подготовила и провела:

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                 Вельмина Т.Н.

 

г.Горно-Алтайск

2018 год

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: 

- обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

     Задачи урока: 

     предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;

     личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

     метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Оборудование: презентация к уроку, ноутбук, проектор, карточки с заданиями в парах.

Тип урока: новых знаний.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организа-ционный момент.

Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!

- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Моти-вация учебной деятель-ности учащихся.

Слово учителя.

Сценка.

- Почему вы опоздали на урок?

- Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Игорь,  все как об стенку горох.

  - Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

  -   Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

- Итак, начинаем наш весёлый урок!

 2 ученика вбегают после звонка в класс

Разыгрывается сценка.

Ученик 1: Татьяна Николаевна , Игорь бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймал и повел его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Отвечают на вопрос учителя.

III.Актуа-лизация знаний и деятельности

1.Проверка домашнего задания.

2.Подбор синонимов.

3.Разга-дывание загадок.

Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать одну загадку. Послушайте её:

Р

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

-Что такое антонимы?

-Что такое омонимы?

-Что такое синонимы?

А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синонимы.

1. Бить баклуши,  Сидеть сложа руки  (Бездельничать)

2.  Сломя голову.  (Быстро)

3. Водить за нос ( обманывать)

4. Строить глазки ( привлекать внимание)

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются?

  - Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша - фрукты

-Семицветное коромысло – радуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит

-Самое холодное время года - зима

-Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля

- Какое  сейчас время года? - осень.

-Царь зверей - лев

-Что плывет по небу - облако

-В нем 12 месяцев - год

-Первый летний месяц- июнь

- Полосатая лошадь-зебра

- Его дает корова-молоко

- Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы. 

Отгадывают загадку и отвечают на вопрос учителя.

Высказывают свои предполагаемые ответы.

Отвечают на вопросы.

Подбирают синонимы.

В паре отгадывают загадки и называют ключевое слово.

IV. Постановка темы и целей урока.

V. Работа по теме

Минутка чистописания (каллиграфическая работа).

Словарная работа

Разбор предложения

Работа по учебнику.

- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?Какие цели мы поставим перед собой?  На слайде слова:

Вспомнить

Узнать

Научиться

Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит,  как  мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава- стараться;

Не падать духом- не унывать;

Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно.

- Открыли свои  тетрадочки. Записали число, классная работа.

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф. И девиз нашего урока.

Фф

Работать засучив рукава.

Составьте слово- добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками.

Какое слово получилось? Еще.

Пропишите это слово 2 раза и запомните написание этого слова. Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще (снова, опять)

-Вспомните начало стихотворения Ф.Тютчева с этим словарным словом.

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

-Запишите себе в тетрадь это предложение и подчеркните грамматическую основу предложения. Что вы можете сказать про предложение?

-Молодцы! Оцените свою работу.

  1. Послушайте отрывок из повести  С.Черного  «Дневник Фокса Микки»,упр.74 на с.49.Нам его прочитает Даша. Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

- Какое сочетание слов так поразило  героя? Чего же он не знал?

- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

Определяют тему урока и ставят цели.

Вспоминают пожелания и объясняют смысл фразеологизмов.

Записывают число, выполняют минутку чистописания.

Выполняют словарную работу.

Записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.

Открывают учебники и читают отрывок, слушают его и отвечают на вопрос.

V.Первичное усвоение новых знаний.

Сообщение ученика.

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

 - Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах.  

-  Что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

Работая с текстом, вы познакомились с понятием «фразеологизмы». Но вы не обратили внимание на информацию, представленную в виде иллюстраций. О чем нам рассказывают они?  Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

-Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь.

Работают с текстом, отвечают на поставленные вопросы.

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

  • Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную   культуру народа.

Работа со словарём.

- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову»и записать в тетрадь.стр.157

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

Ищут в словарях значение фразеологизмов:

-каша в голове (1ряд)

-чудеса в решете(2 ряд)

Творческое задание.

- Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

  1. - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.

 Я проснулся ни свет ни заря. На душе  кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго бил  баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Работают в парах.

Делают вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

Игра «Покажи у себя»

(физминутка)

Игра « Покажи у себя»

  1. -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
  2. - Его вешают в унынии,
  3. Его задирают, зазнаваясь,
  4. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

  1. -Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
  2. Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
  3. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

«Нос-ухо-лоб» - на внимание.

Показывают у себя ,что требуется.

 Первич-ная проверка понимания.

Задание: Найдите фразеологизмы.

 - А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

- Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?

-Запишите себе в тетрадь.

Слушают учителя, находят фразеологизмы и объясняют их значение, записывают в тетрадь.

Сообщение ученика.

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет  неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.  

Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.

Слушают сообщение ученика.

Работа в рабочей тетради.

Дополни-тельное задание на сообрази-тельность.

Откройте рабочие тетради на стр.36 упр.75.

Впишите пропущенные фразеологизмы.

Ну а сейчас попадем  в  фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и  записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Голоден как… волк

Здоров как.. бык

Изворотлив как ..уж

Надут как ..индюк

Нем как ..рыба

Грязный как.. свинья

Упрям как …осёл

Болтлив как.. сорока

Колючий как.. ёж.

Работают в тетрадях, вставляя фразеологизмы, затем читают вслух.

Отвечают вслух все вместе.

VI.

Итог урока.

 Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это?
  2. Конечно же, фразеологизмы! 

-Подведём итог урока.

- В чём заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

- Чью работу на уроке хотите отметить?

VII. Рефлексия.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

- Чью работу на уроке хотите отметить?

Оценивают свою работу.

Слово учителя.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!   

  VIII. Домашнее задание

  1. С.50 упр.76

Творческое задание: Перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразеологизмы

Записывают домашнее задание.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" 4 класс

Урок русского языка был проведен в рамках дней открытых дверей для родителей в 4 классе "В"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Флипчарт к уроку русского языка 3 класс "Фразеологизмы"

Флипчарт к уроку русского языка "Фразеологизмы"...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы», 3 класс

Цели урока: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понят...

урок русского языка 3 класс фразеологизмы

урок русского языка в 3 классе  по теме фразеологизмы. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...