План-конспект урока по русскому языку в 3 класс с применением технологии проблемного обучения .
план-конспект урока по русскому языку на тему

Марина Валентиновна Новикова

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 3 класс с применением технологии проблемного обучения .

 

Тема: Изменение имен существительных по падежам

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Минутка чистописания

На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

У. Прочитайте написанные на доске слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая эта буква? В каком слове она находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая эта буква?

Д. Эта буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая эта буква?

Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне вез глагола привезти.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

Фое фоое фооее фоооее фоооеее

Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

У. Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

Словарно – орфографическая работа

У. Слово  из  словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

Д. Это слово телефон.

У. Подберите родовое понятие к слову телефон.

Д. Телефон – это аппарат.

У. В каких случаях он используется людьми?

Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

У. Скажите полностью, что такое телефон?

Д. Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

У. Многие специалисты предпринимали попытки сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел телефон для практического использования.

        Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания вы можете отметить?

Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

У. Подчеркните их, запомните написание слова телефон.

        Составьте предложение, в которое одновременно вошли бы слова: телефон, телевизор, человек.

Д. Человек изобрел телефон и телевизор.

        Телефон человек изобрел раньше, чем телевизор.

        Человеку удобно пользоваться телефоном и интересно смотреть телевизор.

У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

Д. Человек, телефон, телевизор.

У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.

У. Назовите грамматические признаки имен существительных человек, телефон, телевизор.

Д. Существительное человек одушевленное, телефон, телевизор – неодушевленные. Все три существительные нарицательные, мужского рода, единственного числа.

У. О чем сегодня будет новая тема урока?

Д. Новая тема урока, наверное, будет связана с именем существительным и его грамматическими признаками.

У. Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак имени существительного.

Изучение нового материала

На доске написан текст:

        Друг – это человек, который все поймет и поможет.

        Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну.

        Я уважаю своего друга. Я горжусь своим другом. Многие мечтают о настоящем друге.

У. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель - на доске). Выделите окончания в его формах.

Кто?

Друг

   

Кого?

Друг

а

Кому?

Друг

у

Кого?

Друг

а

Кем?

Друг

ом

О ком?

О друг

е

        Скажите, что менялось в существительном друг?

Д. В существительном друг менялись окончания.

У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существительном друг?

Д. В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.

У. Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – это грамматический признак имени существительного. Сейчас мы просклоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг).

Д.

Кто?

друг

   

Что?

телефон

   

Кого?

друг

а

Чего?

телефон

а

Кому?

друг

у

Чему?

телефон

у

Кого?

друг

а

Что?

телефон

а

Кем?

друг

ом

Чем?

телефон

ом

О ком?

о друг

е

О чем?

о телефон

е

У. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет названия падежей, дети устно называют вопросы к ним). СКАЗКА О ПАДЕЖАХ

На доске оформляется следующая запись:

Падежи

Именительный

Кто?

друг

   

Что?

телефон

   

Родительный

Кого?

друг

а

Чего?

телефон

а

Дательный

Кому?

друг

у

Чему?

телефон

у

Винительный

Кого?

друг

а

Что?

телефон

а

Творительный

Кем?

друг

ом

Чем?

телефон

ом

Предложный

О ком?

о друг

е

О чем?

о телефон

е

Назовите все падежи и вопросы к ним.

Д. Именительный падеж – кто? что? и т.д.

У. К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому? и т.д.

Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т.д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных.

У. К каким существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.

Д. К остальным существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.

У. Обобщите наши рассуждения по плану:

  1. Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?
  2. Что такое склонение?
  3. Какие падежи имеются в русском языке?
  4. На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Физкультминутка

У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики – на вопрос что?

        Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.

Закрепление

Упражнение 1

Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

И.п.

Кому?

Отцу

Чему?

Дружбе

Р.п.

О ком?

Об отце

О чем?

О дружбе

Д.п.

Кем?

Отцом

Чем?

Дружбой

В.п.

Кого?

Отца

Что?

Дружбу

Т.п.

Кто?

Отец

Что?

Дружба

П.п.

Кого?

Отца

Чего?

Дружбы

Упражнение 2

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступает вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки предают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

Упражнение 3

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли  в  роще, приблизились  к  ч…ремухе, нах…дились  в  лодке;

тетрадь  без  обло…ки,  гн…здо  без  насе…ки,  всадник  на  лошади;

ж…л  в  г…роде, полз  по  …дежде,  подош…л  к  ферме;

срубили  б…резу,  выпил  ч…ю,  л…жал  на  печке.

Устно сгруппируйте слова  с пропущенными буквами по орфограммам.

Подведение итогов. (3мин.)

У.      Услышим скоро мы звонок.

          Пора заканчивать урок.

Рефлексия:

  • Повторите, что такое «склонение»?
  • Перечислите названия падежей.
  • Вспомните алгоритм определения падежа у имён сущ.

У. Оцените себя, используя сигнальные карточки. Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел; зелёные – тему усвоил.

 

Ресурсы:

  1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
  2. Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
  3. Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И.  «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
  4. Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе

(Школа 2100) с применением технологии проблемного обучения .

Тема: Однородные члены предложения

Цель урока: дать первоначальные представления об однородных членах предложения

Задачи:
 

  1. обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений распознавать однородные члены в предложениях;
  2. определять какими членами в предложении они являются;
  3. соблюдать интонацию перечисления при однородных членах;
  4. развивающие: определять общую цель и пути её достижения, ставить вопрос, формулировать свои затруднения использовать знаково-символические средства;
  5. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.


 Ход урока:

Минутка чистописания

У. Внимательно посмотрите на данную запись:

        Доктор – врач

        Рев         -  ?

        Зов         – ?

        Ураган   – ?

        Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

Д. К словам левого столбика нужно подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч: доктор – врач, рев –, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч.

У. Согласную ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы о и а. Буква о – непроверяемая безударная гласная в слове доктор. Буква а – непроверяемая безударная гласная в слове ураган.

У. Какие еще орфограммы можете назвать в этих словах?

Д. Правописание парных согласных на конце слов рев и зов.

        Проверочные слова реветь, звать.

        Мягкий знак в конце существительного после шипящих.

        В словах врач, плач, клич, смерч мягкий знак не пишется, так как это существительные мужского рода.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Чао оач

Д. В данном ряду написаны строчные буквы ч, о, а.

        Во второй ячейке порядок букв меняется на обратный.

У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности.

Словарно – орфографическая работа

У. Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в существительных:

        Ключ, береза, солнце, добро, улов, север, срок.

        Какое это слово?

Д. Это слово человек.

У. Подберите родовое понятие к слову человек.

Д. Человек – это живое существо.

У. Верно, но животные тоже живые существа. Чем человек отличается от них?

Д. Человек умеет говорить, а животные не умеют.

У. Другими словами, человек обладает речью. Чем еще человек отличается от животных?

Д. Человек умеет трудиться.

        Человек умеет мыслить.

У. Скажите полностью значение слова человек.

Д. Человек – это живое существо, которое умеет говорить, мыслить, трудиться.

У. Где вы можете найти сведения о правописании слова?

Д. Сведения о правописании слова можно найти в орфографическом словаре.

У. Поработайте с орфографическим словарем. Что можете сказать о правописании слова человек?

Д. В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о, парная согласная к. Проверочное слово – человека.

У. Прочитайте написанные на доске пословицы:

                Красна птица опереньем, а человек уменьем.

                Русский человек добро помнит.

                Человека ценят не по словам, а по делам.

        Какие из данных пословиц можно объединить между собой и по какому признаку?

Д. Можно объединить первую и третью пословицы. Они имеют общий смысл. Человека ценят за его уменья, дела и поступки.

У. Назовите в третьем предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Д. Слова по словам, по делам отвечают на вопрос по чему? и относятся к сказуемому ценят.

У. Как выдумаете, чему будет посвящена новая тема урока?

Д. Новая тема урока будет посвящена словам, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Изучение нового материала

На доске написаны предложения:

Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

                Они щебечут, суетятся, устраиваются.

                Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.

У. Прочитайте  первое предложение.

Д. возвращаются с юга.

У. Разберите его по членам предложения.

Д. Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

У. Какую особенность вы заметили в этом предложении?

Д. В этом предложении три подлежащих ласточки, скворцы, соловьи и одно сказуемое возвращаются.

У. Несколько подлежащих (их может быть два, три и более при одном сказуемом) – это однородные члены предложения. Прочитайте второе предложение.

Д. Они щебечут, суетятся, устраиваются.

У. Разберите второе предложение по членам.

Д. Они щебечут, суетятся, устраиваются.

У. Какая есть особенность в этом предложении?

Д. В этом предложении три сказуемых щебечут, суетятся, устраиваются  и оно подлежащее они.

У. Несколько сказуемых (их может быть два, три и более при одном подлежащем) – это однородные члены предложения. Прочитайте третье предложение.

Д. Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.

У. Разберите третье предложение по членам.

Д. Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.

У. Что можете отметить в третьем предложении?

Д. В третьем предложении три второстепенных члена на деревьях, под крышами, в кустах.

У. На один и тот же или на разные вопросы отвечают эти второстепенные члены предложения?

Д. Эти второстепенные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос где?

У. Данные второстепенные члены предложения относятся к одному  и тому же слову или разным словам?

Д. Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову появились.

У. Как можно назвать второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?

Д. Второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными.

У. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

Д. Между однородными членами предложения ставятся запятые.

У. Сделайте вывод по плану:

        Какие члены предложения называются однородными?

        Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

Д. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Между однородными членами ставятся запятые.

Физкультминутка

У. Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами, вы хлопайте. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами будет названо.

        На клумбе растут розы. На клумбе растут астры и розы.

        Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы.

        Летом солнце светит и греет.

Закрепление

Упражнение 1

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Подчеркните орфограммы.

        Стрижи на лету едят, пьют, спят.

        Черника, брусника, клюква созревают осенью.

Из нефти люди производят бензин, керосин, резину, пластмассу.

Упражнение 2

Прочитайте предложения. Устно сгруппируйте пословицы и поговорки по смыслу. Из каждой составленной пары выделите и напишите пословицу или поговорку с однородными членами.

                Добро не горит и не тонет.

Без труда нет плода.

Наш сокол маленький, но удаленький.

Терпенье и труд все перетрут.

Из малого выходит великое.

Не устоять худу против добра.

Подчеркните однородные члены предложения. Объедините слова пословиц по орфограммам.

Упражнение 3

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения.

Гнезда.

Гнезда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр(о, а)чей и в(о, а)рон гнезда сложены из суч(ь, - )ков. (У) ремеза гнездо слеплено (из) мха и паутины. С(е, и)ницы, дятлы прячут св(а, о)и гнезда (в) дупле. Ч(а, я)ще всего птич(ь, - )е гнездо похоже (на) ч(а, я)йную ч(а, я)шечку. Оно сплетено  (из) веточек, внутри выстлано пухом, пер(ь, - )ями и шерст(ь, - )ю. Каждую в(е, и)сну большинство птиц в(ь, - )ют гнездо заново.

Справка:

Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детенышей у насекомых, птиц и других животных.

Рефлексия  Какие знания мы с вами сегодня открыли? - Почему нам понадобились эти знания? - Как нам удалось сделать это открытие?

 Ресурсы:

  1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
  2. Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
  3. Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И.  «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
  4. Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по теме "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе"...